на тему "Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка в рамках ФГОС"
статья
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка в рамках ФГОС»
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
С введением ФГОС принципиально меняются и ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
-в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-планирование обратной связи.
В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит».
Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.
Именно в этом я вижу актуальность моей темы: « Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка в рамках ФГОС». Такими уроками я создаю почву для появления ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями, появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать.
Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.
Очень часто бывает так: в классе прочно закрепляется за ребенком репутация «троечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую ситуацию: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя, он буквально преображается, как только прозвенел звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даёшься. А ведь это именно то, без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. Ребёнку необходимо творить.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».
Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.
- Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы.
- Другие предлагают понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное.
- Третьи усматривают элементы творчества у детей в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов.
Я считаю, что в творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.
Творчество можно разделить на несколько уровней - этапов:
- Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
- Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление словарей), проходит во 2-3 классах.
- Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.
Творческое развитие доступно каждому ребёнку.
Творческие задания я даю систематически. Сначала (в 1 классе) творческие задания носят сугубо добровольный характер. Каждый ученик пусть работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. Первые 2-3 работы обычно выполняют 50-60% учеников (из них 30% - по собственному желанию и заинтересованности, а 30% - по настоянию родителей). Кстати, в детстве особую роль в становлении личности человека играет подражание взрослым. Поэтому родители должны оказывать посильную помощь при выполнении, особенно при оформлении домашних творческих работ учащихся.
После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу учителя, аплодисменты и восхищение товарищей можно заслужить, начинают стараться и выполнять творческие задания все.
В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
Какие же творческие задания я чаще всего использую?
1 класс.
Внимание и запоминание у 6-7 летних детей слабые, тем более, если учение их не захватывает. Для этого я ввожу в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.
На уроках русского языка использую рифмованные упражнения, грамматические сказки. Ведь дети так чутки к слову, к образу, им всё интересно.
- Например: Найдите в стихотворениях слова, которые отличаются одной буквой, запишите их.
Делом нужным занят грач:
Ходит полем, словно врач.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
На букву а напал недуг,
И встало у взамен подружки.
Прошу я лак –
Дают мне лук,
И чашки
Хрюкают, как
Чушки.
А далее идет творческое задание:
Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какими буквами отличаются названные вами слова?
- НЕ МЕНЬШЕ ДВУХ ГЛАСНЫХ (сказка)
Особенно хорошо развивают творчество сказки И дети их любят. Первая сказка с которой я знакомлю детей такая:
Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелёгкое задание предложили они детям.
На этой картинке одиннадцать шаров. На каждом буква, здесь и гласные и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных. Полученные слова запишите, разделите на слоги. Кто придумает больше?
Е А Т Р Н
М П
Л С Ы О
(Село, сало, смена, сера, пора, пена, нота, нора, сено, масло, море, лето и т.д.)
- Кроме рифмовок и сказок в 1 классе можно использовать задания «лесенки» в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек». Например:
М | |||||||||
М | И | ||||||||
М | И | Р | |||||||
М | А | М | А | ||||||
М | А | Н | Г | О | |||||
М | А | Ш | И | Н | А | ||||
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | |||
М | А | Н | Д | А | Р | И | Н | ||
М | А | С | Т | Е | Р | И | Ц | А | |
М | И | Л | И | Ц | И | О | Н | Е | Р |
- Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться – это их первые мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слоги, слова из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, АПЛОДИСМЕНТЫ. После изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита.
Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок.
2 класс.
Задания становятся сложнее.
Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
С второклассниками мы вместе составляем различные словари, которые продолжают пополняться в 3 и 4 классах. Словарик синонимов и антонимов, мужских и женских имен, словарик «Радуга» (для запоминания правописания цветов не только радуги), и др. И у совсем «взрослых» четвероклассников не останется без внимания призыв: «Помоги учительнице!», составь словарный диктант из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника или словарный диктант из 15 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, включи в него разные части речи.
- Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
- Словарь на «М».
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
М | М | М | М | М | М | М | М | М | М | М |
- Столица.
