«Развивающее чтение как педагогическая технология в малокомплектном классе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Исследование PIRLS направлено на грамотность чтения, понимание текстов, умения задать и отвечать на вопросы.  Результаты PIRLS говорят об успешности  внедрения ФГОС. А  вот  результаты   международного исследования для старшеклассников PISA  показали, что мы не очень успешны. PISA — это проверка читательской, математической и естественно-научной грамотности. В чём же проблема? Эксперты отметили, что младшие школьники успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы. Значительно хуже выполняют   задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания  и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля. Применение технологии развивающего чтения в малокомплектном классе  будет способствовать развитию ключевых умений при работе  с текстовой информацией.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchee_chtenie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающее чтение  как педагогическая технология в  малокомплектном  классе»  

(из опыта  работы)

Авторы:  Голутва Наталья Николаевна, учитель  начальных классов, ГБОУ ООШ    пос.  Шумовский

Власова Светлана Юрьевна - учитель  начальных классов,  ГБОУ ООШ    пос.  Шумовский

Введение

В  2016 году в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международного исследования  PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)  Российских четвероклассников.  «… Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами  как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», - прокомментировала результаты PIRLS министр образования и науки РФ Ольга Васильева.[ 1]      Исследование PIRLS направлено на грамотность чтения, понимание текстов, умения задать и отвечать на вопросы.  Результаты PIRLS говорят об успешности  внедрения ФГОС.                                                                  А  вот  результаты   международного исследования для старшеклассников PISA  показали, что мы не очень успешны. PISA — это проверка читательской, математической и естественно-научной грамотности.                  В чём же проблема? Эксперты отметили, что младшие школьники успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы. Значительно хуже выполняют   задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания  и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля… .  

Гипотеза: применение технологии развивающего чтения в малокомплектном классе  будет способствовать развитию ключевых умений при работе  с текстовой информацией      

Цель: использование в образовательном процессе развивающее чтение, которое формирует  у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать, осмыслять и делиться  информацией.                                   Задачи:  поиск новых форм и  методов обучения чтению, которые развивают самостоятельность и способствуют саморазвитию младшего школьника;                -создать условия для учебного сотрудничества детей и взрослых                                   - развивать  творческие способности  самовыражения и проявления   человеческой    индивидуальности  в совместной деятельности.  

Новизна: интеграция технологии развивающего чтения в образовательное и воспитательное пространство сельского социума                                           Основная часть.                                                                                                        Понятие  «развивающее чтение»  определяется  владением техникой скорочтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, владение знаниями прочитанной информации,  сформированностью духовной потребности в книге как средство  познания мира и самопознания.  Умение читать (осознавать прочитанное) лежит в основе развивающего чтения.   Недостаточно сформированный навык чтения ведёт к тому, что школьники испытывают затруднения в осмыслении информации, требующей большого напряжения их интеллектуальных  сил. Вследствие этого пропадает интерес к чтению. Значит, главное внимание педагога   должно быть обращено на смысловое восприятие текста детьми, умение выстраивать логику событий  целостного текста. Понимать смысл читаемого и истолковывать потаённое. Для осуществления таких задач используется специальная техника вопросов-ответов к тексту, среди которых наряду с репродуктивными и риторическими вопросами содержатся проблемные вопросы.                                                                                                      В научных педагогических работах определены фазы зрелости чтения. Творческие умения: панорамное чтение – это высшее мастерство читателя в идеале, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры  визуальности графических знаков и букв. Сверхфразное(локально-моделирующее мышление);  фразовое (синтетическое , понятийно-ненаглядное мышление); словесное (слитное) (понятийно-наглядное мышление) Слуховое, громкое. Внеслуховое, молчаливое;  слого-аналитеческое: раздельное (буквенно-слоговое). Речевые умения. Дословное индуцированное (предметно-образное мышление) Познавательные умения .

