Образовательная мультипликация как средство развития мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы.
статья

Регина Ригановна Ситдикова

В статье описан опыт экспериментальной работы по развитию мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы средствами образовательной мультипликации. Определены трудности, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при реализации ФГОС НОО. Результаты экспериментальной работы доказывают, что погружение учителей в рамках семинаров-практикумов, организуемых школьным методическим объединением (ШМО), в творческую мультипликационную деятельность с использованием инноваций способствует снятию сопротивления и развитию мотивации к инновационной деятельности в целом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная мультипликация как средство развития мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы

Аннотация: в статье описан опыт экспериментальной работы по развитию мотивации к инновационной деятельности учителей начальной школы средствами образовательной мультипликации. Определены трудности, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при реализации ФГОС НОО. Результаты экспериментальной работы доказывают, что погружение учителей в рамках семинаров-практикумов, организуемых школьным методическим объединением (ШМО), в творческую мультипликационную деятельность с использованием инноваций способствует снятию сопротивления и развитию мотивации к инновационной деятельности в целом.

Ключевые слова: образовательная мультипликация, инновационная деятельность учителей начальных классов, мотивация к инновационной деятельности, сопротивление учителей к внедрению инноваций.

Вопросы развития мотивации учителей к инновационной деятельности приобрели особую актуальность в связи с реализацией обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального образования (2021). Обсуждая инновационные изменения обновленных ФГОС НОО, В. С. Басюк, Н. Ф. Виноградова, А. Ю. Лазебникова отмечают, что проблемы с внедрением инноваций, заложенных в ФГОС, часто связаны с неполным пониманием учителями сути инновационный изменений, а также с недостаточностью умений совмещать инновации с имеющимся опытом педагогической деятельности. Это вызывает у учителей сопротивление внедрению инноваций, которое руководителям образовательных учреждений необходимо учитывать и стремиться преодолеть силами школьных методических объединений (ШМО) учителей [2].

Один из ведущих методологов педагогической инноватики В. С. Лазарев, считая инновационную деятельность учителей «основой развития образовательного учреждения», отмечает, что мотивация к инновационной деятельности является одним из главных механизмов совершенствования управления развитием ОУ [7, с. 107]. В качестве основных мотивирующих условий автором выделены «наличие интереса к инновационной деятельности и возможность самореализации в инновационной деятельности» [7, с. 110].

Рассматривая проблемы реализации ФГОС начальной школы, Т. В. Смолеусова отмечает, что на интерес учителей к внедрению инноваций отрицательно влияет недостаточная методическая готовность. «В готовности учителя к воплощению ФГОС НОО должны рассматриваться разные составляющие:

1) когнитивная – «знаю», 2) аксиологическая – «принимаю»,

3) мотивационная – «хочу и надо», 4) профессиональная – «умею»,

5) личностная – «могу», 6) компетентностная – «делаю» [9]. При выпадении какой-либо составляющей у учителя включается скрытое или очевидное сопротивление к внедрению инноваций, что часто аргументируется такими доводами, как «традиционные методы давали хорошие знания», «инновации перегружают учебный процесс, отнимают время, утомляют детей, учителей и родителей».

С целью определения тех видов инновационной деятельности, которые вызывают наибольшие сложности в организации учебной деятельности младших школьников, мы провели на констатирующем этапе экспериментальной работы анкетирование учителей начальных классов г. Менделеевска Республики Татарстан. По мнению учителей, наибольшие трудности вызывает внедрение 5 видов инноваций: 1) организация проектно- исследовательской деятельности учащихся; 2) групповая форма организации учебной деятельности; 3) применение ИКТ в учебном процессе; 4) формирование функциональной грамотности (ФГ) учащихся; 5) мониторинг сформированности универсальных учебных действий (УУД) младших школьников.

Результаты анкетирования были подтверждены наблюдениями за организацией урочной и внеурочной деятельности. При этом учителя старшей возрастной категории (45 и больше лет) и «молодые» (25 – 35 лет) демонстрировали 2 противоположных подхода.

