Система работы по коррекции дисграфии
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Бояринова Светлана Геннадьевна

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие функциональной грамотности обучающихся, т.е. способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.  На пути к формированию функционально грамотного человека, педагог начальной школы сталкивается с множеством трудностей, одна из которых: дисграфия. В данной работе я представляю материал, который использую для коррекции проявлений дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_korrektsii_disgrafii.rar537.52 КБ

Предварительный просмотр:

Бояринова Светлана Геннадьевна

учитель начальных классов

Система работы по коррекции дисграфии

             Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие функциональной грамотности обучающихся, т.е. способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.    

         На пути к формированию функционально грамотного человека, педагог начальной школы сталкивается с множеством трудностей, одна из которых: дисграфия.

     В последнее время в школах все чаще встречаются дети, имеющие проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники, попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания:

  1. пропуск букв и даже слогов в словах;
  2. замена близких по звучанию звуков (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.);
  3. замена похожих по написанию (ш-щ, в-д, м-л);
  4. написание букв в зеркальном отображении;
  5. сращение ближайших слов или даже предложений;
  6. нарушение грамматического согласования слов;
  7. неразборчивый почерк;
  8. замена строчных букв прописными и наоборот.

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции. Недоразвитие может быть вследствие целого ряда причин, начиная от внутриутробной жизни и заканчивая социально – психологической обстановкой в семье ребенка.

          С учетом дифференцированного подхода к обучению, для решения проблем дисграфии использую в работе различные виды упражнений, которые условно можно разделить на группы. Опираюсь на сборник по преодолению нарушений чтения и письма Ирины Евгеньевны Токарь, кандидата педагогических наук, доцента кафедры адаптивного образования. Ее методика рассчитана на работу с детьми 2 – 4 классов, у которых интеллектуальный и речевой статус достаточен для усвоения школьной программы, тем не менее, при выполнении письменных работ дети допускают большое количество ошибок, хотя знают правила. Подача материала выстроена от простого к сложному.  

1 группа упражнений для коррекции пропуска букв и слогов в словах 

Упражнения  отрабатывают навыки техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развивают память, внимание и наблюдательность. Способствуют обогащению и уточнению словарного запаса.

Прочитайте слова сверху вниз

к      д       с     м     л     м     м     р     т     б     м     к     з

о      ы      о     о      е     ы     а     а      о     у     е     о     а

т      м      м     х      с     с      х     к      к     м    л     м    л

 

Упражнения для закрепления понятий о слоговом составе слова, развития наблюдательности за темпо- ритмической стороной речи

Восстановите слова, используя заданные слоги. Запишите получившиеся слова.

ко ва ро _______                           ба ка со_________

ли ка на _______                           рить го во_______

жи фы ра______                            зяй хо ка ________

за сы па_______                            ду по май________

2 группа упражнений призвана для устранения проблемы замены близких по звучанию звуков (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.) 

  Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

На этапе словарной работы выполняем звуко-буквенный анализ с использованием цветных магнитов на доске и цветных карандашей в тетради. Обговариваем «опасные места», устно характеризуем звуки

E:\коррекция дисгафии Токарь\IMG_1146.jpg

Еще один вид упражнений в сборнике предложен по  нарастающей трудности. Использую  его,  предлагая работать в парах. Развивает внимание, навблюдательносить, зрительный анализ и синтез, память, понятийную сторону процесса чтения.

Прочитайте слова, написанные  сначала крупными буквами, а затем  курсивом.

Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.

Переработанный вариант этого упражнения использую в словарной работе на уроках русского языка

1 вариант - выпишите слова, написанные   крупными буквами,

2 вариант – выпишите слова, написанные  курсивом.

Поставье ударение, подчеркните  орфограммы

Автобус автомобиль береза вдруг весело вокзал воробей герой завтра лопата.

По мере совершениствования навыков, задания усложняются и уже в третьем классе дети, работая в парах, читают тексты. Кроме того, можно использовать для списывания.

3 группа упражнений корректирует проблему замены похожих по написанию букв  (ш-щ, в-д, м-л) 

В процессе тренировки происходит закрепление зрительного образа буквы, цифры, развитие наблюдательности.  

Вычеркнуть заданную букву, в конце строки указать количество вычеркнутых букв:

А  АЛПВРНГЦКАРЛРАСАЩЛЫРПАМСАПЛЯ_________

О ОФНРАСБДОВООЮЗЮЗЭСЫОЮСЮЫОС__________

СЭ ЭС СО ФЭ ЭХ СЭ ЮС ЗЭ ЗЭ ЭС ЭЗ ЗО _____________

Вычеркните заданный слог, в конце строки укажите количество вычеркнутых слогов:

АМ МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА __________

МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА ХА __________

НИ ПИ ЛИ ПИ ИН ГИ ИП НИ ИШ КИ ТИ ИН ___________

Вычеркните заданное слово

СОН СОМ СОК СОН СОР СОН НОС СЫН СОМ СОН________

ЛЕВ ЛОВ ЛЕВ ЛЕС ЛЕС ЛЕЗ ЛЕВ ЗЕВ РЕВ ЛЕВ_______

КРУЖКИ КРУЖИТ КРУЖОК КРУЖКА КРУЖКИ______

4 группа упражнений нацелена на уменьшение трудностей в написании букв в зеркальном отражении. В процессе их регулярного применения, развивается зрительный анализ и синтез, мыслительная деятельность

Прочитайте предложения слева направо и справа налево. Запишите оба варианта по нормам русской грамоты.