 Условно выделено 5 шагов в овладении навыками чтения. В начальных классах учащиеся оперируют умениями звукобуквенным  восприятием слова и проговаривание  текста.(1 класс) На ступени словесного чтения происходит прибавка механизмов речи – мысли: к ассоциациям слова слышаемого и видимого присоединяется «смысловое слово»(1,2 классы). «Фразовое» чтение происходит за счёт напряжения смыслового восприятия и включение смысловой догадки (3,4 классы) [1]. Навыки чтения у младшего школьника развиваются в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка. Учителю важно это учитывать и соответственно подбирать  текстовый материал для речевой диагностики. Диагностическая таблица проверки навыка чтения позволяет объективно фиксировать индивидуальные  особенности освоения навыков чтения. Это важно учитывать, ибо многие трудности элементарной грамотности у детей связаны с  неравномерностью развития отдельных сторон читательской деятельности, а именно темпа и качества чтения. Например, если не сформированы навыки громкого чтения, приводит к затруднениям чтения молча.  Итак, чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.   Чтение будет развивающим, если будет присутствовать речевая деятельность в коммуникации.    В   классе-комплекте    коллектив     малочисленный (от 9 до 12 учащихся). На уроках важно включать ученика в субъект-субъектные отношения,  развивать чувствительность к слышанию партнера,  формировать способность переводить сообщение автора в Я-сообщение.  В своей практике   мы стремимся искать и применять новые формы работы, с целью расширения читательского поля в социуме. Младшего школьника важно научить взаимодействовать, вступить в речевой контакт с ребятами разного возраста, педагогами, родителями, библиотекарями.                                                                                                                  В ходе коллективного сотрудничества можно прививать любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно

работать с текстом. У психолога Льва Выготского есть интересное замечание: ребёнок начинает читать тогда, когда ему нужно.  А ребёнку нужна игра, соревнование. Удовлетворение естественного желания – его сопричастность к общему делу, признание.  

      Нами разработан системный игровой проект «Поезд «Читалочка».  

Главная тема игрового проекта: приобщение учащихся и их родителей к чтению книги и использование ценностных приобретений в совершенствовании собственной жизни и жизни, которая  нас  окружает.  

Цель:   формирование культуры осознанного чтения литературы младшими школьниками и ценности знаний.

Задачи: -создать социально-педагогические условия для реализации проекта;

               -разработать систему творческих мероприятий;

               -привлечь  родителей.

Игровые символы: модель поезда (кармашки-вагончики для каждого учащегося, расположенные на стене классного помещения);    скульптурка  «Сова» - приз на звание «Самый читающий класс».

Участники проекта: учащиеся с 1 по 4 классы, родители

Социальные партнёры: семья, школьная и сельская библиотека,  старшеклассники; сельский социум.  

Ожидаемые результаты:

- овладение   осмысленным чтением;  

- освоение навыков конструктивного взаимодействия в социуме;

- рост читательской активности детей и родителей;

- высокая школьная мотивация

Структура игрового проекта:

1.Подготовка к старту игрового проекта (организационный период)

▪ Учитель подбирает литературу (по жанру, тематике, авторской принадлежности)

▪Ознакомление детей и родителей с условиями игрового проекта и содержанием.  

▪Комплектование пассажирского состава «Поезда «Читалочка»

▪ Выборы проводника. Проводник (по 1 представителю от каждого класса) следит за общей «картиной движения поезда», правильностью оформления карточки вкладыша в конверт – вагончик. Образец: «В. Бианки.  «Необычный календарь», рассказ о природе. Иванов Ваня.12 декабря».  

▪Учебный практикум «Приёмы чтения» для  родителей. Составление «памятки», «правил» чтения. Выразительное чтение известных стихов. Подготовка к семейному дебюту «Читаем  вместе».

▪Координирование плана работы проекта с библиотекарем.

2. Старт  проекта «Поезд «Читалочка» - начало учебного года. 

▪  Мини – сценка «Весёлое путешествие в царство Книги».

▪ Информационное оповещение детей и родителей.

Учитель выдаёт детям маршрутный лист с рекомендованной литературой для чтения. Вывешивает на информационном стенде  тематический яркий плакат.

