Выступление на педагогическом совете
методическая разработка

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов

в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Доклад на педагогический совет:

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов

в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

        Всем известно, что профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.

        Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса.

             Слайд 2

        Творчество в работе педагога - это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают учащихся новыми знаниям, желанием сотрудничать.

       

           Слайд 3

          Творческий педагог - прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:

– научным психолого-педагогическим мышлением,

– высоким уровнем педагогического мастерства,

– определенной исследовательской смелостью,

– развитым педагогическим чутьем и интуицией,

– критическим анализом,

               С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень.

Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.

              

        Слайд 4

        Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:

– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;

– мотивационная готовность педагога;

– знания о нововведениях;

– материальная база.

             Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.

Критерии успешности учителя

Слайд 5

Педагогические

Уровень обученности наших учеников

Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.

Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию

Образование педагогов и повышение квалификации

Способность к самоанализу, рефлексии

Инновационная деятельность

Слайд 6

Психологические

Интерес, мотивация

Сознательное обучение

Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»

Учёт индивидуальных особенностей ученика.

Слайд 7

Личность учителя

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности.

          Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе. 

Слайд 8

        Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей

1.  Факторы, способствующие развитию творческой активности

♦ система дидактических умений;

♦ анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,

система стимулирования педагогического труда.

2.  Источники творчества

♦ изучение опыта коллег;

♦ чтение научной литературы;

♦ картотека интересных фактов;

♦ вопросы учащихся, которые анализируются;

♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.

        Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Слайд 9

3.  Условия для творческого развития преподавателя  

♦ нравственно-психологический климат коллектива;

♦ стимулирование к нестандартным решениям;

♦ материальная база;

♦ свобода критики;

♦ проведение дискуссий;

♦ влияние личности руководителя;

♦ наличие свободного времени.

4.  Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося 

♦ педагогический такт;

♦ способность к сочувствию;

♦ сопереживанию;

♦ артистизм;

♦ умение ставит неожиданные вопросы;

♦ создание проблемных ситуаций;

♦ поощрение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
        Слайд 10

5.  Формы педагогического творчества

♦ творческие группы: проблемные, инициативные;

♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

        В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя и учащегося.

        Слайд 11

        Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся

♦ доброжелателен и чуток;

♦ разбирается в психологии детей;

♦ имеет высокий уровень интеллекта;

♦ имеет педагогическое образование или хобби;

♦ широкий круг интересов и умений;

♦ имеет живой и активный характер;

♦ обладает чувством юмора;

♦ проявляет гибкость, готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

♦ имеет творческое мировоззрение;

♦ обладает жизнестойкостью;

♦ имеет позитивную Я – концепцию;

♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью;

♦ обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей;

♦ эмоциональная стабильность;

♦ коммуникабельность;

♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

                С 01.09.2016 года вступили в силу ФГОСы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

               Слайд 12

        Основные цели введения стандартов:

- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;

- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;

- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития, как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из шести содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие.

         Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

            Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

            Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.   Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.  

И если ты умеешь извлекать из общения с такими детьми максимум пользы для себя, ты нахадишься на ступени сформированности творческой позиции.

             Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей  повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой.

        Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать.        

        Слайд 13

        В заключение своего выступления, вашему вниманию предлагаю 8 заповедей творческой личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своём здоровье.

8. Старайся мыслить позитивно.

              Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морозова О.В., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ» «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

Слайд 2

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. В. Г. Белинский

Слайд 3

Личностные качества творческого педагога

Слайд 4

Педагогические условия успешного развития

Слайд 5

Критерии успешности учителя Педагогические: уровень обученности наших учеников; уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков; состояние исследовательской работы и работы по самообразованию; образование педагогов и повышение квалификации; способность к самоанализу, рефлексии; инновационная деятельность.

Слайд 6

Критерии успешности учителя Психологические: интерес, мотивация; сознательное обучение; взаимоотношение в системе «ученик-учитель»; учёт индивидуальных особенностей ученика.

Слайд 7

Критерии успешности учителя Личность учителя: эмоциональность; выразительность речи; творческое начало личности.

Слайд 8

Рекомендации по развитию творческих способностей 1. Факторы, способствующие развитию творческой активности: ♦ система дидактических умений; ♦ внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно- методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда. 2. Источники творчества ♦ изучение опыта коллег; ♦ чтение научной литературы; ♦ картотека интересных фактов; ♦ вопросы учащихся, которые анализируются; ♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Слайд 9

Рекомендации по развитию творческих способностей 3. Условия для творческого развития преподавателя ♦ нравственно-психологический климат коллектива; ♦ стимулирование к нестандартным решениям; ♦ материальная база; ♦ свобода критики; ♦ проведение дискуссий; ♦ влияние личности руководителя; ♦ наличие свободного времени. 4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося ♦ педагогический такт; ♦ способность к сочувствию; ♦ сопереживанию; ♦ артистизм; ♦ умение ставит неожиданные вопросы; ♦ создание проблемных ситуаций; ♦ поощрение учителем детского воображения.

Слайд 10

Рекомендации по развитию творческих способностей 5. Формы педагогического творчества ♦ творческие группы: проблемные, инициативные; ♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Слайд 11

Модель учителя ♦ доброжелателен и чуток; ♦ разбирается в психологии детей; ♦ имеет высокий уровень интеллекта; ♦ имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби; ♦ широкий круг интересов и умений; ♦ имеет живой и активный характер; ♦ обладает чувством юмора; с ♦ готов к самосовершенствованию; ♦ имеет творческое мировоззрение; ♦ обладает жизнестойкостью; ♦ имеет позитивную Я – концепцию; ♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью; ♦ обладает зрелостью; ♦ эмоциональная стабильность; ♦ коммуникабельность; ♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания.

Слайд 13

8 заповедей творческой личности: 1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своём здоровье. 8. Старайся мыслить позитивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...