Классный час "Мы патриоты России" проведенный в рамках семинара заместителей директоров по воспитательной работе" "Формирование у учащихся общенациональных ценностей"
классный час (4 класс) на тему
Цели занятия:
1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; показать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть значение слова «патриот»;
2. Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;
Задачи:
Образовательные:
· повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;
Развивающие:
· развивать умения работы с различной литературой;
· умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
· продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
Воспитательные:
· воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_klassnyy_chasdokument_microsoft_word.docx | 242.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Мы – патриоты России»
Цели занятия:
- Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; показать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть значение слова «патриот»;
- Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;
Задачи:
Образовательные:
- повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;
Развивающие:
- развивать умения работы с различной литературой;
- умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
- продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
Ход классного часа.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение НПоляковой «Родина моя»
- Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.
На доске написано начало предложения: «Для меня Родина –это…». Сейчас вы подумайте как бы вы закончили это предложение и запишите его на лучиках, которые лежат на ваших партах.
(дети думают) Затем выходят и приклеивают свой лучик к солнышку.
Учитель: Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.
- Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.
На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:
Родители Род Родня
Родина
Народ Родник
Родословная
Учитель: А теперь послушаем песню о Родине в исполнении Людмилы Зыкиной.
Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие».
Учитель: Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией? Почему в песнях легче всего выразить любовь к Родине? За что люди любят свою Родину?
Конкурс пословиц.
Дети делятся на 5 групп. На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.
На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).
Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).
Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).
Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дети объясняют смысл пословиц.
Учитель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение
Что мы Родиной зовем? (В. Степанов)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, поэт который написал это стихотворение очень любил свою родину? Почему? А вы знаете как называют человека который любит свою Родину?
- Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как называется человек, который обладает чувством родины.
Отгадывание кроссворда
На доске плакат:
Великий русский поэт.
Родина-… - умей за нее постоять.
Русский император, «прорубивший окно"
Дерево – символ России.
Главная песня страны.
Столица нашей Родины.
Чувство глубокой тоски по родине.
Учитель: Как же называют человека, который по-настоящему любит свою Родину?
(патриот)
Но что это значит любить Родину?
1 Действовать для ее блага- объяснение каждого понятия
2 Гордиться ею
3 Не совершать того что ей может навредить
Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот». Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной.
- Что же такое патриотизм? Вот как объясняет значение этого слова В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка»: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
- Сейчас можно сказать проще: «Патриот – это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании».
- Как вы поняли, кто же такой патриот?
Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»
Ученик 2. «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».
Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с
Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других — в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»
Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.
Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы должны знать гимн, герб и флаг как России, так и Республики Татарстан»
А вот что об этом думает Валентин Варенников советский военачальник и российский политик, генерал армии Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза,генерал Валентин Иванович Варенников настоящий патриот, яркая и неординарная личность. Всю свою жизнь Валентин Иванович Варенников посвятил военной службе. Он прошёл огненными дорогами Великой Отечественной, а после войны — не жалея сил, работал на укрепление обороноспособности Родины и был удостоен высшей награды — звания Героя Советского Союза.
Видеозапись
Учитель: А сейчас наши ребята приведут примеры истинного патриотизма россиян
Ученик1 Михаил Кутузов родился в 1745 году в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, Илларион Матвеевич Кутузова военный инженер, генерал-поручик и сенатор, оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем.
Благодаря Михаилу Кутузову Россия выиграла войну с французами. Царь Александр I назначил генерала Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Незадолго до назначения, царь пожаловал Кутузова титулом светлейшего князя. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена, за что Кутузов был удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени, став первым полным Георгиевским кавалером.