3. Основной этап читательской  деятельности  

Учитель координирует самостоятельность чтения, контролируют. Организует  литературные встречи  начальных классов на «стоянках» для обмена читательской информацией. Например, отгадывание кроссворда «Герои русских народных сказок», проведение мини-викторин, конкурс Чтецов скороговорок.  В процессе основного этапа работы проекта проводилась один раз в месяц проверка темпа чтения и качества чтения. Результаты чтения ребёнок записывал   в Личном читательском дневнике. Список темпа  чтения    помещаем на семафоре около «поезда».    Каждый «пассажир» мог увидеть, сравнить свои результаты, сделать для себя определённые выводы.  

Качество чтения – это осмысление и понимание текста. Здесь важна коррекционная работа  с ребёнком, если имеется проблема в осмыслении и правильности чтения. Необходимо предложить сбавить темп и сконцентрировать своё внимание на понимании прочитанного. Очень важно присутствие родителя на процедуре проверки технике чтения.  

4. Завершающий этап проекта. Проект долгосрочный. Поэтому 4 раза в год проводятся итоговые литературные костюмированные мероприятия с участием родителей и членов семьи. Например, литературно-развлекательная программа «Что нам осень принесла», литературно-музыкальная композиция «Согреты светом Октября» по прочитанным произведениям об истории нашей Родины. Театрализованное представление «Русский лес! Как много в нём и сказок и чудес!», форум «Зелёная планета» (презентация авторских произведений, проектов).

5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

В результате игрового проекта все учащиеся и их семьи стали активными читателями. Равноправное участие в проекте первоклассников позволяет безболезненно сгладить грани трудностей школьной адаптации. Более того, повышается школьная мотивация.  

Все ребята были включены в читательскую деятельность. Развивающее чтение одухотворяет работу с книгой. Каждый прочитал за год не менее 10 книг.  Развивающее чтение доставляет удовлетворение ученику,  радость открытия смысла, желание утвердиться в подобных находках, творить в процессе чтения. Текст воспринимается как среда обучения, как фактор саморазвития личности.  Игровой образовательный проект «Поезд «Читалочка»  стал средой воспитания и обучения. Умение превратить текстовую среду в воспитывающую и развивающую доставляет младшему школьнику радость познания. Младший школьник закрепляет полученные знания и приобретённый читательский опыт в социальной среде.  Технология развивающего чтения - основа духовно-нравственного воспитания   школьников.

В ходе проекта возникла новая идея. Добавить «багажный вагон» – конверт для  непонятных слов. Если ребёнок не понимает лексического значения слова в тексте, то  полноценного осмысления  текста невозможно. «Багажный вагон» будет служить средством мотивации внимательного прочтения слов и  включение в   поисковую деятельность исследования лексического значения трудного и непонятного   слова.  

Педагогическая импровизация в ходе проекта и на уроках чтения требует от учителя мгновенно реагировать на проблемные ответы учащихся, их нестандартное восприятие читаемого текста.   Развивающее чтение активизируется  и другими формами, например, «В музее одного произведения». После прочтения и осмысления произведения дети представляют творческие проекты  по  содержанию текста.  Сюжетная лепка героев (Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»),   иллюстрирование пейзажа (С. Есенин «Белая берёза»), моделирование ситуаций социальных отношений (В. Осеева «Сыновья»). При посещении «музея» младшие школьники  рассказывают о нравственном поступке героя, о красоте пейзажа родного края. Дети учатся выделять  существенное из текстового содержания.  Обучающиеся овладевают  первоначальным опытом самовыражения: умение дать   личностную самооценку событию, литературному герою. У детей развивается речевая коммуникация   в группах, в коллективе.   Перенесение  текстовой структуры в  предметно-пространственную среду  позволяет педагогу корректировать, направлять образовательную и развивающую функцию  мировосприятия и мироощущения своих  воспитанников. При необходимости педагог  должен обратиться к психологу, если ребёнок имеет дефект психического мировосприятия.

Продуктивное чтение является развивающим. Оно раскрывает потенциалы индивидуального познания, включая учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.    Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимо  вводить  в школьное образование на занятиях внеурочной деятельности. Результаты речевой практики и уроки развивающего чтения показали, что сельские дети испытывают затруднения в понимании текстов исторической, научной направленности. Программы        «У Лукоморья», «Почемучки»  позволяют вести педагогическую коррекцию в начальной школе.

