Доклад на семинаре для зам. директоров по ВР_17.01.2018
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_17.01.2018_.doc | 194 КБ |
reglament_.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
ДОКЛАД
«Работа с детьми с ОВЗ.
Изучение нормативно-правовой документации».
С момента рождения каждый человек обладает важнейшим благом - правами и свободами. Соблюдение и защита этих прав и свобод обеспечивается функционированием системы законодательных актов. В международных правовых документах закреплено право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Человек обладает свободой слова, убеждений, религии, правом на труд и отдых, защиту материальных и моральных интересов.
Лица с ограниченными возможностями здоровья являются наиболее уязвимой категорией людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечению равных возможностей для них уделяется все больше внимания.
Среди общепризнанных прав и свобод человека особое место занимает его право на образование. Каждый ребенок может воспользоваться этим правом, даже наличие умственного или физического недостатка не может стать препятствием на пути его реализации. Право всех детей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребенка и др.) и находит отражение в законодательных актах Российской федерации, гарантируется государством в главном его Законе - Конституции РФ.
Важнейшие права и свободы лиц с ограниченными возможностями здоровья отражены в законодательных актах различного уровня: международных, федеральных, правительственных, ведомственных и региональных.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов области защиты прав личности.
Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в Статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
История международных документов, посвященных правам инвалидов, берет свое начало с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле.
Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала «Декларация о правах инвалидов», утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года.
Важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г «Конвенция ООН о правах ребенка» (ратифицирова Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительна ныне на всей территории Российской Федерации). Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить детям права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Конвенция - первый международный договор, признающий права детей-инвалидов.
Чрезвычайно важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование имеют принятые на Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями «Доступ к образованию и его качество» (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями». Саламанская Декларация заявляет о том, что «… каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах».
Значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Главная цель этого документа - защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.
Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами. Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, является основным законом в нашей стране.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Законы Российской Федерации и субъектов РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и (или) психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества , а также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или) психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и (или) психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения.
Одним из таких специальных образовательных учреждений является МОУ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Школа, основана в 1986 году и начала она свою деятельность как начальная коррекционная школа, где было только 6 классов – комплектов, в которых обучалось 90 учащихся.
Первый выпуск состоялся в 1991 году. Путевку в жизнь тогда получили 19 выпускников.
С 2004 года школа начала обучать учащихся не только с легкой умственной отсталостью, но и со сложными дефектами развития: с умеренной умственной отсталостью, с аутизмом, детей с синдромом Дауна. Для этой категории обучающихся был разработан свой учебный план, специальная программа сопровождения обучающихся со сложными формами дефектов развития.
В 2011-2012 учебном году в школе был проведен капитальный ремонт.
Часть помещений была реконструирована, что дало возможность открыть кабинеты логопеда, педагога – психолога, социального педагога.
В школе был открыт свой пищеблок (до капитального ремонта питание было привозное).
Появилась возможность создать два оборудованных медицинских кабинета, которые возглавляет опытная медсестра.
В 2016 году школа отметила свой 30 летний юбилей.
За 30 лет работы школы свидетельство об обучении получили 512 выпускников.
С 2013 года 12 обучающихся, были удостоены именной стипендии Губернатора Московской области
2013 год
- Бойкова Екатерина
- Леонтьева Кристина
- Станцова Анастасия
- Бойкова Светлана
2015 год
- Биферт Альбер
- Мурашов Владислав
- Рузин Андрей
- Шилов Никита
- Шилова Алена
2016 год
- Печникова Наталья
- Шукина Юлия
2017 год
- Колганов Даниил
- Нестерова Диана
- Мельникова Дарья
- Усмаева Дарья
Школа работает по четвертям в режиме пятидневной учебной недели.
Продолжительность уроков согласно Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 года, регистрационный N 38528) составляет 40 минут.
Каникулы соответствуют календарному графику работы школы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (п. 10.10. СанПин 2.4.2.2821-10).
На начало 2017-2018 учебного года в школе создано 25 классов и 6 групп продленного дня, в которых работают 42 педагогических работника, из них: 25 классных руководителей, 6 воспитателей группы продленного дня, социальный педагог, педагог – психолог, педагог-организатор.
По стажу работы коллектив опытный. Это является хорошей основой для создания и передачи коллективных традиций.
Сравнительный анализ итогов аттестации за последние 3 года показал, что возросло количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, но наряду с этим отмечено и повышение соответствия занимаемой должности.
