Система работы по коррекции дисграфии
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие функциональной грамотности обучающихся, т.е. способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. На пути к формированию функционально грамотного человека, педагог начальной школы сталкивается с множеством трудностей, одна из которых: дисграфия. В данной работе я представляю материал, который использую для коррекции проявлений дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_korrektsii_disgrafii.rar | 537.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Бояринова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
Система работы по коррекции дисграфии
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие функциональной грамотности обучающихся, т.е. способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
На пути к формированию функционально грамотного человека, педагог начальной школы сталкивается с множеством трудностей, одна из которых: дисграфия.
В последнее время в школах все чаще встречаются дети, имеющие проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники, попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания:
- пропуск букв и даже слогов в словах;
- замена близких по звучанию звуков (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.);
- замена похожих по написанию (ш-щ, в-д, м-л);
- написание букв в зеркальном отображении;
- сращение ближайших слов или даже предложений;
- нарушение грамматического согласования слов;
- неразборчивый почерк;
- замена строчных букв прописными и наоборот.
Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции. Недоразвитие может быть вследствие целого ряда причин, начиная от внутриутробной жизни и заканчивая социально – психологической обстановкой в семье ребенка.
С учетом дифференцированного подхода к обучению, для решения проблем дисграфии использую в работе различные виды упражнений, которые условно можно разделить на группы. Опираюсь на сборник по преодолению нарушений чтения и письма Ирины Евгеньевны Токарь, кандидата педагогических наук, доцента кафедры адаптивного образования. Ее методика рассчитана на работу с детьми 2 – 4 классов, у которых интеллектуальный и речевой статус достаточен для усвоения школьной программы, тем не менее, при выполнении письменных работ дети допускают большое количество ошибок, хотя знают правила. Подача материала выстроена от простого к сложному.
1 группа упражнений для коррекции пропуска букв и слогов в словах
Упражнения отрабатывают навыки техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развивают память, внимание и наблюдательность. Способствуют обогащению и уточнению словарного запаса.
Прочитайте слова сверху вниз
к д с м л м м р т б м к з
о ы о о е ы а а о у е о а
т м м х с с х к к м л м л
Упражнения для закрепления понятий о слоговом составе слова, развития наблюдательности за темпо- ритмической стороной речи
Восстановите слова, используя заданные слоги. Запишите получившиеся слова.
ко ва ро _______ ба ка со_________
ли ка на _______ рить го во_______
жи фы ра______ зяй хо ка ________
за сы па_______ ду по май________
2 группа упражнений призвана для устранения проблемы замены близких по звучанию звуков (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.)
Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.
На этапе словарной работы выполняем звуко-буквенный анализ с использованием цветных магнитов на доске и цветных карандашей в тетради. Обговариваем «опасные места», устно характеризуем звуки
Еще один вид упражнений в сборнике предложен по нарастающей трудности. Использую его, предлагая работать в парах. Развивает внимание, навблюдательносить, зрительный анализ и синтез, память, понятийную сторону процесса чтения.
Прочитайте слова, написанные сначала крупными буквами, а затем курсивом.
Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.
Переработанный вариант этого упражнения использую в словарной работе на уроках русского языка
1 вариант - выпишите слова, написанные крупными буквами,
2 вариант – выпишите слова, написанные курсивом.
Поставье ударение, подчеркните орфограммы
Автобус автомобиль береза вдруг весело вокзал воробей герой завтра лопата.
По мере совершениствования навыков, задания усложняются и уже в третьем классе дети, работая в парах, читают тексты. Кроме того, можно использовать для списывания.
3 группа упражнений корректирует проблему замены похожих по написанию букв (ш-щ, в-д, м-л)
В процессе тренировки происходит закрепление зрительного образа буквы, цифры, развитие наблюдательности.
Вычеркнуть заданную букву, в конце строки указать количество вычеркнутых букв:
А АЛПВРНГЦКАРЛРАСАЩЛЫРПАМСАПЛЯ_________
О ОФНРАСБДОВООЮЗЮЗЭСЫОЮСЮЫОС__________
СЭ ЭС СО ФЭ ЭХ СЭ ЮС ЗЭ ЗЭ ЭС ЭЗ ЗО _____________
Вычеркните заданный слог, в конце строки укажите количество вычеркнутых слогов:
АМ МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА __________
МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА ХА __________
НИ ПИ ЛИ ПИ ИН ГИ ИП НИ ИШ КИ ТИ ИН ___________
Вычеркните заданное слово
СОН СОМ СОК СОН СОР СОН НОС СЫН СОМ СОН________
ЛЕВ ЛОВ ЛЕВ ЛЕС ЛЕС ЛЕЗ ЛЕВ ЗЕВ РЕВ ЛЕВ_______
КРУЖКИ КРУЖИТ КРУЖОК КРУЖКА КРУЖКИ______
4 группа упражнений нацелена на уменьшение трудностей в написании букв в зеркальном отражении. В процессе их регулярного применения, развивается зрительный анализ и синтез, мыслительная деятельность
Прочитайте предложения слева направо и справа налево. Запишите оба варианта по нормам русской грамоты.
