Инновационная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации.Обучающиеся вовлекаются  в  исследовательские проекты, творческие занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в начальной школе

        Нововведения в начальных классах направлены на повышение качества воспитания и образования младших школьников. В разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением. К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учителя встают перед выбором эффективных способов осуществления инновационных педагогических идей в начальной школе. Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.

         В начальной школе в развитии инноваций выделяются следующие направления: создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения; акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;

 создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования; большое внимание уделять формированию экологической культуры;

 разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;

 внедрение инновационных технологий, методик;

создание экспериментальных площадок, классов;

 внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.

         Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации. В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы. Современные условия жизни диктуют внедрение в образовательный процесс школы инноваций, что в свою очередь является важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Инновационная деятельность учителя начальных классов направлена на развитие интереса к учебе у младших школьников, на формирование их личности, на повышение качества образования.

Инновационная деятельность учителя начальных классов – это многоаспектное явление,

характеризующееся внедрением в образовательный процесс нововведений.

        Инновационная деятельность предполагает использование новых форм, методов, приемов обучения. Еще недавно младшие школьники занимались по одной методике, используя в обучении букварь. Сейчас же, в современном мире, существует множество методик и программ образования. Целью модернизация системы образования является повышение образования, развития таланта и качеств личности, сберегая здоровье обучающегося. После перехода на федеральный государственный образовательный стандарт во всех школах обучение становится процессом воспитания умения учиться, выработке саморегуляции и т. д

         В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеурочная деятельность  способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учителем. Обучающиеся вовлекаются  в  исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. На занятии внеурочной деятельностью  для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

        У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

        Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа на протяжении многих лет работает в историко-краеведческом направлении. Используя богатый исторический опыт, традиции  в организации обучения и воспитания учащихся педагоги школы создают программы духовно-нравственного воспитания,  проекты, квесты, краеведческие клубы, кружки и др.

         Школа обладает опытом работы с туристами, вовлекая группы младших школьников, учащихся старшего и среднего звена в туры выходного дня, образовательные туры,  квест-игры, показывая анимационные этюды, мастер-классы.

        Вместе с учащимися своего класса при организации работы БОФ-2018 мною был организован мастер-класс  «К бабушке, на блины !»

 Особая ценность мастер-класса:  учащиеся выступали в качестве тьюторов, сопровождали  разновозрастную группу по своему, заранее составленному, маршруту . Ребята , под руководством учителя объясняют и показывают процесс приготовления блинов. Сопровождается действие стихами, частушками, загадками.

Сценарий «К бабушке, на блины!»

(Гостей встречаем у входа. Звучит музыка «Народные гуляния»)

1.Спешите, спешите, всех приглашаем!

Сегодня всем миром гостей мы  встречаем!

2.Пришли гости к нам

Это значит быть блинам

Быть любви и быть добру

Всем раздайте по блину

Ешьте, пейте, угощайтесь!

И побольше развлекайтесь

Вот такой поворот

Открывайте шире рот.

3.Как на этой вот неделе

Из печи блины летели!

С пылу, жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Милая, угощай,

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару- разбирайте,

 похвалить не забывайте.

(Гостей угощаем блинами)

4.Ешь блины, добавь варенья,
Только уплетай скорей!

Напеки блинов скорей
Только масла не жалей!

Поздравляем с этим днём
Пусть печаль горит огнём!
Пусть уходят холода
Не на год, а навсегда!

( Теперь предлагаем гостям поучаствовать в приготовлении блинов. Они надевают фартуки, выбирают стол. За одним столом готовят цветные блины, за другим столом пекут ажурные блины, а за третьим столом – блины на дрожжах. Хозяйками являются учащиеся 9 класса).

5.К нам сюда скорее просим, 
Подходи, честной народ. 
Фартуки надеваем

И блины печь начинаем!

6.Блинчики ажурные,

Блинчики цветные.

На опаре блинчики

Душистые румяные.

7.Они на золото похожи,
Ведь золотой отлив в них есть.
Но лучше бриллиантов все же,
Ведь их, к тому же, можно съесть!

8.Как на этой вот неделе

Из печи блины летели:

Мы их ртом ловили,

- Спасибо! – говорили.

Сто блинов с друзьями съели,

Дружно песенки запели! 

( Гостям раздаём слова песни «Ой, блины»)

9.-Приглашаем вместе спеть песенку о блинах.

10.Пусть будет радостей немало,
Любовь на годы сохранится,
Чтобы печалей не бывало, 
И только к лучшему стремиться!

(Провожаем гостей, раздаём на память рецепты блинов)

 Мастер – класс это уникальная форма  передачи знаний в той или иной сфере внеурочной деятельности, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного  содержания воспитания  при активной роли всех участников  образовательного события.

Основной принцип мастер – класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.

 В своей практике при организации внеурочной деятельности, при организации  проектной деятельности  использую мастер-классы.

 Следует обратить внимание при подготовке мастер – класса на то, что в технологии проведение мастер – класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. Передать продуктивные способы работы – одна из важных задач для организатора  мастер-класса .

Занятие, даваемое руководителем мастер-класса,  на котором опыт и  мастерство передается участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы, мастер-классы не показывают, а проводят.

.  Требования к педагогу –мастеру

  • Степень готовности к распространению передаваемого  опыта
  • Глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость
  • Использование авторских находок, идей
  • Умение взаимодействовать с аудиторией
  • Знание и навык применения современных технологий обучения

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Цель МК

Цель мастер-класса: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера,  освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Мастера своего дела делятся со слушателями какой- либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

 

 Задачи МК

Задачи мастер-класса: 

  • передача мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических приемов;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития. 

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Методические принципы МК

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • различные аспекты и приемы использования технологий,
  • авторские методы применения технологий на практике и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

К вопросу организации инновационной деятельности в начальной школе

Инновационная  деятельность  учителя  начальной  школы,  направленная  на  совершенствование  дидактического  процесса,  является  компонентом...

«Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя»

Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробаци...

Инновационная деятельность в начальной школе

Методика развития критического мышления...

«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников»            В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...

Доклад на тему: «Инновационная деятельность в начальной школе»

Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы....

Образовательная мультипликация как средство развития мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы.

В статье описан опыт экспериментальной работы по развитию мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы средствами образовательной мультипликации. Определены трудности, с которыми ст...