Возраст педагогов | Учебный год | ||
2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | |
Всего педагогов | 40 | 42 | 42 |
Моложе 25 лет | 1 | 0 | 1 |
25-35 лет | 5 | 6 | 5 |
35-45 лет | 10 | 5 | 6 |
45-55 лет | 6 | 10 | 8 |
55 лет и старше | 18 | 21 | 22 |
Образование педагогов | Учебный год | ||
2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | |
Всего педагогов | 40 | 42 | 42 |
Высшее | 34 | 38 | 40 |
- высшее специальное дефектологическое | 5 | 6 | 7 |
-переподготовка по программе «Олигофренопедагогика» | 22 | 25 | 32 |
Среднее специальное | 4 | 4 | 4 |
Среднее | 2 | 0 | 0 |
Педагогический стаж | Учебный год | ||
2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | |
Всего педагогов | 40 | 42 | 42 |
от 0 до 5 лет | 5 | 3 | 3 |
от 5 до 10 лет | 4 | 6 | 6 |
от 10 до 15 лет | 3 | 3 | 3 |
от 15 до 25 лет | 6 | 5 | 5 |
свыше 25 лет | 22 | 25 | 25 |
Квалификация кадров | Учебный год | ||
2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | |
Всего педагогов | 40 | 42 | 42 |
Высшей квалификационной категории | 14 | 15 | 16 |
Первой квалификационной категории | 14 | 15 | 20 |
Соответствие должности | 0 | 7 | 4 |
Без категории | 12 | 5 | 2 |
В школе созданы все условия для профессионального роста педагогических кадров. Разработаны перспективные планы аттестации и повышения квалификации педагогических кадров до 2020 года.
Учителя школы постоянно работают над повышением своего профессионального уровня внутри школы и на курсах повышения квалификации. Следует отметить, что все учителя активно занимаются самообразованием.
На сегодняшний день в школе обучаются и получают коррекционную и социально-психологическую помощь 284 ребенка.
Сравнительная таблица за последние 3 года
Учебный год | Количество обучающихся за последние 3 года | ||||||||||||
кол-во классов | Всего | из общего количества обучается на дому | прибыло в течение года | выбыло в течение года | Детей - инвалидов | детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||||
на 05.09. | на 09.01.2018 | ||||||||||||
всего | из них девочек | всего | из них девочек | на 05.09. | на 09.01.18 | на 05.09. | на 09.01. | на 05.09. | на 09.01. | ||||
2015-2016 | 19 | 213 | 61 | 213 | 68 | 26 | 28 | 18 | 2 | 72 | 75 | 13 | 13 |
2016-2017 | 20 | 238 | 71 | 255 | 77 | 29 | 32 | 18 | 1 | 69 | 79 | 12 | 15 |
2017-2018 | 25 | 276 | 82 | 284 | 85 | 38 | 47 | 8 | 2 | 92 | 94 | 19 | 24 |
Об организации социальной работы в школе расскажет социальный педагог Надежда Константиновна Тарасова.
«Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (интеллектуальные нарушения)»
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности. Именно эти принципы педагогического воздействия декларирует Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Модернизация современного российского образования с введением Федерального государственного стандарта, в котором согласуются требования, предъявляемые к образованию обществом, государством и, что самое важное, семьей и самими обучающимися является одним из основополагающих документов по реализации задач педагогическим коллективом. «Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее страны».
В условиях реализации Федерального государственного стандарта одна из ведущих ролей в осуществлении технологий социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса возложена на социального педагога, который совместно с педагогическим коллективом образовательного учреждения реализует задачи целостного развития обучающихся. Должность социального педагога была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР.
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы определяют основополагающие законодательные акты: международные, федеральные, региональные, ведомственные.
В соответствии с должностной инструкцией в своей деятельности социальный педагог руководствуется:
- Конституцией РФ,
- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенцией о правах ребенка (20.11.1989г),
- Федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г.),
- Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
- Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних № 120 от 24 июня 1999 года,
- Законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» № 442 от 28.12.2003 года.
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года,
- Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы.
- Кодексом об административных правонарушениях, Семейным кодексом РФ, Уставом образовательного учреждения.
Социально-педагогическая деятельность нашей школы существенно отличается от общепринятых форм и методов воспитательного воздействия. Это обусловлено спецификой и особенностями, связанными с физическими, интеллектуальными нарушениями в развитии детей, имеющих нарушения психологического равновесия.
