" Развитие познавательных психических процессов на уроках в начальных классах".
статья
Доклад о развитии познавательных психических процессов у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_psih.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие познавательных психических процессов на уроках в начальных классах.
Познавательная деятельность осуществляется ребенком при познании окружающего мира. Для её успешности необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, речь. Для ребенка с интеллектуальным недоразвитием характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает трудности не только для усвоения учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция познавательной сферы ребенка.
Развитие и коррекция высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока развивались различные психические процессы. Для этого в содержание урока следует включать специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.
Сегодня существует достаточное количество литературы, в которой описаны задания, направленные на развитие познавательных процессов. Они успешно применяются на практике, особенно в дошкольном образовании при подготовке детей к школе. Многие из них являются модификацией известных экспериментальных психологических методик и тестов. Эти пособия и игры, рассчитанные на ребенка с нормальным интеллектуальным развитием, могут использоваться в работе с детьми с нарушением интеллекта только выборочно, их необходимо адаптировать к возможностям и уровню развития конкретных детей.
Задача педагога состоит в грамотном подборе посильных для учеников и методически обоснованных игр и заданий. Учитель, четко представляя , на что именно должна быть направлена коррекция, может выбрать из всего многообразия необходимые на данном этапе игры и задания , по образцу создавать свои собственные игры, упрощая или усложняя аналогичные задания.
Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объём восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями предъявляют особые требования к содержанию коррекционных заданий.
Коррекционную работу лучше проводить на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета, данного конкретного урока. Например, на уроке русского языка для тренировки зрительной памяти учитель предлагает картинки с изучаемыми словарными словами, или, для развития мышления, на этапе чистописания ,установить в какой последовательности написаны буквы или элементы букв. А на уроке чтения использует игру «фотоглаз» На уроке математики игра « что изменилось?», когда учитель изменяет последовательность цифр, а дети объясняют ,что изменилось. Коррекционное упражнение или игра могут представлять собой отдельное задание, которое предлагается детям в качестве разгрузки, например, во время физминутки.(физминутки на внимание: «красный –синий», «летает-не летает», «спокойно,стучать,вниз»и др., развитие слухового внимания «шепотом», «громко-тихо»)
Виды заданий для игровой деятельности детей.
1 Игры на развитие зрительного восприятия.
- Математика. Учитель называет различные предметы, дети показывают геометрическую фигуру форму которой имеет этот предмет.
- Письмо. Напиши все буквы, которые можно составить из данных элементов. «Буква потерялась», «буква поломалась»
- Развитие речи. Найди животное (растение) на картинке.
2 Игры и упражнения на развитие произвольного внимания, его объема и распределения.
- Чтение. Чтение текста с пропущенными буквами, пропущенными словами, чтение предложений с двойным повторам определенной группы слов, с выполнением заранее указанного учителем движения во время прочтения определенных слов и т.д. «Найди ошибку»
- Письмо. «Колокольчики», «живое – не живое», «день-ночь», «Найди ошибку», «Буковки» ( наитии и обвести все гласные, одним цветом буквы Б, другим – буквы П или Ь )
- Математика. «Найди ошибку», двузначное число – два хлопка, однозначное число – один прыжок и т. п.
3 Игры и упражнения направленные на развитие мышления.
«Угадай по описанию» ( например, бурый, косолапый или маленькая, серая, пугливая) «Четвертый лишний»( например три буквы и одна цифра, три гласных и одна согласная, три примера на сложение и один на вычитание, три фигуры с углами и один круг и т. д. ) «Пары слов» ( например, подобрать предмет к действию или предмет – признак или противоположные по значению слова).
4 Развитие и расширение слухового восприятия.
«Громко – тихо», «Угадай, где постучали», « Услышь шепот» «Чей голос» и т. д.
Большую часть уроков начинаю с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие важнейших познавательных психических процессов Содержание мобилизующего этапа составляет группа упражнений, призванных развивать внимание, память, наглядно – действенное мышление школьника. Упражнения такого рода рассчитаны на две три минуты. Среди них выделяются следующие виды:
- упражнения с детскими игрушками;
- упражнения с изображениями геометрических фигур;
- упражнения со словами.
Учитель выкладывает четыре игрушки и говорит детям «Назовите хором выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой оно сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить»Затем учитель просит закрыть глаза, и переставляет игрушки. Дети должны ответить что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается.
Аналогично проводится работа с геометрическими фигурами.
В упражнениях со словами учитель просит назвать слова ласково или назвать признаки осени, произнести слова с вопросительной интонацией и т.п.
Важным компонентом урока является формулирование учащимися темы и цели занятия. Учитель, таким образом, подбирает материал, чтобы учащиеся могли предвосхитить тему урока, а затем, исходя из темы, с помощью учителя сформулировать цель урока. Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных опорных слов, означающих начало фраз. Предопределение школьниками содержание своей деятельности активизирует внимание, мышление память и соответственно развивает их.
Таким образом систематическое применение данных игр, упражнений и приёмов способствует не только усвоению программного содержания , но и коррекции, развитию важнейших познавательных процессов (внимания , памяти, логического мышления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие психических процессов на уроках в начальной школе"
Модифицированная программа по внеурочной деятельности с разработанными занятиями для 1-2 классов....
Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.
ТЕМА: Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.Цель: систематизировать формы и методы развития познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальны...
Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...
Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...
Развитие познавательных психических процессов
В презентации представлены задания для развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у обучающихся начальной школы с РАС...
Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках в начальной школе
Методическое пособие для учителей начальных классов, приемы и технологии для использования на уроках....
«Развитие познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе через использование нетрадиционных форм и методов обучения
Развитие познавательной активности....