Доклад на тему: «Инновационная деятельность в начальной школе»
материал

Фуфыгина Валентина Владимировна

Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Инновационная деятельность в начальной школе»

Одна из главных задач современной начальной школы – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать возникающие нестандартные проблемы. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. А значит, современная школа должна готовить обучающихся к «инновационному поведению».

Так что же такое инновация? Как трактует современный словарь иностранных языков «инновация» – это деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, которая вносит в среду внедрения новые элементы и переводит систему из одного состояния в другое.

Введению инноваций в образовательной организации могут служить такие причины, как:

  • Кризис образовательной системы школы.
  • Внутренняя потребность в новом сотрудников образовательной организации, а также и внешние вызовы, как социальные, так и политические, и экономические.
  • Широкое распространение цифровых технологий и информационного поля в свете развития глобальной сети и СМИ.
  • Ритм современной жизни, который требует от образовательной организации определенной успешности и конкурентоспособности.

Татьяна Ивановна Шамова и Галина Михайловна Тюлю, учёные в области педагогики, считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Чем же отличается традиционная школа от инновационной? Давайте рассмотрим сравнительную характеристику данных школ:

Критерии

Традиционная школа

Инновационная школа

Методы управления

Использование преимущественно административного ресурса

Открыто обсуждаются вопросы и проблемы связанные с образов. деятельностью

Отношение к новациям

Настороженное, критическое

Идёт постоянное внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности ОУ

Отношение к педагогическим кадрам

Формальное – как к подчиненным

Неформальное как к равноправным участникам образовательной деятельности

Ответственность педагогического персонала за проделанную работу

Педагоги пытаются снять её с себя или ограничить ответственность, или возложить её на администрацию ОУ

У педагогов высокая степень ответственности за собственные действия

Успешность педагога

Зависит в первую очередь от объёма знаний, имеющих у педагога

От мобильности педагога, от его умения неординарно подходить к решению и получению нужной информации в данный момент времени

Критерии

Традиционная школа

Инновационная школа

Содержание образования.

Направлено на усвоение определенных правил деятельности, на повторение школьниками уже существующего социального опыта

Развивает у учащихся способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях

Таким образом: школа, которая сознательно уходит от традиции, внедряя новые, не свойственные обычным школам педагогические приёмы, требования и находки называется инновационной.

К инновационным школам относятся:

  • авангардные, опорные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
  • экспериментальные, опытно-экспериментальные, пилотные школы, т.е. школы, которые апробируют новые учебники, пособия и проекты либо ведущие опытную или экспериментальную деятельность в одном или нескольких направлениях;
  • поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, т.е. данные школы стремятся к обновлению и ищут пути «обретения собственного лица».

Внедрять различные новшества в процесс инновационного развития образовательной организации помогают следующие средства:

  • Применение инновационных технологий, таких как проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникационная технология, проектные и исследовательские методы в обучении, интерактивные методы и другие.
  • Внедрение новых видов урока: урок презентация своих проектов, урок решения проектной задачи, мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, а также внедрение новых творческих заданий и методов оценки.
  • Применение в образовательной деятельности мультимедийных продуктов: электронных пособий, презентаций, видеофильмов, виртуальных экскурсий, специальных обучающих программ.
  • Использование новых источников информации: электронной библиотеки, интерактивных медиаресурсов, образовательных порталов и других интернет-ресурсов.

В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно, она, является основой для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, способствует личностному росту воспитанников и определяет направления профессионального роста педагога.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф     «Инновационная деятельнос...

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад был прочтен на ШМО учителей начальных классов....

Доклад "Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей начальных классов"

Инновационный процесс-это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры  опыта....

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад на тему: "Проектная деятельность в начальной школе"...

Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме  "Проектная деятельность в начальной школе"...

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

В статье говорится о  новой для образования проблеме: подготовить челове­ка, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Т...