Деятельность педагогического коллектива требует применения некоторых специфических методов и приемов воспитания. Организуя работу с обучающимися, родителями, прежде всего педагогический коллектив исходит из анализа контингента обучающихся и социальных условий семей, в которых они воспитываются.
Организуя работу с обучающимися, родителями, законными представителями прежде всего педагогический коллектив исходит из анализа контингента обучающихся.
Социальный паспорт отражает контингент обучающихся:
На 09.01.2018 года в школе обучается 284 ребенка, из которых:
- дети-инвалиды - 94
- дети с ОВЗ -190
- обучаются на дому - 47, в том числе из них 42 ребенка-инвалида
- три ребенка обучаются по семейной форме образования
- детей, воспитывающихся в многодетных семьях -83
- воспитываются в семьях, находящихся в ТЖС - 13
- воспитываются в приемных семьях - 11
- переданы под опеку - 13
Комплекс подходов к обучающимся предполагает осуществление системы воспитательных мероприятий, в ходе которых непременно учитываются особенности детей с ОВЗ, свойственные при этом неразвитость мышления, слабость усвоения общих понятий и закономерностей, неспособность анализировать последствия противоправных поступков. Темперамент обучающихся различен. Часть детей уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемые. Другие напротив - упрямы, мстительны, драчливы, конфликтны, грубы, эгоистичны, вспыльчивы, злобны, нравственно деформированы.
Исходя из специфических особенностей детей, педагогический коллектив и социальный педагог выделяют основные задачи педагогического процесса в выработке навыков у детей общепринятых норм поведения, закрепления их путем использования разнообразных форм, методов, приемов воспитательных средств.
Одним из приоритетных направлений является профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, задачи которых четко определены законом №120 ФЗ от 24.06.1999 года.
На конец прошлого учебного года на внутришкольном учете и соответственно на учете в ОПДН состояло 17 детей. На 1 декабря текущего года на учете за правонарушения состоит 11 обучающихся.
Основаниями постановки на учет явились нарушения:
1. Ст. 20.22 КоАП РФ / употребление спиртосодержащих напитков лицами, не достигшими возраста 16 лет -3
2. Вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с не достижением возраста уголовной ответственности - 4 / 3 случая причинения побоев, 1 случай – мелкое хулиганство/.
3. нарушения комендантского часа – 2
4. привлечение к административной ответственности родителей за нарушение ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, / пропуски учебных занятий без уважительных причин / - 5.
Следует отметить, что 5 обучающихся со времени постановки на ВШУ, изменили поведение и имеются основания снятия их с учета в связи с исправлением. Так, например с 18.04.2017 из профильной школы № 4 в 7 класс поступил обучающийся 2002 г.р., который уже состоял на учете с 2015 года в ОПДН. Подросток систематически нарушал дисциплину, пропускал занятия без уважительных причин, контактировал с лицами, склонными к правонарушениям. Проводимые воспитательные мероприятия с Сергеем, его мамой не приносили положительных результатов. Исчерпав общепринятые методы воздействия, и изучив индивидуальные особенности подростка, было принято решение о переводе его на надомное обучение, что дало положительные результаты. Сергей по итогам второй четверти хорошист. В семье улучшились взаимоотношения, мама выполняет рекомендации учителя, касающиеся вопросов воспитания, форм и методов общения с учетом его интеллектуального развития и степени педагогической запущенности.
С начала 2017-2018 учебного года на ВШУ вновь поставленных на учет обучающихся нет.
Постановка на внутришкольный учет осуществляется на основании «Положения о постановке на внутришкольный учет обучающихся и неблагополучных семей», утвержденном 01 сентября 2017 года директором школы.
В соответствии с Федеральным законом № 120 от 24.06.1999 года профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляющая систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий противоправных деяний несовершеннолетних, педагогическим коллективом проводятся предусмотренные данным законом мероприятия:
- на каждого обучающегося, поставленного на ВШУ ведется наблюдательное дело, составляется план индивидуально-профилактической работы,
- проводятся воспитательные беседы по профилактике противоправного поведения, в которых участвуют администрация школы, члены совета профилактики, инспектора ОПДН, педагог-психолог,
- в необходимых случаях проводятся консультации врачей-психиатров,
- все состоящие на ВШУ вовлечены в занятия в школьных кружках, привлекаются к участию в общешкольных и классных мероприятиях,
- ведется журнал проведения бесед членами совета профилактики, за первое полугодие проведено 27 бесед с обучающимися и 25 с родителями,
- на классных часах рассматриваются вопросы правовых знаний, правила поведения обучающихся, вопросы профилактики суицидального поведения, самовольных уходов, употребления спиртных напитков, наркотических веществ, соблюдения комендантского часа.