Учителя старшей возрастной категории все указанные виды инноваций в той или иной степени осваивали в течение предыдущего десятилетия своей педагогической деятельности (с введения стандартов 2 поколения) и считали их теми нововведениями, наличие которых не влияет на качество учебного процесса. В своей практической деятельности учителя придерживались традиционной методики проведения учебной деятельности.

Основными недостатками проектно-исследовательской деятельности и групповой формы организации учебной деятельности учителя старшей возрастной категории называли малую структурированность этих инноваций. По их мнению, «дети при выполнении проектов постоянно нарушают дисциплину», «не понятно, усвоили ли они учебный материал», «трудно оценить знания каждого ученика, когда они работают в группе», «проектную деятельность по подгруппам можно показывать только на открытых уроках, когда присутствует не весь класс, а только отобранные хорошо успевающие дети».

Применение ИКТ в учебном процессе у учителей этой возрастной группы сводится преимущественно к объяснительно-иллюстративному методу, учителя в своей практике применение ИКТ ограничивают использованием интерактивной доски на уроках и поисками нужной информации в интернете. Результаты нашего исследования подтвердили наблюдения И. В. Хаировой [10]. В ее исследовании было выявлено «недостаточное развитие методических и технологических подходов к использованию веб- сайтов» [с. 186], «отсутствие у большинства учителей начальных классов системной информации об образовательных сайтах, хотя количество сайтов этой направленности постоянно увеличивается, а также происходит качественное и количественное обновление контента уже известных им сайтов» [10, с. 187].

Кроме того, учителя старшей возрастной группы в нашем исследовании демонстрировали резко отрицательное отношение к сотовым телефонам, считая их источниками зла и требуя однозначного запрета какого бы то ни было использования их на уроках и во внеурочной деятельности. Учителя заявляли, что «если ребенок берет в руки сотовый телефон, об учебе сразу забывает: или болтает в чатах, или играет в бессмысленные стрелялки».

Достаточно формальное отношение продемонстрировали учителя старшей возрастной группы к формированию функциональной грамотности (ФГ) и УУД. Они считали, что «навыки использования учебной информации в житейских ситуациях» (так понимают ФГ) и так всегда формировали у своих учеников, предлагая «задачи на смекалку», «сочинения на свободную тему», «инсценировки на моральные темы». УУД многие учителя называли дополнительной формальной нагрузкой, полагая, что УУД сами собой формируются в процессе освоения предметных знаний и нет смысла уделять им дополнительное время.

Более молодые учителя не демонстрировали такого резкого отторжения отмеченных видов инноваций. Многие из них получили навыки проектно-исследовательской деятельности и опыт групповой формы организации учебной деятельности во время обучения в педвузе. Также благодаря вузовскому обучению молодые учителя имеют представление о формировании УУД и ФГ. Однако, у молодых учителей имеется существенное различие между их собственными знаниями и умением использовать инновации в работе с учащимися младших классов. Поэтому в своей практической деятельности они часто предпочитают те же методы, что и учителя старшей возрастной категории, так как боятся, что «дети расшумятся и не будут слушать учителя», «я ничего не успею им дать, потому что не умею поддерживать дисциплину», «на УУД и ФГ у меня просто не остается времени».

У молодых учителей обнаружилось очень позитивное отношение к ИКТ. Как пользователи, они знакомы с многими технологиями. Однако, их пользовательские навыки с трудом переносятся на организацию учебной деятельности младших школьников.

Выявленные трудности в значительной степени влияют на мотивацию к инновационной деятельности учителей начальной школы. В ходе констатирующего этапа мы отметили, что главным демотивирующим фактором является низкий уровень операционной готовности учителей к инновационной деятельности. Несмотря на декларируемую ими высокую готовность к внедрению инноваций (по результатам анкет), во время наблюдения за их практической урочной и внеурочной деятельностью мы фиксировали демонстрацию «старых» методов работы с учащимися и сопротивление инновациям.

