Формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях разновозрастного сотрудничества
консультация
Одной из основополагающих возрастных характеристик младших подростков является «чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в начале подросткового возраста и определяющая основные отношения подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1 – 2-х классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной самостоятельности школьников
в условиях разновозрастного сотрудничества
Сафина Эльмира Зинатулловна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 5»
Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает да не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках, руках учителей, возможность создать вокруг такую атмосферу, в которой каждый ученик будет чувствовать себя комфортно и плодотворно работать. Этому способствует разновозрастное сотрудничество. Что подразумевает под собой этот тип взаимодействия детей? Это, прежде всего, решение разнообразных учебных задач совместно учениками разного возраста, например, учениками 2-го и 4-го, 5-7кл.
Младшие подростки выступают как бы главными действующими лицами в таком сотрудничестве. Откуда такое особое отношение к этому возрасту? 4–6-й классы, то есть 10–12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. Одной из основополагающих возрастных характеристик младших подростков является «чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в начале подросткового возраста и определяющая основные отношения подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1 – 2-х классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.
Не секрет, что в этом возрасте падает интерес к обучению, проявляется подростковый негативизм в виде нарушений дисциплины. Разновозрастное сотрудничество является педагогическим условием обеспечения перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Для решения своих возрастных задач младшему подростку не нужен универсальный помощник (взрослый) и не равный во взаимоотношении (сверстник). Ему нужен младший, менее умелый, тот, который не очень хорошо способен понять чужую точку зрения и выработать свою.
Чтобы научиться самому, т.е. овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). В ситуации разновозрастного сотрудничества для решения учебной задачи младшему не просто нужно подсказать, сделать вместо него, предложить ему готовый результат или навязать свою точку зрения. Младшему нужно помочь самостоятельно прийти к результату. Такая ситуация не наигранная, младший школьник реально нуждается в собственной точке зрения.
Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:
- В мотивационном отношении работа детей в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика». Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.
- Ситуация разновозрастного сотрудничества для младших подростков создаёт условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции «учителя»; помогает актуализировать средства и способы учебных действий. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности, основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения.
- Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, младшие подростки начинают по – новому видеть труд собственных учителей.
- Для младших школьников разновозрастное сотрудничество тоже очень важно – ребёнок получает весомую эмоциональную поддержку, растёт мотивация учения, улучшается усвоение учебного материала, обогащается арсенал средств общения с другими детьми.
Организовать возрастное сотрудничество можно на специальных разновозрастных уроках.
Типы разновозрастных уроков
- Уроки, целью которых является организация контроля и оценки (урок-диктант, урок-списывание, урок-проверочная работа по математике, урок-зачёт и т.п.). Тексты работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят пятиклассники. В ходе подобных уроков необходимо добиться, чтобы «учителя» и ученики обменивались мыслями, сомнениями, размышляя сообща, а для этого младшие ученики должны попасть в зону трудностей, неуверенности, незнания.
- Уроки, на которых происходит конкретизация открытого младшими детьми способа действий. На таких уроках нужна проблемная ситуация, поиск путей и способов решения поставленных задач. Старшеклассники к таким урокам придумывают учебные задания, готовят средства, с помощью которых можно будет организовать с младшими детьми поиск решения задачи, готовят серию вопросов, позволяющих видеть продвижение и понимание материала младшими учениками.
- Уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы. Старшеклассники готовят всё необходимое для проведения занятий, продумывают и описывают порядок проведения опыта, эксперимента и т.п.
- Уроки-конференции, демонстрации, на которых происходит предъявление результатов учебной или какой-либо другой деятельности. Старшие помогают младшим подготовить весь материал к уроку и разрабатывают сценарий его проведения.
Фрагменты разновозрастного урока русского языка
Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций». Урок был проведён между учениками 2 а и 4 б кл.
Данному уроку предшествовали уроки подготовки с учениками 4 класса, на которых они отбирали материал для работы со 2 кл.; продумывали систему заданий для отработки материала по теме «Проверка орфограмм слабых позиций».
Урок проходил в двух кабинетах: часть учащихся 2 кл. перешла в кабинет 4 кл., а часть четвероклассников – в кабинет второклассников. Вся работа на уроке проводилась в парах. Главное условие создания пары – учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учителей» посильнее. Также для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверхкапризные, упрямцы) требовался учёт их личностных особенностей. К началу урока за каждой партой сидел «учитель» и его ученик.
Комментарии к разновозрастному уроку русского языка
Фрагмент 1.
Цель первого этапа урока – выявить умения и знания второклассников применять известные способы проверки ОСП (орфограммы слабых позиций): 1 – по сильной позиции; 2 – по словарю; 3 – по правилу.
Четвероклассники приготовили слова, записанные в транскрипции. Среди восьми слов были слова, в которых второклассники уже умеют проверять ОСП по изученным способам и слова, которые содержали ОСП в разных частях слова, и способы проверки были ещё не изучены.
Фрагмент 2.
Цель следующего этапа урока – показать, что второклассники знакомы не со всеми способами проверки ОСП на примере записи пословицы. Четвероклассниками была подобрана пословица, в которой ОСП находились в окончаниях и аффиксах.
Фрагмент 3.
Цель этого этапа урока – проверить умения второклассников записывать слова с пропусками ОСП, умения заполнять пропуски, применяя изученные способы проверки ОСП. Для этого четвероклассники приготовили стихотворение, которое второклассники записывали под диктовку, обосновывая свой выбор букв.
Фрагмент 4.
Впечатления второклассников и четвероклассников от данного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-261626-1420459120.jpg)
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-329428-1383322132.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
Семейный бюджет. Наш проект. Практикум «Учебное сотрудничество как условие учебной самостоятельности младших школьников»
Урок комплексного применения знаний и умений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-491627-1412416650.jpg)
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096733-1545674428.jpg)
Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...
Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников
В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на активизацию познавательной деятельности обучающихся ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1451041-1674074930.jpg)
Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...