- осуществляется обмен взаимной информацией с учреждениями, входящими в систему профилактики: направлено 9 информаций в ОПДН, 14- в отдел опеки и попечительства, 12 – в КДН и ЗП, 8 - в центр « Семья», 9 - в СРЦ «Согласие»,
- на еженедельных общешкольных линейках проводятся инструктажи по безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте, по противопожарной безопасности, по профилактике компьютерной зависимости, о правилах поведения в общественных местах.
Значительное внимание уделяется предотвращению пропусков учебных занятий без уважительных причин. В прошлом учебном году в первом полугодии в отношении 6 родителей принимались меры административного воздействия КДН и ЗП за ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению детей /ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ/, в текущем учебном году в первой учебной четверти 3 обучающихся допустили пропуски без уважительных причин. По итогам 2-й четверти лишь один обучающийся 8-а класса нарушает закон «Об образовании». Данный подросток и его семья состоят длительное время на внутришкольном учете, на учетах в ОПДН и отделе опеки и попечительства. К сожалению, на данный момент не удалось привлечь несовершеннолетнего к обучению. Семья посещалась администрацией школы, социальным педагогом, классным руководителем, социальным работником, инспектором ОПДН, который составил на маму административный протокол за неисполнение родительских обязанностей по обучению сына. Администрацией школы о данном факте направлены информации в учреждения системы профилактики - в ОПДН, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства, в центр «Семья».
На 01.12.2017года на внутришкольном учете состоит 8 семей, в которых 13 детей находятся в трудной жизненной ситуации, сложившейся по вине родителей, не обеспечивающих должного содержания, воспитания, защиту прав и интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, Семейным кодексом, кодексом об административных правонарушениях. 6 из 8 семей имеют статус многодетных, в семи семьях мамы не состоят в браке, в 4-х семьях мамы употребляют спиртные напитки, 4 семьи нуждаются в улучшении жилищных условий. В одной из 8-ми семей в результате проводимой работы удается стабилизировать ситуацию, имеется тенденция снятия с учета.
Работа с родителями проводится в тесном контакте с администрацией, классными руководителями, педагогом-психологом, воспитателями групп продленного дня. Осуществляется обмен информацией о поведении детей, результатах успеваемости, вырабатываются единые требования к родителям. Проводятся индивидуальные беседы, консультации по формам и методам воспитания, достижения благополучия семейных взаимоотношений, родительской ответственности, решения конфликтных ситуаций, повышения правовой грамотности в вопросах воспитания. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ №334 от 14.09.2009 года ежеквартально проводятся обследования жилищно-бытовых условий, которые предоставляются в отдел опеки и попечительства.
В прошлом учебном году в соответствии с Семейным кодексом РФ двое родителей были лишены родительских прав, дети переданы под опеку и в приемную семью.
22 обучающихся школы воспитываются в замещающих семьях. На все семьи ведутся наблюдательные дела, составляются планы индивидуальной работы, осуществляется контроль за успеваемостью, посещаемостью, организацией внеурочной занятости. Следует отметить, что проблемных ситуаций в опекаемых и приемных семьях, требующих вмешательства, не возникает.
В соответствии со статьей № 4 ФЗ №120 участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений в пределах компетенции проводится во взаимодействии с учреждениями, относящимися к субъектам профилактики. К числу таких относится социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Согласие». В текущем году дневную группу центра регулярно посещают 6 обучающихся. Дети получают реабилитационную, медицинскую, психологическую помощь, привлекаются к занятиям в кружках, участвуют в массовых мероприятиях. Трое несовершеннолетних находились в круглосуточном стационаре. Со специалистами центра поддерживается тесное взаимодействие, особенно касающееся жизнеустройства детей и устранения социальных проблем. Колоссальная работа проделана сотрудниками с сестрами, которые не имели документов о рождении, не знали своих родителей, не имели места жительствами, бродяжничали. Потребовалось длительное время и профессиональная настойчивость специалистов, чтобы выправить девочкам документы, выхлопотать жилье в Клинском районе. Обе сестры являются обучающимися нашей школы - старшая сестра Ольга, ученица 3-а класса (достигшая совершеннолетия) и являющаяся одинокой мамой, распоряжением отдела опеки назначена опекуном своей несовершеннолетней сестры Любы, 2001 года рождения, обучающейся 2-а класса нашей школы. Люба в марте месяце готовится стать мамой. Обе сестры обучаются на дому.