А Лёву Алла увела._______________________________________________
А лес у села._____________________________________________________
А роза упала на лапу Азора.________________________________________
Лазил Дёма мёд лизал._____________________________________________
Восстановите пропущенные согласные в словах, которые обозначают:
Геометрические фигуры: о_а_, _ _у_, _ _ а_ _а_, _ _ еу_о_ь_и_,
_ _ о_оу_о_ь_и_.
Овощи : _о__о_ь, _е_а, __ё__а, _а__о_е_ь, о_у_е_, _у_.
5 группа упражнений предотвращает проблему сращения ближайших слов или даже предложений и нарушение грамматического согласования слов
Восстановите и запишите предложения
Желтыецыплятаищутчервей.______________________________________
Кошкаловитмышей.______________________________________________
Постепенночеловекосваиваеткосмическоепространство._______________
_______________________________________________________________
Телочерепахизащищаетпрочныйпанцирь.____________________________
________________________________________________________________
Определите границы предложений, запишите из и озаглавьте тексты.
У Вовы вчера был день рождения мама подарила сыну машинку папа купил коньки друзья принесли новую книгу мальчик рад подаркам все вместе пили чай с тортом._______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6 группа упражнений помогает педагогу выравнивать неразборчивый почерк, который тоже является одним из признаков дисграфии.
«Ум детей на кончиках их пальцев» - это не просто красивые слова Василия Александровича Сухомлинского: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Именно поэтому развитию мелкой моторики рук я уделяю большое внимание. Урок русского языка, математики начинается с пальчиковой разминки в комплексе с упражнениями на восстановление межполушарных связей.
Разминка:
Упражнение 1: зажмите ручку или карандаш с гранями между ладоней и перекатывайте ее.
Упражнение 2: указательным пальцем правой руки прижимаем ручку (карандаш) к ладони левой руки, перекатываем. Повторяем упражнение для каждого пальца правой и левой руки.
Упражнение 3: ухватить ручку(карандаш) внизу указательным, большим и средним пальцами, перебирая подняться вверх, затем спуститься в исходное положение.
Упражнение 4: вытянуть руки перед собой. Указательный и большой палец правой руки сомкнуть в кольцо. Четыре пальца левой руки сжать в кулак, большой палец поднять вверх, жест «Во!». По команде одновременно менять положение правой и левой руки.
Упражнение 5: «Крокодильчик». Руки расположить перед собой, ладонями развернуть внутрь, большие пальцы подняты вверх. Размыкать средний, указательный и безымянный, мизинец. Имитируя пасть крокодила.
Упражнение 6: «Обнимашки». Правую руку положить на локоть левой, левую на локоть правой. Поочерёдно передвигать по плечу ладони вверх, обнимая самого себя.
Поиграть на переменах тоже предлагаю с пользой
Игра «Поймай комарика» традиционная игра-ходилка.
Правила игры: Игрокам выдаётся два игровых поля и кубик. На игровом поле лягушка и комарики. Участники поочерёдно бросают кубик и прилепляют кусочки пластилина на комариков по количеству точек на кубике. Кто вперед «проглотит» всех комаров – победитель.
В процессе игры дети отщипывают пластилин, разминают, прилепляют – все эти механические операции воздействуют на мелкую моторику рук.
7 группа упражнений борется с заменой строчных букв прописными и наоборот
Большинство существующих методик коррекции устной и письменной речи младших школьников, задействуют, прежде всего, лингвистические аспекты речевой функции, т.е. то, что усваивается и то, что воспроизводится. Сборник упражнений И.Е.Токарь предлагает новые синтетические технологии, соединяющие в себе знания различных наук.
С целью развития пространственно-временных ориентировок при переходе из одной системы условных обозначений в другую, Токарь предлагает упражнения на перевод из системы цифровых обозначений в буквенную. Развивается наблюдательность, самоконтроль, память, мыслительные операции синтеза, анализа, сравнения. Дети с интересом работают. Задания выстроены от простого к сложному. Начинали с коротких слов, далее пословицы и поговорки, девизы урока, можно закодировать тему урока.
Расшифруйте слова, используя предлагаемый ключ. Запишите получившиеся слова.
1)21,8__________
2)12,16,14_______
3)19,29,18_______
4)13,21,4________
Предлагаю расшифровать
21,25,1 5,18,21,4,10,23 14,29 21,25,10,14,19,33 19,1,14,10.
Уча других, мы учимся сами.
В заключении хочется сказать, что комплексное использование упражнений на расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, развитие функции самоконтроля, помогут педагогу в выполнении сложной задачи: формирование функционально грамотного человека, с применением дифференцированного подхода к обучению, когда количество детей с нарушениями письма и чтения увеличивается, а ставки дефектологов и логопедов сокращаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)
Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Работа по коррекции дисграфий
Задания на удержание программ при письме:Дозируем объем, темп, помощь голосом. Работаем, двигаясь от слова к словосочетанию и предложению. Задания на избирательное письмо:Диктуете слово/предложен...
Система работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении ...
Статья «Организация коррекционной работы по коррекции дисграфии с обучающимися с ОВЗ»
У большинства обучающихся с ОВЗ начальных классов имеютcя нарушения чтения и письма....
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...