Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Доклад на педагогический совет:
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов
в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Всем известно, что профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.
Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса.
Слайд 2
Творчество в работе педагога - это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают учащихся новыми знаниям, желанием сотрудничать.
Слайд 3
Творческий педагог - прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 4
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– знания о нововведениях;
– материальная база.
Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.
Критерии успешности учителя
Слайд 5
Педагогические
Уровень обученности наших учеников
Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.
Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
Образование педагогов и повышение квалификации
Способность к самоанализу, рефлексии
Инновационная деятельность
Слайд 6
Психологические
Интерес, мотивация
Сознательное обучение
Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»
Учёт индивидуальных особенностей ученика.
Слайд 7
Личность учителя
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности.
Поэтому вашему вниманию я предлагаю следующие рекомендации, которые помогут вам в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 8
Рекомендации преподавателю по развитию творческих способностей
1. Факторы, способствующие развитию творческой активности
♦ система дидактических умений;
♦ анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
система стимулирования педагогического труда.
2. Источники творчества
♦ изучение опыта коллег;
♦ чтение научной литературы;
♦ картотека интересных фактов;
♦ вопросы учащихся, которые анализируются;
♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Слайд 9
3. Условия для творческого развития преподавателя
♦ нравственно-психологический климат коллектива;
♦ стимулирование к нестандартным решениям;
♦ материальная база;
♦ свобода критики;
♦ проведение дискуссий;
♦ влияние личности руководителя;
♦ наличие свободного времени.
4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося
♦ педагогический такт;
♦ способность к сочувствию;
♦ сопереживанию;
♦ артистизм;
♦ умение ставит неожиданные вопросы;
♦ создание проблемных ситуаций;
♦ поощрение учителем детского воображения.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.
Слайд 10
5. Формы педагогического творчества
♦ творческие группы: проблемные, инициативные;
♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели учителя и учащегося.
Слайд 11
Модель учителя, развивающего творческую активность учащихся
♦ доброжелателен и чуток;
♦ разбирается в психологии детей;
♦ имеет высокий уровень интеллекта;
♦ имеет педагогическое образование или хобби;
♦ широкий круг интересов и умений;
♦ имеет живой и активный характер;
♦ обладает чувством юмора;
♦ проявляет гибкость, готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
♦ имеет творческое мировоззрение;
♦ обладает жизнестойкостью;
♦ имеет позитивную Я – концепцию;
♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью;
♦ обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей;
♦ эмоциональная стабильность;
♦ коммуникабельность;
♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
С 01.09.2016 года вступили в силу ФГОСы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Слайд 12
Основные цели введения стандартов:
- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития, как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из шести содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
И если ты умеешь извлекать из общения с такими детьми максимум пользы для себя, ты нахадишься на ступени сформированности творческой позиции.
Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой.
Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать.
Слайд 13
В заключение своего выступления, вашему вниманию предлагаю 8 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своём здоровье.
8. Старайся мыслить позитивно.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. В. Г. Белинский
Личностные качества творческого педагога
Педагогические условия успешного развития
Критерии успешности учителя Педагогические: уровень обученности наших учеников; уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков; состояние исследовательской работы и работы по самообразованию; образование педагогов и повышение квалификации; способность к самоанализу, рефлексии; инновационная деятельность.
Критерии успешности учителя Психологические: интерес, мотивация; сознательное обучение; взаимоотношение в системе «ученик-учитель»; учёт индивидуальных особенностей ученика.
Критерии успешности учителя Личность учителя: эмоциональность; выразительность речи; творческое начало личности.
Рекомендации по развитию творческих способностей 1. Факторы, способствующие развитию творческой активности: ♦ система дидактических умений; ♦ внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно- методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда. 2. Источники творчества ♦ изучение опыта коллег; ♦ чтение научной литературы; ♦ картотека интересных фактов; ♦ вопросы учащихся, которые анализируются; ♦ общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Рекомендации по развитию творческих способностей 3. Условия для творческого развития преподавателя ♦ нравственно-психологический климат коллектива; ♦ стимулирование к нестандартным решениям; ♦ материальная база; ♦ свобода критики; ♦ проведение дискуссий; ♦ влияние личности руководителя; ♦ наличие свободного времени. 4. Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал учащегося ♦ педагогический такт; ♦ способность к сочувствию; ♦ сопереживанию; ♦ артистизм; ♦ умение ставит неожиданные вопросы; ♦ создание проблемных ситуаций; ♦ поощрение учителем детского воображения.
Рекомендации по развитию творческих способностей 5. Формы педагогического творчества ♦ творческие группы: проблемные, инициативные; ♦ разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Модель учителя ♦ доброжелателен и чуток; ♦ разбирается в психологии детей; ♦ имеет высокий уровень интеллекта; ♦ имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби; ♦ широкий круг интересов и умений; ♦ имеет живой и активный характер; ♦ обладает чувством юмора; с ♦ готов к самосовершенствованию; ♦ имеет творческое мировоззрение; ♦ обладает жизнестойкостью; ♦ имеет позитивную Я – концепцию; ♦ обладает целеустремленностью и настойчивостью; ♦ обладает зрелостью; ♦ эмоциональная стабильность; ♦ коммуникабельность; ♦ владеет передовыми технологиями обучения и воспитания.
8 заповедей творческой личности: 1. Будь хозяином своей судьбы. 2. Достигни успеха в том, что ты любишь. 3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Строй свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивай свои творческие способности. 6. Культивируй в себе смелость. 7. Заботься о своём здоровье. 8. Старайся мыслить позитивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...