В рамках исполнения Закона об основах социального обслуживания граждан школой осуществляется взаимодействие с центром «Семья». 13 семей обучающихся состоят на патронаже. Сотрудники центра оказывают материальную и вещевую помощь, выделяют путевки в оздоровительные лагеря. Дети пользуются услугами социальной столовой, привлекаются к участию в массовых мероприятиях, занимаются со специалистами-психологами. Социальные работники посещают по месту жительства семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся семьям оказывается помощь в приобретении школьных принадлежностей, проводятся косметические ремонты жилья.
Вопросы организации мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской, уголовной ответственности среди обучающихся и родителей регулярно рассматриваются на педагогических советах, школьных методических объединениях, совете профилактики, общешкольных и классных родительских собраниях. Педагогами используются современные технологии правового обучения и воспитания, тренинги, дни правовых знаний, ролевые игры, беседы, встречи с сотрудниками правоохранительных органов.
Мой стаж работы в должности социального педагога составляет 3 года и на данном этапе сформировались основные сферы деятельности, направленные на создание условий психологического комфорта и безопасности детей, удовлетворение их потребностей с помощью социальных, психологических, медицинских, педагогических нормативно-правовых механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, других социумах.
Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества, живущего в правовом государстве в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В 2016 года школа отметила свой 30 летний юбилей.
слайд
За 30 лет работы школы свидетельство об обучении получили 501 выпускник.
слайд
На начало 2016-2017 учебного года сформировано 20 классов: 9 – начальная школа (1-4 классы), 11 – основная (5-9 классы) и 5 групп продленного дня, в которых работают 20 классных руководителей, 5 воспитателей группы продленного дня, социальный педагог, педагог – психолог.
На 20 декабря 2016 года в школе обучается 242 учащихся, которые направлены в школу по заключению ПМПК.
слайд
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость легкой и умеренной степени), 69 из них дети – инвалиды.
В школе дети обучаются не только по классной форме обучения, но и на дому - 29 человек.
Количество детей - инвалидов
Год | Всего обучающихся | дети - инвалиды |
2014 | 190 | 62 |
2015 | 213 | 75 |
2016 | 242 | 69 |
Количество детей из социально неблагополучных семей
Год | Всего обучающихся | Количество детей |
2014 | 190 | 19 |
2015 | 213 | 23 |
2016 | 242 | 27 |
Количество детей из многодетных семей.
Год | Всего обучающихся | Количество детей |
2014 | 190 | 43 |
2015 | 213 | 59 |
2016 | 242 | 65 |
слайд
Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает такие условия при которых дети учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.
Средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, как в самой школе, так и за её пределами.
Для удовлетворения познавательных потребностей детей и развития их творческих способностей в школе работают кружки:
слайд
- Танцевальный кружок «Сударушка» – руководитель Новожилова И.А. слайд
- Изобразительной деятельности «Кисточка» - руководитель Глинская Е.Н.
слайд
- «Умелые руки» - руководители Рулев В.А., Ишков А.П.
слайд
- Организована групповая занятость детей по интересам – ответственные воспитатели групп продленного дня.
Итогами работы являются постоянно действующие выставки рисунков, поделок, осенних композиций выполняемых детьми.
слайд
Учащиеся школы принимают активное участие в районных конкурсах «Зеленый росток», танцевальных конкурсах «Душой наполненный восторг», «Елка Чука и Гека», в конкурсах на лучшую поделку из бумаги и других конкурсах.
С 2006 года школа принимает активное участие и в областных конкурсах «Лучший по профессии» и художественной самодеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть и свои личные достижения. Так в 2009 году учащаяся школы Крылова Кристина заняла в конкурсе «Лучший по профессии» 3-е место, а в 2010 году она была уже второй.
В областном конкурсе художественной самодеятельности учащиеся школы также достигли хороших результатов: в 2009 году – 1 место в номинации «Оригинальный жанр», в 2010 году- 2 место в той же номинации, в 2011 году 1 место в номинации «театральный конкурс», 2013 год - 1 место в номинации, 2015 год -
За свои достижения школа дважды награждалась сертификатами на сумму 20 000 рублей и 25 000 рублей от организатора конкурса благотворительного фонда «Абсолют помощь».
