"Возможности использования художественной литературы о природе на уроках окружающего мира"
статья
Организация систематической и целенаправленной работы с дополнительной литературой при ознакомлении с окружающим миром ведет к повышению интереса детей к предмету, формированию умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию, вследствие чего повышается качество знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_prosvirnina_n.p.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Просвирнина Наталья Петровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
им. Героя Советского Союза Шамаева П.С.
г. Петровска Саратовской области
На уроках окружающего мира в начальной школе у ребенка формируется представление о живой и неживой природе, о растениях, животных, обо всем, что нас окружает. И тут на помощь ему может и должна прийти книга.
В области преподавания любого предмета книга оказывается союзником учителя. Использование художественной литературы о природе, не только способствует обогащению учебного материала, но и помогает развитию познавательного интереса у детей. Включая в урок отрывки рассказов, сказок, былин учитель оживляет свой рассказ, пробуждает и поддерживает интерес учащихся. Красивые образы природы, которые создают поэты и писатели повышают эмоциональность восприятия, вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природой. Художественные произведения часто содержат оценку происходящего. Читая их, ребенок «проживает» их испытывает волнение, страх или радость. Это помогает воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
На уроках ознакомления с окружающим миром по теме «Природа» (автор А.А.Плешаков) можно использовать следующую научно-художественную литературу:
- Н. Сладков «Жалейкин», «Жалейкин и лягушонок».
- К.Д. Ушинский «Вода».
- М. Гумилевская «Почему бывают туманы».
- Н. Сладков «Загадочный зверь».
- Н. Сладков «Водоем».
- А. Онегов «На лугу».
- Г. Снегирев «Про птиц».
- Н. Коростылев «Земноводные».
Художественную литературу:
- Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».
- Г. Галинина «Веселый бал».
- Н. Сладков «Муравей и сороконожка».
- Б. Заходер «Про всех на свете».
- Я. Аким «Есть одна планета – сад …»
- И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
- Хрестоматия для внеклассного чтения.
- Стихи и рассказы о животных.
Приемы работы с этой литературой разнообразны. Приведу примеры некоторых из них.
- Работа с отрывками из художественных произведений.
Художественная литература повышает интерес к предстоящей работе, будучи использована в вводной части урока, с успехом обслуживает все этапы работы над новым содержанием, закреплением и обобщением, убеждает учащихся в связи знаний и практических умений. Она может внести в серьезное содержание урока элементы занимательности, оживить преподносимый материал, способствуя тем самым усвоению сложных понятий. Например, при изучении темы «Времена года», можно использовать сказку В. И. Даля «Старик-годовик». Отвечая, на вопросы:
- Почему это произведение названо сказкой?
- Что сказочного? Что выдумано автором?
-Как вы думаете, для чего В. Даль написал такую сказку-загадку? Чему хотел научить?
Ребята приходят к выводу, что надо знать названия месяцев, дней недели, времен года, уметь пользоваться календарем. Каждое время года по-своему прекрасно, надо помнить, что на смену ему придет следующее, ещё лучше прежнего.
- Работа с произведениями устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками).
Разгадывание загадок, анализ пословиц и поговорок учит детей думать, рассуждать, доказывать. Так на обобщающем уроке по теме «В гости к осени» детям предлагалось задание – объяснить смысл пословиц:
«Сентябрь холоден, да сыт».
«В октябре ни на колесах, ни на полозьях».
«Ноябрьские ночи до снега темны».
При этом дети выясняли, какие изменения происходят в живой и неживой природе, в жизни людей в каждый из осенних месяцев.
- Поиск ответов на вопросы в художественных произведениях.
При изучении нового материала ,перед учениками ставятся ряд вопросов, ответы на которые они должны найти в предложенном рассказе. Например, при изучении темы «Где зимуют птицы?» возникли вопросы:
- Как птицы узнают, когда им пора лететь на юг?
-Откуда птицы знают, куда лететь на зиму?
Ребята искали ответы на эти вопросы в рассказе А. А. Плешакова «Куда, как и когда?» из книги «Зеленые страницы».
- Работа с дополнительной литературой при подготовке домашних заданий.
Такая работа дает возможность расширить кругозор детей.
Очень интересной является такая форма домашних заданий, как домашние сочинения учащихся. Они пишутся в любой форме (например, в форме воображаемого путешествия: «Фантастический рассказ о полете на Луну» по рассказу В. Степанова «Луна»). В этих работах ученики имеют возможность не просто пересказать прочитанное, но и фантазировать. Но рассказ должен быть до некоторой степени и правдоподобен.
- Работа со стихотворениями на уроках окружающего мира.
Поэтические образы позволяют младшим школьникам лучше воспринимать и запоминать сведения о животных, растениях и других объектах окружающего мира. У детей появляется желание самим увидеть зверька или птицу, цветок или дерево, понаблюдать за ним в естественной среде. Например, при изучении темы «Кто такие птицы?», для лучшего запоминания названия птиц можно использовать стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка».
Таким образом, организация систематической и целенаправленной работы с дополнительной литературой при ознакомлении с окружающим миром ведет к повышению интереса детей к предмету, формированию умения самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию, вследствие чего повышается качество знаний.
Библиографический список
- Бондаревский, В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
- Верзилин, Н.М. Естествознание в школе, №3., 1952.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
- Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...
Береги природу, человек. Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний».
Урок окружающего мира. 1 класс УМК «Планета знаний». Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна....
Презентация по теме "Природа" к уроку окружающего мира в 3 классе
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа". 3 класс УМК "Школа России", автор учебника А. А. Плешаков...
Методическая разработка - победитель в областном конкурсе "Лучший урок с использованием электронных продуктов фирмы "1.С", урок окружающего мира во 2 классе по системе Занкова по ФГОС с применением ЭОР -2015.
Методическая разработка урока окружающего мира включает конспект урока по теме "Мировой океан. Материки и океаны"....
Охрана природы весной. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»
Конспект урока окружающего мира по теме "Охрана природы весной"....
Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год
Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени; 2. ...
Формирование у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства
Окружающий детей мир интенсивно меняется, технологический процесс вытесняет естественные для ребенка виды деятельности, и вместе с тем меняется общее представление ребенка об окружающем мире. Отношени...