В рамках нашего эксперимента мы предположили, что погружение учителей в практическую инновационную деятельность с отсутствием угроз их авторитету и страха перед отрицательными результатами, позволит преодолеть барьер между необходимостью внедрять инновации и неумением это делать. Мы предположили, что снять сопротивление могут нетрадиционные интерактивные технологии обучения и воспитания [6]. В качестве такой нетрадиционной формы мы использовали образовательную мультипликацию, что было организовано в виде серии практических семинаров в рамках работы школьного методического объединения (ШМО) учителей начальных классов.

В «Концепции реализации педагогического потенциала мультипликации в современном образовании» дано определение образовательной мультипликации как «обобщающего названия группы технологий и подходов в образовании, объединенных использованием анимации как образовательного инструмента» [3, с. 30]. Технология образовательной мультипликации обладает большим инновационным потенциалом, так как дает возможность организовать создание нового, интересного для всех участников процесса (и учителей, и учеников) продукта (мультфильма) в групповой форме организации проектной деятельности. Кроме того, при разработке идеи, сценария, съемке и монтаже мультфильма всем участникам процесса приходится решать задачи на переформулирование и трансформацию полученных на учебных предметах естественнонаучных, математических и грамматических знаний, что способствует формированию функциональной грамотности учащихся.

Мультипликационная деятельность – это создание учащимися мультфильмов. Основной характеристикой этой деятельности является целостность и интегративность. «Мультипликация неразрывно связана со всеми видами художественной и практической деятельности. В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности» [3, с. 20].

К настоящему времени в отечественной педагогике накоплен немалый опыт применения технологий образовательной мультипликации во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Так, в исследовании Л. В. Оконечниковой уделяется внимание экспертной оценке предпочитаемых детьми мультфильмов [8]. О. С. Джафарова раскрывает потенциал мультипликационной педагогики в начальные школы для решения современных образовательных задач [5]. М. В. Гончарова предлагает программу развития творческой социализации детей в процессе группового создания мультфильмов во внеурочной деятельности [4]. В методических рекомендациях Н. А. Арнаутовой рассматриваются вопросы использования дидактической мультипликации на разных этапах урока [1].

На формирующем этапе экспериментальной работы мы разработали и апробировали «Программу развития мотивации к инновационной деятельности учителей средствами образовательной мультипликации» в рамках ШМО учителей начальной школы. В ходе реализации этой программы педагоги были организованы в творческие группы – «мультстудии», в состав которых вошли учителя разных возрастных категорий. Каждый семинар сопровождался мастер-классом с показом техник мультипликации (рисованная и пластилиновая мультипликация, объемная и плоскостная мультипликация, монтаж и озвучивание снятого ролика).

Структура семинара-практикума включала:

1) знакомство с техникой анимации (рисованная перекладка, пластилиновая перекладка, кукольная анимация, песочная анимация), анализ известных мультфильмов, выполненных в данной технике (презентация и демонстрация техники);

2) деление на творческие группы – «мультстудии» для создания мультфильма в данной технике;

3) выбор предмета (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) для раскрытия какой-либо темы учебного предмета с новой стороны (трансформация учебного материала с задачей ФГ);

4) разработка сценария учебного мультфильма (форма сценария с хронометражем была подготовлена заранее);

5) съемки этюда на сотовый телефон, монтаж отснятых фотографий в программе StopMotion, озвучивание;

6) просмотр получившихся роликов;

7) мониторинг УУД, актуализированных в процессе создания мультфильма;

8) рефлексия с анализом уровня сформированности навыков организации проектной деятельности, групповой формы организации деятельности, проявления навыков ФГ и измерения собственных УУД.

Между семинарами-практикумами учителя выполняли проектно-исследовательскую деятельность по истории и методике образовательной мультипликации. При этом учителям было предложено для выполнения этих проектов выбрать индивидуальное выполнение или групповое взаимодействие.

Особое внимание при рефлексии уделялось анализу тех свойств ИКТ, которые были «открыты» в процессе творческой работы.

