Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.
Указанная программа должна быть направлена на:
- освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;
- обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;
- приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды.
- выбор варианта поведения.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и конкретизацию ее содержания.
На основе данной программы коллективом нашей школы бала разработана программа развития воспитательной работы в условиях ФГОС.
Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи:
- формирование единого воспитательного пространства в школе, путем использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
- обеспечение условий для позитивной социализации подрастающего поколения его духовно-нравственного становления, способного реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личностного прогресса.
- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.; разработка и научно-методическое обеспечение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения и позитивного влияния на детей групп риска;
- реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
- формирование в школе позитивного информационного пространства детей; повышение ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде, информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
- обеспечение условий для стимулирования педагогов инновационной и инициативной деятельности в области воспитания;
- реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности педагогов школы, укрепление ее кадрового потенциала, социального статуса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ
Нормативно-правовое-разработка нормативной базы на общешкольном уровне, определяющей механизмы реализации в соответствии с государственной политикой в области образования.
Организационно-управленческое-организация межведомственного взаимодействия общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно - досуговых и других программ.
Кадровое-повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательного учреждения на основе потребностей рынка труда.
Информационное-организация информационной поддержки мероприятий Программы (СМИ, сайт общеобразовательного учреждения).
Мониторинговое-направлено на создание системы организации и проведения мониторинга по реализации в общеобразовательном учреждении.
Финансовое–организация финансовой поддержки реализации Программы.
Материально-техническое-обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
По каждому из направлений составлен перспективные план работы учреждения
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:
- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
- развитием системы дополнительного образования учащихся;
- повышением педагогической культуры родителей;
- взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;
- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ:
- Гражданско-патриотическое;
- Нравственное и духовное воспитание;
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- Интеллектуальное воспитание:
- Здоровьесберегающее воспитание;
- Социокультурное и медиакультурное воспитание;
- Культуротворческое и эстетическое воспитание;
- Правовое воспитание и культура безопасности;
- Воспитание семейных ценностей;
- Формирование коммуникативной культуры;
- Экологическое воспитание.
Также в рамках реализации программы развития предусмотрен ряд мероприятий:
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
- организация межпоколенческого взаимодействия;
- организация краеведческой деятельности;
- организация профориентационной работы;
- организация туристско-экскурсионной деятельности;
- организация работы школьных музеев;
- организация экологического всеобуча.
В сфере нравственного и духовного воспитания:
- организация нравственного просвещения;
- организация приобщения к культурам народов Российской Федерации;
- организация формирования культуры толерантности;
- организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.
В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:
- организация знакомства со спецификой различных профессий;
- организация повышения мотивации к обучению;
- организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.
В сфере интеллектуального воспитания:
- организация развития техносферы в образовательных учреждениях;
- организация повышения мотивации к научным исследованиям;
- организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.
В сфере здоровьесберегающего воспитания:
- организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
- развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;
- развитие условий для занятий физической культурой и спортом.
В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:
организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
- организация интернационального воспитания;
- организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:
- организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
- развитие эстетического воспитания;
- создание условий для посещения музеев, выставок и др.
В сфере правового воспитания и культуры безопасности:
- организация повышения правовой грамотности обучающихся;
- создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
В сфере формирования коммуникативной культуры:
- организация повышения уровня межкультурной коммуникации;
- создание условий для безопасной коммуникации;
- организация риторической компетентности обучающихся;
- создание условий для развития школьных средств массовой информации.
В сфере экологического воспитания:
- организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;
- создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий;
- созданий условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
Нравственное и духовное воспитание
Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков
Интеллектуальное воспитание
Цель: создание условий дляразвития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).
Здоровьесберегающее воспитание
Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса, раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.
Правовое воспитание и культура безопасности
Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.
Воспитание семейных ценностей
Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.
Формирование коммуникативной культуры
Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Экологическое воспитание
Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно- воспитательного процесса в условиях ФГОС
Доклад со слайд-шоу. "Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС"....
« Воспитательная работа в условиях ФГОС»
Данный материал можно использовать как выступление на педсовете...
Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...
«Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО».
Описание педагогического опыта...
Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС
1.Проблемно-диалогическая технология.2.Технология продуктивного чтения.3.Технология оценивания учебных успехов....
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС
10 часов внеурочной деятельности, предусмотренные новым стандартом. Их реализация, с помощью собственных ресурсов, а также ресурсов учреждений дополнительного образования. Социализация личности....
Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, прео...