А Лёву Алла увела._______________________________________________

А лес у села._____________________________________________________

А роза упала на лапу Азора.________________________________________

Лазил Дёма мёд лизал._____________________________________________

Восстановите пропущенные согласные в словах, которые обозначают:

Геометрические фигуры: о_а_, _ _у_, _ _ а_ _а_, _ _ еу_о_ь_и_,

 _ _ о_оу_о_ь_и_.

Овощи : _о__о_ь,  _е_а,  __ё__а,  _а__о_е_ь,  о_у_е_, _у_.

5 группа упражнений предотвращает проблему сращения ближайших слов или даже предложений и  нарушение грамматического согласования слов 

Восстановите и запишите предложения

Желтыецыплятаищутчервей.______________________________________

Кошкаловитмышей.______________________________________________

Постепенночеловекосваиваеткосмическоепространство._______________

_______________________________________________________________

Телочерепахизащищаетпрочныйпанцирь.____________________________

________________________________________________________________

Определите границы предложений, запишите из и озаглавьте тексты.

У Вовы вчера был день рождения мама подарила сыну машинку папа купил коньки друзья принесли новую книгу мальчик рад подаркам все вместе пили чай с тортом._______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6 группа упражнений помогает педагогу выравнивать неразборчивый почерк, который тоже является одним из признаков дисграфии.

«Ум детей на кончиках их пальцев» - это не просто красивые слова Василия Александровича Сухомлинского: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

          Именно поэтому развитию мелкой моторики рук я уделяю большое внимание.  Урок русского языка, математики начинается с пальчиковой разминки в комплексе с упражнениями на восстановление межполушарных связей.

Разминка:

Упражнение 1: зажмите ручку или карандаш с гранями между ладоней и перекатывайте ее.

Упражнение 2: указательным пальцем правой руки прижимаем ручку (карандаш) к ладони левой руки, перекатываем. Повторяем упражнение для каждого пальца правой и левой руки.

Упражнение 3: ухватить ручку(карандаш) внизу указательным, большим и средним пальцами, перебирая подняться вверх, затем спуститься в исходное положение.

Упражнение 4: вытянуть руки перед собой. Указательный и большой палец правой руки сомкнуть в кольцо. Четыре пальца левой руки сжать в кулак, большой палец поднять вверх, жест «Во!». По команде одновременно менять положение правой и левой руки.

Упражнение 5: «Крокодильчик». Руки расположить перед собой, ладонями развернуть внутрь, большие пальцы подняты вверх. Размыкать средний, указательный и безымянный, мизинец. Имитируя пасть крокодила.

Упражнение 6: «Обнимашки». Правую руку положить на локоть левой, левую на локоть правой. Поочерёдно передвигать по плечу ладони вверх, обнимая самого себя.

Поиграть на переменах тоже предлагаю с пользой

Игра «Поймай комарика» традиционная игра-ходилка.

Правила игры: Игрокам выдаётся два игровых поля и кубик.  На игровом поле лягушка и комарики.  Участники поочерёдно бросают кубик и прилепляют кусочки пластилина на комариков по количеству точек на кубике. Кто вперед «проглотит» всех комаров – победитель.  

В процессе игры дети отщипывают пластилин, разминают, прилепляют – все эти механические операции воздействуют на мелкую моторику рук.

7 группа упражнений  борется с заменой строчных букв прописными и наоборот

Большинство существующих методик коррекции устной и письменной речи младших школьников, задействуют, прежде всего, лингвистические аспекты речевой функции, т.е. то, что усваивается и то, что воспроизводится. Сборник упражнений И.Е.Токарь предлагает новые синтетические технологии, соединяющие в себе знания различных наук.

С целью развития пространственно-временных ориентировок при переходе из одной системы условных обозначений в другую, Токарь предлагает упражнения на перевод из системы цифровых обозначений в буквенную. Развивается наблюдательность, самоконтроль, память, мыслительные операции синтеза, анализа, сравнения. Дети с интересом работают. Задания выстроены от простого к сложному. Начинали с коротких слов, далее пословицы и поговорки, девизы урока, можно закодировать тему урока.

Расшифруйте слова, используя предлагаемый ключ. Запишите получившиеся слова.

1)21,8__________

2)12,16,14_______

3)19,29,18_______

4)13,21,4________

           

 Предлагаю расшифровать

21,25,1    5,18,21,4,10,23       14,29 21,25,10,14,19,33      19,1,14,10.  

Уча других, мы учимся сами.        


В заключении хочется сказать, что комплексное использование упражнений на расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания, развитие функции самоконтроля, помогут педагогу в выполнении сложной задачи: формирование функционально грамотного человека, с применением  дифференцированного подхода к обучению,  когда количество детей с нарушениями письма и чтения увеличивается, а ставки дефектологов и логопедов сокращаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Работа по коррекции дисграфий

Задания на удержание программ при письме:Дозируем объем, темп, помощь голосом. Работаем, двигаясь от слова к словосочетанию и предложению. Задания на избирательное письмо:Диктуете слово/предложен...

Система работы по коррекции акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении ...

Статья «Организация коррекционной работы по коррекции дисграфии с обучающимися с ОВЗ»

У большинства обучающихся с ОВЗ начальных классов  имеютcя нарушения чтения и письма....

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...