- Универмаг.
- Ягода.
- Зверь.
- 30 или 31 день.
- Холод.
- Инструмент.
- Продукт.
- Овощ.
- Транспорт.
- Автомобиль.
(Москва, магазин, малина, медведь, месяц, мороз, молоток, молоко, морковь, метро, машина.)
- Словарные слова.
- Домашнее животное.
- Дорожка в парке.
- Овощ.
- Птица.
- Рынок.
- Дети.
- «Два серебряных коня».
( Собака, аллея, помидор, ворона, базар, ребята, коньки.)
Составленные детьми тематические кроссворды затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
- При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке – игре «Путешествие в страну родственных слов» ученики с удовольствием подбирают группы родственных слов, оформляя их в красочные рисунки.
(Лыжа, лыжня, лыжная, лыжник, лыжница).
(Снег, снежок, снежный, снежинка, снеговик).
- При изучении видов предложений по цели высказывания мои ученики сами должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать несколько различных ответов. Например:
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, приезжали.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, гости.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вечером.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вчера.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, к нам.
- Когда мы с учениками начинаем готовиться к первому в нашей школьной жизни серьёзному конкурсу «Русский медвежонок», мы учимся не только отгадывать, но и составлять свои ребусы:
3 - 4 класс.
В 3 – 4 классе я использую работы творческого характера.
Например:
- Составление, дописывание предложений разных конструкций по опорным словам, на заданную тему.
- Восстановление текстов.
- Озаглавливание рассказов.
- Составление элементарного описания различных предметов.
- Составление развёрнутых рассказов на тему, из данных предложений, по картине, по впечатлениям или наблюдениям.
- Составление связного рассказа по плану.
- Составление изложения по тексту, по началу и концу текста.
- Составление сжатых рассказов или подробных с элементами описания.
- Составление рассказов с заменой лица.
- Работа с фразеологизмами.
- Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы не с глаголами предлагаю детям узнать интересные правила. Вывешиваю плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Дети читают первое правило с интересом, второе – с недоумением, третье - с улыбкой и говорят, что я ошиблась, говорят, как надо исправить, перечитывая правила. Я вставляю карточки с не в прорези. Например:
Береги книгу.
(…) бери книгу грязными руками.
(…) загибай уголки листов.
(…) пиши в книге и на книге.
(…) читай во время еды.
(…) бросай книгу, где попало.
Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.
- Выполнение такого упражнения носит частично творческий характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
(Слова для справок: ненастные, прекраснаый, радостно, праздник, чувствуется.) - Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы… : во… ёлочки кто-то шур… . Там ё… ! Напала Жучка на ….. . Да не тут …. ! Наколола она нос и ……. . - Частично творческий характер носит работа по исправлению предложений:
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае. - Работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить–петлять. 5. А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
(2 – 5 – 1 – 3 – 4). - Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника).
Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо.
Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны.
Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант!
(По В. Бианки). - Составление сочинений с фразеологизмами. Пример фрагмента рассказа с использованием фразеологизмов, в который ученик должен включить не менее 5-7 известных устойчивых сочетаний слов:
…Ура! Завтра у нас лыжный кросс! Ученик 4 б класса Пирогов Юра бежит домой сломя голову. Юра чувствует себя на лыжах как рыба в воде и поэтому задирает нос. Он назубок знает, кто будет победителем кросса и заранее перемывает косточки своим соперникам, которых собирается разделать под орех. Как пить дать!... - Мои ученики очень любят изобразительное творчество, поэтому после знакомства с фразеологическими оборотами они рисуют их, а одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «Биться как рыба об лёд», «Уши вянут», «Вешать нос», «Водить за нос», «Глаза разбежались», «Проглотить язык») и т.д. После каждого задания организуется выставка или коллективный просмотр выполненных работ.
На этом рисунке изображен мальчик, которому «вешают лапшу на уши».
- Задания на проведение аналогий.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка и при подготовке внеклассных мероприятий. Главное, чтобы у детей появилось желание творить.
Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.
Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.
Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...