Приведём примеры  наиболее выразительные и яркие виды работ  над литературным текстом, которые нравятся детям, в том числе и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.           Видеофильм    

1.Чтение за диктором.  Приём запоминания.                                                             2. Установление путём чтения причинно-следственных связей с обучающимся.                                                                                                             3. Конкурсное чтение стихотворений в начальных классах. «Поэтический час».                                                                                                                               4.Беседа-диспут после  прослушивания в онлайн.                                                5.Элементы театрализации после прочтения  текста

     6. Чтение - после чтения с последующим  составлением стихотворения.  

     7. Семейное чтение.  

     8.Семейное чтение с творческими заданиями (литературная газета, сочинение сказок, заучивание стихов, составление кроссвордов…).

     9.  Чтение как саморазвитие.

     10. Организация  праздника и театрализованное представление «Веснянка» родителями  

Развитие осознанного чтения  текста младшими школьниками способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями и других социальных сфер. Образовательное пространство позволяет  осуществить поддержку и развитие детского чтения в школе, в семье, увеличить численность пользователей информационными ресурсами  библиотек,  пользоваться информацией в социуме.                  

Преподавание учебного курса  «Литературное чтение»  в малокомплектном классе имеет свои «плюсы».  Продуктивные однотемные  уроки   в двух классах.   Например, обобщающие уроки  по разделу «Устное народное творчество», «Творчество М. Ю.Лермонтова», « По страницам детских журналов». Положительный читательский эффект дают совместные пятиминутки  поэзии, диспуты, участие в литературных проектах  обучающихся с 1-4 классы. Ребята перенимают лучший опыт, учатся анализировать, критиковать, исправлять ошибки.  

Младшие школьники посещают библиотеки, являются участниками  и ведущими на  публичных выступлениях.   Четвероклассники учатся работать с документами, деловыми бумагами в социальных организациях и представлять материалы исследования на научно-практической конференции школьников.      

В системе внеурочной деятельности   чтение текстов   детском коллективе  широко используется.   Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, творческие конкурсы, литературные студии, интегрированные уроки,  экскурсии, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей детей.

 Читая литературные тексты о природе, о трудовом и воинском  подвиге людей,  детям прививается любовь к родному краю, уважение к старшему поколению. На мероприятия приглашаются знаменитые  люди посёлка, которые увлекательно рассказывают о любимых книгах, прочитанные в детстве.   С  акцией «Дом без одиночества» в предновогодние дни дети посещают пенсионеров на дому и читают стихи, показывают мини-спектакли. Учащиеся начальных классов декламируют стихи и показывают сценки  в СДК.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.

Заключение.    Критериальное оценивание  позволяет проверить результативность применяемой технологии развивающего чтения. Была проведена диагностическая процедура  целью  осуществления      проверки индивидуальных учебных достижений учащихся метапредметных  результатов, полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира  для решения учебно-практических задач  на начало обучения в 4 классе

 Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП  НОО и ФГОС Выполнили задания основной части (базовый уровень) - 73%

Выполнили задания дополнительной части (повышенный уровень) -  68%

   Показатели проверяемых  познавательных УУД:                                                                                                                                                                                                          -умение осуществлять логическое действие (поиск и выделение информации)  – 63,5%                                                                                                                     -структурировать знания   – 95%                                                                                                                                                                                               -строить осмысленное  произвольное речевое высказывание  - 68%                                                                                                                                                       -осуществлять анализ и синтез  - 78%                                                                                                                                                                                                    -использовать знаково-символические средства для создания моделей  объекта   - 80%.

 Итого по классу: 77%

Показатели  проверяемых  регулятивных УУД:                                                                                                                                                                     -умение планировать последовательность учебных действий  в соответствии с поставленной задачей,  осуществлять  контроль, коррекцию    - 57,3%

-определение последовательности промежуточных целей и плана действий   - 55%

Итого по классу: 58%

Таким образом, учащиеся владеют ключевыми компетенциями работы с текстом

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Педагогическая технология урока в развивающем обучении"

Презентация содержит материал по системам обучения Эльконина-Давыдова и Занкова.Рассматриваются принципы работы по системе Занкова и их реализация на уроках по новым образовательным стандартам второго...

Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...

Доклад по теме «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

     Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внут...