Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
статья
В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность данных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В. Юркина,
студентки 3 курса напр. «Преподавание в
начальных классах»,
e-mail: ira.yurkina.99@mail.ru,
науч. рук.: А.Ю. Королева,
преподаватель факультета среднего
профессионального образования,
МГПУ им. М.Е. Евсевьева,
г. Саранск
Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Аннотация: в статье рассматривается проблема изучения познавательных умений с помощь исследовательских работ у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: младший школьный возраст, исследовательская работа, начальное образование, самостоятельная деятельность.
В настоящее время обществу необходимы выпускники школ, которые умеют самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания, умения и навыки тщательно обдумывать решения и чётко планировать действий. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской работе во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности [1].
Учащиеся начальных классов должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения.
Одним из основных этапов формирования учебной самостоятельности является использование исследовательской работы во внеурочной деятельности и поэтому младшим школьникам на данный момент посвящено достаточно много исследовательских работ. Примерами могут служить работы по теме: «Искусство создания книги», «Волшебство красок», «Ягодная азбука». Они обеспечивают условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, являются средством их активизации, формирования к ним интереса [2 с. 1472-1474].
На данный момент уровень развития самостоятельности у младших школьников наиболее преобладающим является средний и низкий уровень сформированности исследовательских способностей. Это характеризует низкий уровень проявления интереса к проведению исследовательской работы. Так как ученики не проявляют инициативу в ходе исследования, не высказывают собственные идеи, предложения, предположения по работе или предпочтет ничего не делать [3 c. 31].
Следует выделить то, что многие учащиеся нуждаются во внимании со стороны учителя те, которые не проявляют особой заинтересованности и те, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому, во многом от умения педагога зависит, сумеет ли ребёнок проявить себя в учебной самостоятельной деятельности. Продуктивная работа над исследованием будет лишь тогда, когда школьнику нравится его тема исследования и вызывает неподдельный интерес.
Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности у обучающих способствует соблюдение ряда обязательных условий:
– систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
– разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;
– индивидуальный подход к обучающимся.
В ходе исследовательской работу развивается самостоятельная деятельность детей младшего школьного возраста способствует формированию познавательную самостоятельность и самоорганизацию. В результате можно сделать вывод о том, что учителя должны регулярно проходить диагностику, чтобы они могли формировать самостоятельные способности у школьников.
Во внеурочной деятельности реализуется широкий спектр возможностей для проявления познавательной инициативы и способности к решению исследовательских задач; самостоятельности поиска новых способов действий, форм представления результатов; возможности продвижения ребенка по индивидуальной познавательной траектории с опорой на его личностный опыт. Формирование у младшего школьника интереса к исследовательским работам во внеурочной деятельности возможно лишь тогда, когда обучающие вовлечены и заинтересованы в своей самостоятельньной работе, умеют находить и анализировать необходимую информацию и применять полученные знания .
Литература и примечания:
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Миничтерство образования и науки России. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011 . – 48 с. – (Стандарты второго поколения) . – ISBN 978-5-09-023273-9.
[2] Кучумова, Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности / Е. В. Кучумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1472-1474. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31185/ (дата обращения: 07.11.2020).
[3] Савенков А.И. Методика исследовательского и проектного обучения школьников / А.И. Савенков — Текст : непосредственный // Издательский дом «Федоров» — 2016. — 31с.
© И.В Юркина, А. Ю. Королева, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.
Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...
Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...
Аттестационная работа Курочкина С.Е.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование Коммуникативных УУД младших школьников...
Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников
В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на активизацию познавательной деятельности обучающихся ...