"Возможности использования художественной литературы о природе на уроках окружающего мира"
статья

Просвирнина Наталья Петровна

Организация систематической и целенаправленной работы с дополнительной литературой при ознакомлении с окружающим миром ведет к повышению интереса детей к предмету, формированию умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию, вследствие чего повышается качество знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_prosvirnina_n.p.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

О ПРИРОДЕ НА УРОКАХ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Просвирнина Наталья Петровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

им. Героя Советского Союза Шамаева П.С.

г. Петровска Саратовской области

           На уроках окружающего мира в начальной школе у ребенка формируется представление о живой и неживой природе, о растениях, животных, обо всем, что нас окружает. И тут на помощь ему может и должна прийти книга.

          В области преподавания любого предмета книга оказывается союзником учителя. Использование художественной литературы о природе, не только способствует обогащению учебного материала, но и помогает развитию познавательного интереса у детей. Включая в урок отрывки рассказов, сказок, былин учитель оживляет свой рассказ, пробуждает и поддерживает интерес учащихся. Красивые образы природы, которые создают поэты и писатели повышают эмоциональность восприятия, вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природой. Художественные произведения часто содержат оценку происходящего. Читая их, ребенок «проживает» их испытывает волнение, страх или радость. Это помогает воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

            На уроках ознакомления с окружающим миром по теме «Природа» (автор А.А.Плешаков)  можно использовать следующую научно-художественную литературу:

  1. Н. Сладков «Жалейкин», «Жалейкин и лягушонок».
  2. К.Д. Ушинский «Вода».
  3. М. Гумилевская «Почему бывают туманы».
  4. Н. Сладков «Загадочный зверь».
  5. Н. Сладков «Водоем».
  6. А. Онегов «На лугу».
  7. Г. Снегирев «Про птиц».
  8. Н. Коростылев «Земноводные».

Художественную литературу:

  1. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».
  2. Г. Галинина «Веселый бал».
  3. Н. Сладков «Муравей и сороконожка».
  4. Б. Заходер «Про всех на свете».
  5. Я. Аким «Есть одна планета – сад …»
  6. И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
  7. Хрестоматия для внеклассного чтения.
  8. Стихи и рассказы о животных.

     Приемы работы с этой литературой разнообразны. Приведу примеры некоторых из них.

  1. Работа с отрывками из художественных произведений.

         Художественная литература повышает интерес к предстоящей работе, будучи использована в вводной части урока, с успехом обслуживает все этапы работы над новым содержанием, закреплением и обобщением, убеждает учащихся в связи знаний и практических умений. Она может внести в серьезное содержание урока элементы занимательности, оживить преподносимый материал, способствуя тем самым усвоению сложных понятий. Например, при изучении темы «Времена года», можно использовать сказку В. И. Даля «Старик-годовик». Отвечая, на вопросы:

- Почему это произведение названо сказкой?

- Что сказочного? Что выдумано автором?

-Как вы думаете, для чего В. Даль написал такую сказку-загадку?  Чему хотел научить?

    Ребята приходят к выводу, что надо знать названия месяцев, дней недели, времен года, уметь пользоваться календарем. Каждое время года по-своему прекрасно, надо помнить, что на смену ему придет следующее, ещё лучше прежнего.

  1. Работа с произведениями устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками).

Разгадывание загадок, анализ пословиц и поговорок учит детей думать, рассуждать, доказывать. Так на обобщающем уроке по теме «В гости к осени» детям предлагалось задание – объяснить смысл пословиц:

«Сентябрь холоден, да сыт».

«В октябре ни на колесах, ни на полозьях».

«Ноябрьские ночи до снега темны».

При этом дети выясняли, какие изменения происходят в живой и неживой природе, в жизни людей в каждый из осенних месяцев.

  1. Поиск ответов на вопросы в художественных произведениях.

        При изучении нового материала ,перед учениками ставятся ряд вопросов, ответы на которые они должны найти в предложенном рассказе. Например, при изучении темы «Где зимуют птицы?»  возникли вопросы:

- Как птицы узнают, когда им пора лететь на юг?

-Откуда птицы знают, куда лететь на зиму?

           Ребята искали ответы на эти вопросы в рассказе А. А. Плешакова «Куда, как и когда?» из книги «Зеленые страницы».

  1. Работа с дополнительной литературой при подготовке домашних заданий.

         Такая работа дает возможность расширить кругозор детей.

        Очень интересной является такая форма домашних заданий, как домашние сочинения учащихся. Они пишутся в любой форме (например, в форме воображаемого путешествия: «Фантастический рассказ о полете на Луну» по рассказу В. Степанова «Луна»). В этих работах ученики имеют возможность не просто пересказать прочитанное, но и фантазировать. Но рассказ должен быть до некоторой степени и правдоподобен.

  1. Работа со стихотворениями на уроках окружающего мира.

Поэтические образы позволяют младшим школьникам лучше воспринимать и запоминать сведения о животных, растениях и других объектах окружающего мира. У детей появляется желание самим  увидеть зверька или птицу, цветок или дерево, понаблюдать за ним в естественной среде. Например, при изучении темы «Кто такие птицы?», для лучшего запоминания названия птиц можно использовать стихотворение И. Токмаковой  «Десять птичек – стайка».

           Таким образом, организация систематической и целенаправленной работы с дополнительной литературой при ознакомлении с окружающим миром ведет к повышению интереса детей к предмету, формированию умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию, вследствие чего повышается качество знаний.

Библиографический список

  1. Бондаревский, В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Верзилин, Н.М. Естествознание в школе, №3., 1952.
  3.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
  4.  Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
  5.  Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».

Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....

Презентация по теме "Природа" к уроку окружающего мира в 3 классе

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа". 3 класс УМК "Школа России", автор учебника А. А. Плешаков...

Охрана природы весной. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»

Конспект урока окружающего мира по теме "Охрана природы весной"....

Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год

Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой    природе с приходом осени;                2. ...

Формирование у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства

Окружающий детей мир интенсивно меняется, технологический процесс вытесняет естественные для ребенка виды деятельности, и вместе с тем меняется общее представление ребенка об окружающем мире. Отношени...