слайд
За последние три года 9 обучающихся нашей школы стали стипендиатами Премии Губернатора.
слайд
Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой подготовки. В школе сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает в себя трудовое обучение и общественно полезный труд.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.
Младший школьный возраст определяется как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.
У детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.
слайд
Виды деятельности:
- ручной труд и общественно-полезный труд.
- беседы на внеклассном чтении, при изучении произведений о
труде - проведение коллективной деятельности школьников создание ими общественно продукта.
- игровые занятия курса «В мире профессий», дидактические игры.
В процессе работы создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
слайд
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Воспитанники активно включаются в работу по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на пришкольном участке, в школьных мастерских.
Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.
слайд
Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе разнообразной внеурочной практической деятельности.
Трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям:
слайд
Профили профессионально-трудовой подготовки, изучаемые в школе:
▪ Столярное дело
▪ Швейное дело
▪ Подготовка младшего обслуживающего персонала
слайд
слайд
слайд
Особенности трудовой деятельности старших школьников.
слайд
Создана система по организации обучения учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика.
слайд
Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.
Для успехов в обучении каждому ученику созданы оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие стенды наглядных пособий, образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами; проводится работа по улучшению материальной – технической базы трудовой подготовки.
слайд
Разработаны рабочие программы: профессионально - трудового обучения и трудового обучения по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала». По данному профилю у нас обучаются в основном дети, имеющие умственную отсталость умеренной степени.
Рабочая программа включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволит учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности.
Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия и заказы школы: пошив игольниц, прихваток, карнавальных костюмов, ремонт школьной мебели, изготавливают разделочные доски, скалки, шкатулки, скамейки и другие предметы быта. В работе практикуется бригадная форма организации труда, изготовление изделий с применением пооперационного разделения труда.
Используем дифференцированное развивающее обучение : применение различных способов контроля и самоконтроля; обучение рациональным приемам выполнения работы; коллективное обсуждение результатов деятельности учащихся. Приучаем учащихся выполнять работу максимально точно, аккуратно, чтобы изготовленное изделие имело эстетичный вид и соответствовало образцу. Прививаем навыки трудолюбия и соблюдения правил безопасной работы и трудовой дисциплины в мастерских.
Проводим на уроках целенаправленное профессиональное ориентирование по профессии столяр, швея: беседы, экскурсии, встречи с представителями учебных заведений, юристом - для разъяснения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства, организация конкурсов с элементами соревнования между учащимися в рамках проведения «Недели труда».
Организована и проводится внеурочная работа по предмету: изготовление сувениров, подарков к праздникам, изучение техники вышивания и лоскутного шитья; организация тематических выставок изготовленных поделок « Елка Чука и Гека», « техническое моделирование», «Чудеса из бумаги» и т.д. Ежегодно проводятся «Недели труда» - эти занятия дают возможность учащимся продемонстрировать свои знания и умения в конкурсах, что повышает у детей самооценку и помогает им чувствовать себя более уверенно. Ведётся подготовка учащихся к внешкольным мероприятиям с учетом задач социально-трудовой адаптации.
слайд
Подготовка и участие учащихся в конкурсе «Лучший по профессии».
слайд
Учащиеся, занимающиеся по профилю "Подготовка младшего обслуживающего персонала" с увлечением проводят на пришкольном участке все необходимые работы: проверяют семена, выращивают рассаду цветочно-декоративных растений, вскапывают клумбы, сажают цветы, подкармливают их, удаляют сорняки. С увлечением изучают познавательную литературу и ухаживают за комнатными цветами.
Приобщать детей к профессии – дело трудное и кропотливое, это ежедневная работа, растянутая на годы. Правильно мы должны ориентировать не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии.
Мероприятия по профессиональной ориентации школьников
- осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях» о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
- изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
- осуществление психофизиологической диагностики способностей;
- проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
- работа кружков технического и художественного творчества;
- организация выставок технического и художественного творчества;
● проведение экскурсий на предприятия, в организации.
С 1991 года для учащихся школы в ПУ № 3 г. Клина, (а сейчас это Колледж "Подмосковье") открыты специальные группы по специальности штукатур-маляр и плотник, где все желающие выпускники могут продолжить обучение и получить данные специальности.