Ученик 2 Мин Герой- шагыйрь Муса Җәлил турында сөйлисем килә. Муса Җәлил 1906 елда Оренбург өлкәсе Мостафа авылында туа. Матбугатта иң беренче булып 13 яшендә язылган “Бәхет” шигыре басыла. 1922 елда Казанга килә. 1923-1925 елларда Казан рабфагында укый. 1939 елда М. Җәлил Татарстан Язучылар берлеге идарәсенең җаваплы секретаре итеп билгеләнә. М. Җәлил “Алтынчәч”, “Илдар” либреттоларын яза. М. Җәлил 1942 елда әсирлеккә эләгә. Әсирлектә җәлилчеләр яшерен оешма төзи. Җәлилчеләр 1944 елда җәзалап үтерелә. Муса Җәлилнең “Моабит дәфтәрләре”нә 94 шигырь тупланган. “Моабит дәфтәрләре”нең беренчесен Татарстан Язучылар берлегенә Нигъмәт Терегулов кайтара. Икенчесен - Андре Тиммерманс. 1956 елда М. Җәлилгә Советлар Союзы Герое исеме бирелә. 1957 елда “Моабит дәфтәрләре” Ленин премиясе белән бүләкләнде. Герой – шагыйрьнең исеме мәңгеләштерелде. М. Җәлилгә һәйкәл куелды, М. Җәлилнең музейлары барлыкка килде. Казанда Муса Җәлил исемендәге дәүләт опера һәм балет театры бар. Муса Җәлил исемен урамнар йөртә
Минем безнең мәктәптә татар теле һәм әдәбият укытучысы Айзетуллова Гөлнур Хәлил кызының Муса Җәлилгә багышлап язган шигырен укып китәсем килә
Һәйкәл-сыннар булып бастың, Муса:
Ватан улын шулай күтәрде.
Җаның кебек күреп язган җырлар
Яңгырата бүген күкләрне.
Шигри гөлләр куям һәйкәлеңә,
Җил-яңгырлар тими аларга
Исмең синең еллар үткән саен
Тик яктыра бара, яңара.
Ученик 3
Ученик 5 Габитов Инсаф рассказывает о своем прадедушке.
Ученик 6. Андреева Анастасия рассказывает о своем прадедушке.
Учитель. Ребята, а вы знаете, что истинный патриот защищавший нашу Родину с оружием в руках работает в нашей школе. Это учитель ОБЖ Сысоев Сергей Владимирович.
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России? (ответы детей)
- Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.
Если вы согласны с высказыванием, то хлопайте в ладоши.
знает и любит культуру многонациональной России;
помогает престарелым и инвалидам;
постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
охраняет природу;
негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
старается соблюдать законы;
дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
избегает службы в армии;
знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).
Учитель: А теперь давайте составим портрет человека, совершающего действия, которые вы не включили в наш перечень.
Дети составляют устный портрет.
Учитель: Хотели бы вы быть похожими на этого человека?
Вывод. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы
кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина - в душе.
Ребята, а вы считаете себя патриотами? Почему? Ответы детей.
Ребята, на примере нашего занятия мы увидели как люди выражают свою любовь к родной стране: художники-в картинах, пэты в стихах, композиторы в песнях. Давайте и мы сейчас нарисуем рисунки посвященные нашей Родине.
Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Берёзы». Дети рисуют. На доске образуется выставка.
Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.
Список литературы:
Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007
Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009
Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004
Интернет-ресурсы:
www.vidahl.agava.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
www.clow.ru/ruspeople.html - Познавательный портал
www.rubricon.ru – Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар заместителей директоров по УВР, методистов образовательных организаций "Модернизация системы внутришкольного контроля в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов"
В данном разделе опубликована программа семинара заместителей директоров по УВР, методистов образовательных организаций "Модернизация сисемы внутришкольного контроля в свете требований федеральн...
Справки заместителя директора по воспитательной работе
Для новичков заместителей директоров данный материал может пригодиться....
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Выступление на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе
Работа учителя с родителями начинается с первой их встречи – при записи ребёнка в школу. Первую беседу необходимо продумать таким образом, чтобы родители смогли воспользоваться советами учителя ...
Презентация к выступлению на семинаре заместителей директоров ОО Волосовского района по теме: "Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ"
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...