Инновационная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал
Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации.Обучающиеся вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в начальной школе
Нововведения в начальных классах направлены на повышение качества воспитания и образования младших школьников. В разные периоды своего становления эти новообразования обладают различными целями, задачами, содержанием, проявлением. К современным педагогам предъявляются новые требования, среди которых обязательным является применение ими инновационных методик и технологий. Учителя встают перед выбором эффективных способов осуществления инновационных педагогических идей в начальной школе. Учитель уже не является источником информации: учащиеся самостоятельно добывают знания и проверяют их на практике.
В начальной школе в развитии инноваций выделяются следующие направления: создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения; акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;
создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования; большое внимание уделять формированию экологической культуры;
разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;
внедрение инновационных технологий, методик;
создание экспериментальных площадок, классов;
внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.
Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации. В связи с обновлением и новым содержанием образования выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы. Современные условия жизни диктуют внедрение в образовательный процесс школы инноваций, что в свою очередь является важнейшим качеством профессионального педагога, благодаря которому можно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Инновационная деятельность учителя начальных классов направлена на развитие интереса к учебе у младших школьников, на формирование их личности, на повышение качества образования.
Инновационная деятельность учителя начальных классов – это многоаспектное явление,
характеризующееся внедрением в образовательный процесс нововведений.
Инновационная деятельность предполагает использование новых форм, методов, приемов обучения. Еще недавно младшие школьники занимались по одной методике, используя в обучении букварь. Сейчас же, в современном мире, существует множество методик и программ образования. Целью модернизация системы образования является повышение образования, развития таланта и качеств личности, сберегая здоровье обучающегося. После перехода на федеральный государственный образовательный стандарт во всех школах обучение становится процессом воспитания умения учиться, выработке саморегуляции и т. д
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеурочная деятельность способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учителем. Обучающиеся вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. На занятии внеурочной деятельностью для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа на протяжении многих лет работает в историко-краеведческом направлении. Используя богатый исторический опыт, традиции в организации обучения и воспитания учащихся педагоги школы создают программы духовно-нравственного воспитания, проекты, квесты, краеведческие клубы, кружки и др.
Школа обладает опытом работы с туристами, вовлекая группы младших школьников, учащихся старшего и среднего звена в туры выходного дня, образовательные туры, квест-игры, показывая анимационные этюды, мастер-классы.
Вместе с учащимися своего класса при организации работы БОФ-2018 мною был организован мастер-класс «К бабушке, на блины !»
Особая ценность мастер-класса: учащиеся выступали в качестве тьюторов, сопровождали разновозрастную группу по своему, заранее составленному, маршруту . Ребята , под руководством учителя объясняют и показывают процесс приготовления блинов. Сопровождается действие стихами, частушками, загадками.
Сценарий «К бабушке, на блины!»
(Гостей встречаем у входа. Звучит музыка «Народные гуляния»)
1.Спешите, спешите, всех приглашаем!
Сегодня всем миром гостей мы встречаем!
2.Пришли гости к нам
Это значит быть блинам
Быть любви и быть добру
Всем раздайте по блину
Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь
Вот такой поворот
Открывайте шире рот.
3.Как на этой вот неделе
Из печи блины летели!
С пылу, жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Милая, угощай,
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару- разбирайте,
похвалить не забывайте.
(Гостей угощаем блинами)
4.Ешь блины, добавь варенья,
Только уплетай скорей!
Напеки блинов скорей
Только масла не жалей!
Поздравляем с этим днём
Пусть печаль горит огнём!
Пусть уходят холода
Не на год, а навсегда!
( Теперь предлагаем гостям поучаствовать в приготовлении блинов. Они надевают фартуки, выбирают стол. За одним столом готовят цветные блины, за другим столом пекут ажурные блины, а за третьим столом – блины на дрожжах. Хозяйками являются учащиеся 9 класса).
5.К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Фартуки надеваем
И блины печь начинаем!
6.Блинчики ажурные,
Блинчики цветные.
На опаре блинчики
Душистые румяные.
7.Они на золото похожи,
Ведь золотой отлив в них есть.
Но лучше бриллиантов все же,
Ведь их, к тому же, можно съесть!
8.Как на этой вот неделе
Из печи блины летели:
Мы их ртом ловили,
- Спасибо! – говорили.
Сто блинов с друзьями съели,
Дружно песенки запели!
( Гостям раздаём слова песни «Ой, блины»)
9.-Приглашаем вместе спеть песенку о блинах.
10.Пусть будет радостей немало,
Любовь на годы сохранится,
Чтобы печалей не бывало,
И только к лучшему стремиться!
(Провожаем гостей, раздаём на память рецепты блинов)
Мастер – класс это уникальная форма передачи знаний в той или иной сфере внеурочной деятельности, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания воспитания при активной роли всех участников образовательного события.
Основной принцип мастер – класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас.
В своей практике при организации внеурочной деятельности, при организации проектной деятельности использую мастер-классы.
Следует обратить внимание при подготовке мастер – класса на то, что в технологии проведение мастер – класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. Передать продуктивные способы работы – одна из важных задач для организатора мастер-класса .
Занятие, даваемое руководителем мастер-класса, на котором опыт и мастерство передается участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы, мастер-классы не показывают, а проводят.
. Требования к педагогу –мастеру
- Степень готовности к распространению передаваемого опыта
- Глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость
- Использование авторских находок, идей
- Умение взаимодействовать с аудиторией
- Знание и навык применения современных технологий обучения
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Цель МК
Цель мастер-класса: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Мастера своего дела делятся со слушателями какой- либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Задачи МК
Задачи мастер-класса:
- передача мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических приемов;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Методические принципы МК
Тематика мастер-классов включает в себя:
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
К вопросу организации инновационной деятельности в начальной школе
Инновационная деятельность учителя начальной школы, направленная на совершенствование дидактического процесса, является компонентом...
«Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя»
Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробаци...
Инновационная деятельность в начальной школе
Методика развития критического мышления...
«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».
laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников» В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...
Доклад на тему: «Инновационная деятельность в начальной школе»
Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы....
Образовательная мультипликация как средство развития мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы.
В статье описан опыт экспериментальной работы по развитию мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы средствами образовательной мультипликации. Определены трудности, с которыми ст...