Педагогический коллектив в течение всего времени обучения ребёнка в школе отрабатывает механизм социализации, оказывает посильную помощь выпускникам; стремится к воспитанию нравственной, активной, самостоятельной личности воспитанника, способной к независимому адаптированному образу жизни в социуме.
слайд
Школа развивает и поддерживает контакты с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Также школа взаимодействует с общественными объединениями, в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Трудовая бригада
Выполняя основную задачу – коррекцию недостатков умственного, физического, психофизического состояния учебно-воспитательная работа спланирована так, чтобы максимально компенсировать недостатки, дать возможность обучающимся школы реализовать свои умения и навыки.
С этой целью идет работа по изучению учащихся, составляются психолого-педагогические профили, социально-психологические характеристики на каждого ребенка, используя классификацию известных специалистов дефектологов.
Социально-педагогическая деятельность школы направлена на создание условий для адаптации ребенка к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции, социальную защиту законных прав и интересов обучающихся.
Актуальной проблемой школы в настоящее время является организация координационной комиссии по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности обучающихся, осуществления мер по защите и восстановлению прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения конфликтных ситуаций среди подростков, а также для принятия административно-общественных мер к родителям, не выполняющих свои обязанности.
Процесс социализации таких детей сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна.
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОУ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Семинар-совещание для заместителей директоров
по воспитательной работе
«Работа с детьми с ОВЗ. Изучение нормативно-правовой документации».
Дата проведения: 17 января 2018 г.
Время проведения: 10.00 – 13.00
Время | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
09.30 – 10.00 | Встреча гостей. Регистрация участников семинара. | 1 этаж Спортивный зал | Администрация школы |
10.00 – 10.10 | Открытие семинара. Презентация школы. | Спортивный зал | Директор школы Юлия Евгеньевна Модина |
Внеклассные мероприятия | |||
10.10–10.40 | Классный час в 8-б классе «Мы любим наш Клин» | Кабинет № 26 | Учитель ОБЖ, первая квалификационная категория Любовь Васильевна Архипцова |
Внеклассное занятие в 6-в классе «Мы за здоровый образ жизни шагаем вместе с математикой» | Кабинет № 28 | Учитель математики, высшая квалификационная категория Галина Сергеевна Штурмина | |
Внеклассное мероприятие в 4-в классе «Зимние посиделки» | Кабинет № 16 | Учитель начальных классов, первая квалификационная категория Анна Николаевна Ермолаева | |
Внеклассное занятие в 4-а классе «Украшение оберега «Ловец снов» | Кабинет № 23 | Учитель трудового обучения, первая квалификационная категория Вера Вениаминовна Вылегжанина | |
Занятие кружка «Веселые нотки» | Кабинет № 20 | Педагог-организатор, высшая квалификационная категория Ирина Викторовна Ольская | |
10.40 – 10.50 | Доклад «Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» | Спортивный зал | Заместитель директора по УВР Елизавета Васильевна Павлова |
Время | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
10.50 – 11.00 | «Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (интеллектуальные нарушения)» | Спортивный зал | |
11.00–11.10 | Дефиле «Создаем модели мы, нам даже ткани не нужны!» (коллекция моделей из нетканых материалов) | Учитель трудового обучения (швейное дело), высшая квалификационная категория Ирина Анатольевна Новожилова Учитель трудового обучения (швейное дело), первая квалификационная категория Галина Николаевна Иванова | |
11.10-11.20 | Подведение итогов семинара. | Спортивный зал | Заместитель начальника Управления образования Виктория Леонидовна Гуреева |
11.20-11.50 | Обед | Столовая школы | |
11.50-13.00 | Совещание заместителей директоров по воспитательной работе | Спортивный зал | Заместитель начальника Управления образования Виктория Леонидовна Гуреева |
13.00 | Отъезд участников семинара |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ
Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...
Доклад на семинар
Опыт внедрения ФГОС НОО в МБОУ СОШ №20...
Доклад к семинару
Выступление на МО...
ИКТ в начальной школе (доклад на семинаре)
доклад обосновывает необходимость внедрения ИКТ в начальной школе...
Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"
Доклад на семинар "Система оценивания качества знаний в соответствии с ФГОС"...
Доклад на семинаре-практикуме учителей-логопедов "Аграмматическая дисграфия"
Профилактика и коррекция аграмматической дисграфии...
Доклад на семинаре для заместителей директоров по УВР - 22.03.2018
ДОКЛАД «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями»...