После проведения экспериментальной серии семинаров- практикумов с использованием средств образовательной мультипликации были отмечены следующие изменения в мотивации учителей к инновационной деятельности:

1) повысился интерес к использованию образовательной мультипликации на уроках и во внеурочной деятельности, а также к внедрению инноваций в учебную деятельность в целом;

2) было преодолено сопротивление учителей старшей возрастной категории к групповой форме организации учебной деятельности (во время рефлексивного анализа все они отмечали, что в группе работать легче и интереснее, включаются механизмы взаимообучения, а вопросы дисциплины решаются сами собой при грамотном фаситилирующем отношении учителя к членам творческих групп («мультстудий»);

3) возрос уровень симпатии между учителями разных возрастных групп, чему в большей степени способствовало то, что в процессе создания мультфильмов молодые учителя обучали своих старших коллег пользоваться ИКТ более уверенно и разнообразно;

4) было отмечено, что внесение задач трансформации учебного материала в процессе создания мультфильмов значительно повышает интерес к исследованию выбранного учебного материала и способствует развитию навыков ФГ;

5) учителя убедились, что формирование УУД и их само- мониторинг в завершающей части семинаров-практикумов - это самостоятельная учебная задача, не вытекающая сама собой из изучения предметного материала; в процессе экспериментальной работы учителя стали свободно использовать названия УУД не только в рефлексивной части семинаров, но и во время создания мультфильмов, получая удовольствие от того, что умеют выявлять то или иное действие именно как УУД.

Отдельным успехом проведенной работы мы считаем «реабилитацию» сотовых телефонов в глазах учителей старшей возрастной категории. Они убедились, что гаджеты можно использовать как серьезное дидактическое средство с массой современных информационных технологий, а также то, что чаты в мессенджерах могут стать хорошим способом не только информирования, но и регулирования взаимодействия участников проектно-исследовательской деятельности, оперативного управления процессом, реального средства формирования математической и грамматической функциональной грамотности учащихся.

Список использованной литературы:

1. Арнаутова Н. А. Применение самодельной мультипликации на разных этапах урока / Н. А. Арнаутова // Информатика в школе. – 2017. - № 8 (131). – С. 30-32.

2. Басюк В. С. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения / В. С. Басюк, Н. Ф. Виноградова, А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1, № 4 (77). – С. 7-29.

3. Воропаев М. В. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании / М. В. Воропаев, А. П. Каитов, С. И. Карпова, А. С. Львова, О. А. Любченко. – М.: Известия ИППО, 2021. – 150 с.

4. Гончарова М. В. Творческая социализация детей на внеклассных занятиях в процессе коллективного создания мультфильмов / М. В. Гончарова // Научно-методический журнал Педагогический поиск. - 2020. - № С. 8-12.

5. Джафарова О. С. Мультипликационная педагогика в начальной школе: путь решения современных образовательных задач / О. С. Джафарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Том 7. Выпуск 1. - С. 11-15.

6. Закирова В. Г. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания / В. Г. Закирова, Л. Р. Каюмова, В. К. Власова, С. Г. Григорьева, Э. Г. Сабирова. – Казань: Вестфалика, 2020. – 96 с.

7. Лазарев В. С. Мотивация учителей к инновационной деятельности / В. С. Лазарев // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 107-114.

8. Оконечникова Л. В. Предпочитаемые младшими школьниками мультфильмы и экспертная оценка их родителями / Л. В. Оконечникова, Т. М. Садкина, Ю. И. Сумарокова / Педагогическое образование в России. – 2019. - № 5. – С. 97-102.

9. Смолеусова Т. В. Методические инновации для системного обновления начального математического образования: дис… доктора пед. наук: спец. / Т. В. Смолеусова. – Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - 2017. – 393 с.

10. Хаирова И. В. Использование образовательных веб-сайтов в обучении русскому языку младших школьников / И. В. Хаирова // Современные технологии в преподавании русского языка: сборник материалов международной научно-практической конференции, к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МГПУ. – М., 2020. – С. 185-191.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Доклад "Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей начальных классов"

Инновационный процесс-это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры  опыта....

«Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя»

Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробаци...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

«Дистанционные образовательные технологии как средство повышения мотивации к учебной деятельности»

использование дистанционных образовательных технологий в образовании...

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации к учебной деятельности в начальной школе

Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяе...