Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"
рабочая программа (2 класс)

Курнявко Ирина Викторовна

Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

   Рабочая программа по  литературному чтению разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.,
  •   «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования, на 2019-2020 г» (18.12.2018, № 345);
  •   нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 25.11.2015 постановление № 81 (размещено на официальном сайте Роспотребндзора) и от 25.12.2013 постановление № 72 (размещено на официальном сайте Роспотребнадзора), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
  • с  Примерной программой по литературному чтению (авторы Л. Ф. Климанова, М.В.Бойкина),  издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
  •  Локальных актов образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей   программы).

                       2.Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения  литературному чтению:

— развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

— обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

— введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и  духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

                        3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе, на который выделяется

В 1 класс - 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недель)

Во  2 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)  Из них 17 часов отводится на работу над  проектом «Мы помним, мы гордимся».

В 3классе  -   136 часов (4ч.   в неделю, 34 учебные недели)

В 4 классе - 102часов (3 ч. - в неделю, 34 учебные недели)

                    4. Описание ценностных  ориентиров содержания учебного предмета.

  • Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов
  • Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
  • На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.
  • С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  

учебного предмета

Содержание курса литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

 1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

                                                6.Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли, структуры текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок  в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения (с помощью учителя)   с использование художественно-выразительных средств данного текста.  Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев; понимание главной мысли произведения.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (обор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.      

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.      Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). 

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению (учебному, научно-познавательному, художественному) с опорой на текст и личный опыт.  

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со   словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор и использование выразительных речевых средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, фантастические, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре и зле, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, сказочные герои, выразительные средства, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; драматизация; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения

Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).

Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки,  сказочные повести).

Разные виды книг

Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

2 класс

Раздел «Любите книгу»  

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков  «Лучший друг». «Книги из далёкого прошлого». Книги из далёкого прошлого и современные книги. Славянская письменность. Н. Кончаловская «В монастырской келье». «Мы идём в библиотеку».  Справочная и энциклопедическая литература. «Мои любимые художники – иллюстраторы». Мои любимые художники-иллюстраторы. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

      Раздел «Краски осени»

     А.С.Пушкин «Унылая пора...». А.Аксаков «Осень». Работа  с репродукциями картин.      В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой…». С.Есенин «Закружилась листва золотая». А.Плещеев «Осень наступила». И.Токмакова. «Опустел скворечник». Осенние загадки. «Мы идём в библиотеку». С.Маршак «Октябрь». Н.Сладков «Сентябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Наш театр. Н.Сладков «Осень».  «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Чем стихи отличаются от прозы.  Н.Никитин «Встреча зимы». И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь».

    Раздел «Мир народной сказки»

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Битый небитого везёт. Корякская сказка «Хитрая лиса». «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Зимовье». Белорусская сказка «Пых». Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом Хантыйская сказка «Идэ». Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога». Ненецкая сказка «Кукушка». Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка». Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка». Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. Лиса – сказочный герой и животное.

   Раздел «Весёлый хоровод»

Весёлый хоровод. Музей народного творчества. Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи. Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница». Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество. Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина». Маленькие и большие секреты страны Литературия. К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы». «Праздник, праздник у ворот»

   Раздел «Мы – друзья»

Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы». Н.Носов «На горке». Мы идём в библиотеку. Т.Коти «Замок на песке». С.Михалков «Как друзья познаются». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».  «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня. Мораль басни.

    Раздел «Здравствуй, матушка Зима!»

 Здравствуй, матушка Зима! А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза» С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...». К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь». А.Барто «Дело было в январе...». С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Загадки зимы.

     Раздел «Чудеса случаются»

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Много захочешь – последнее потеряешь. Создание обложки к книге А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».  Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х.Андерсена. К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». К.Чуковский «Бибигон и пчела». Бибигон и барон Мюнхгаузен. Наш театр. Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».

    Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»

 Весна, весна! И всё ей радо! Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…». И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники». А.Чехов «Весной». А.Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель». Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна». И. Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста о весне.

      Раздел «Мои самые близкие и дорогие»

 Р.Рождественский «На земле хороших людей немало». Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили». Нет лучше дружка, чем родная матушка. Лад и согласие – первое счастье. Э.Успенский «Разгром». Б. Заходер «Никто». Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

     Раздел «Люблю всё живое»

Саша Чёрный «Жеребёнок». С.Михалков «Мой щенок». С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ». Н.Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц». Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных. Мои любимые писатели. В.В.Бианки. В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Н.Сладков «Сосульки да вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»  Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении. А. Барто «Думают ли звери?»

   Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»

 С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Л.Яхнин «Пятое время года». В.Осеева «Просто старушка». Э. Шим «Не смей!». А.Гайдар «Совесть». Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…» В.Осеева «Три товарища». И.Пивоваров «Сочинение». Сочинение «Как я помогал маме». Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н.Носов «Затейники». Н.Носов «Фантазёры» Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические произведения Н. Носова.

Проект «Мы помним, мы гордимся»

 В рамках реализации проекта воспитание  патриотизма через знакомство с героическим наследием  страны: чтение и анализ художественных текстов с целью формирования образов народных героев Великой Отечественной войны, в том числе юных; участие в конкурсах чтецов, литературно-музыкальных постановках.

К окончанию 2 класса будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель);
  • умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»;
  • умение хранить традиции своей семьи, своей Родины;
  • умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;
  • умение понимать ценность книги;
  • умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Регулятивные

Учащиеся научатся: 

  • ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план действий (совместно с учителем);
  • уметь работать в соответствии с заявленным планом;
  • уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
  • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные

Учащиеся научатся: 

  • самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он);
  • делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • сравнивать прозаический и поэтический тексты;
  • наблюдать, как с помощью красок художник передаёт свои чувства и настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать текст про себя и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • пользоваться алфавитным и систематическим каталогами.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • определять особенности сказочного текста;
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • различать прозаический и поэтический тексты;
  • наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;
  • находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
  • находить в тексте лирического стихотворения под руководством учителя средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
  • выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • выявлять особенности юмористического произведения;
  • находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • составлять самостоятельно тексты разных жанров;

писать отзыв на книгу.

                                                       

7.Тематическое планирование

Литературное чтение

 2 класс (136 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Любите книгу

1.Вводный урок. Основные понятия раздела: рукопись, книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово . В. Боков. Книга – учитель.

2. Пословицы о книгах. М. Горький о книгах. Г. Ладонщиков. Лучший друг

3. Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книгаДревнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

4.Н. Кончаловская. В монастырской келье…

5. Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

6. Мои любимые художники- иллюстраторы: Владимир лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин.

7. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения..

8. Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Объяснять, в чем ценность книги, нравственный смысл стихотворений о книгах. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро». Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу па заданным параметрам. Находить нужную информацию в энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеках. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения

Краски осени

1.Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

2. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова.

3. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

4. А. Майков. Осень. С. Есенин. Закружилась листва золотая…Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитеты и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

5. И. Токмакова. Опустел скворечник…А. Плещеев. Осень наступила…Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.

6. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

7.Народные приметы. Осенние загадки.

Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

8.Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь.

10. Семейное чтение. С. Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии.

11. Семейное чтение. Создание текста по аналогии.

12.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

13.Контрольная работа.

Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Сравнивать произведения живописи и литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Определять название выставки книг. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.  Распределять роли. Определять коркретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение.

Мир народной сказки

1.Вводный урок. Основные понятия: сказка, сказочка, персонаж, вымысел.

2. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

3. Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций.

4.Русская народная сказка. Лисичка -сестричка и серый волк. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

5. Корякская сказка. Хитрая сказка. Сравнение героев сказки.

6.Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям.

7.Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки.

8. Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок.

9. Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки.

10.Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки.

11. Семейное чтение. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника.

12.Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога.

13.Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки.

14. Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки.

15.Маленькие и большие секреты Литературии. Обобщение по разделу.

16. Маленькие и большие секреты Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

17.Контрольная работа.

Читать самостоятельно учебный материал. Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.Высказываться о своем отношении к сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки, называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей. Выразительно читать диалоги сказочных персонажей. Составлять план сказки. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений.

Веселый хоровод

1.Вводный урок. Основные понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

2. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.

3.Проект. Мы идем в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

4. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

5. Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

6. Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей.

7. Самостоятельное чтение. Д.Хармс. Веселый старичок. небывальщина.

8.Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица.

9.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

10.Проект. Подготовка и проведение праздника «Веселый хоровод».

Читать самостоятельно учебный материал. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы.

Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. Читать выразительно небылицы, заклички.

Мы – друзья  

1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

2. Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. Настоящий друг. В. Орлов. Настоящий друг.

3.Сочинение на основе рисунков.

4. Н. Носов. На горке. Подробный пересказ от имени героя.

5. Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.

6.Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль.

7. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

8. Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение содержания рассказа.

9. Наш театр. И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование.

10. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Читать самостоятельно учебный текст. Определять  вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать с другом понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Придумывать рассказы на основе рисунков. Составлять план пересказа. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения;. соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки, инсценировать произведение. Находить книгу в библиотеке по заданной теме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Здравствуй, матушка – зима

1.Вводный урок. Основные понятия раздела: выразительное чтение.

2.Проект. Готовимся к новогоднему празднику.

3. Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин, Вот север, тучи нагоняя…Ф. Тютчев. Чародейкою Зимою … С. Есенин. Береза. Поет зима, аукает…Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

4. Праздник Рождества Христова. Саша Черный. Рождественское. К. Феофанов. Еще те звезды не погасли…Рассказ о празднике.

5. К. Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение.

6. С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения.

7. А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении.

8.С. Дрожжин. Улицей гуляет…Выразительное чтение.

9. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

10.Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается…

11.Контрольная работа.

Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки. Инсценировать произведения. Участвовать в работе группы, находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова. Отгадывать загадки, соотносить загадку с разгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Чудеса случаются  

1.Вводный урок. Основные понятия раздела: литературная сказка.

2.Мои любимые писатели. Сказки А. Пушкина.

3. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки.

4. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Чему учит сказка?

5. Д. Мамин- Сибиряк. Аленушкины сказки. Выставка книг.

6. Д. Мамин- Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Герои сказки. Особенности литературной сказки.

7. Д. Мамин- Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Чему учит сказка?

8. Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки.

9. Д. Мамин- Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

10. Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

11. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

12.Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.

13. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

14. Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата.

15. Наш театр. К. Чуковский. Краденое солнце.

16. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

17.Контрольная работа.

Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев, называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А. С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй.  Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценировки. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Весна, весна! И все ей радо!

1.Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение.

2. Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Прием контраста в лирическом стихотворении.

3. Весна в лирических произведениях Никитина, Плещеева, Шмелева, Белозерова и в произведении живописи А. Куинджи. Сравнение произведений.

4. Картины весны в произведениях Чехова, Фета, Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

5. Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

6.Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Черный.

7. Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

8.Семейное чтение. А. Майков. Христос Воскрес! К. Крыжицкий. Ранняя весна.

9. Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование.

10. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

11.Контрольная работа.

Читать самостоятельно учебный текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений. Сравнивать образы представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы товарищей. Находить олицетворения в лирическом стихотворении. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Мои самые близкие и дорогие

1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

2. Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

3. А, Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль.

4. Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

5. Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто.

6. Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек.

7. Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование.

8. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чем заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицы. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг, группировать книги по подтемам.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Люблю все живое

1.Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.

2. Саша Черный. Жеребенок. Авторское отношение к изображаемому.

3. С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста.

4. Г. Снегирев. Отважный пингвиненок. Поступки героев.

5. М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана.

6. Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов.

7. Сравнение художественного и  научно-познавательного текстов. Н. Рубцов. Про зайца. Заяц (из энциклопедии).

8. Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов. С фотоаппаратом.

9.Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе. В. Бианки.

10.Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов.

11.Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе картинок.

12.Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка?

13.Г. Снегирев. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту.

14. Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок - колючий бок. Инсценирование.

15. Шутки – минутки. В. Берестов. Заяц – барабанщик. Коза.

16. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

17.Контрольная работа.

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем будут изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять Авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, события. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике по опорным словам. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности. Отбирать необходимый материал в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Жизнь дана на добрые дела

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

2. Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок.

3. Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок.

4. В. Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка.

5. Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей!

6. Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса…В. Осеева. Три товарища.

7. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».

8. И. Пивоварова. Сочинение.

9. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

10. Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова

11. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Фантазеры. Подбор заголовка.

12. Н. Носов. Фантазеры. Чтение по ролям.

13. Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак. Смысл басни.

14. Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности.. .

15. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

16.Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем будут изучаться. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы. Составлять рассказ на тему (по плану). Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить в библиотеке нужную книгу по заданным параметрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

  1. Описание материально-технического обеспечения

Климанова Л.Ф.«Литературное чтение» Учебник. 1 класс «Просвещение», 2018 год;

Климанова Л.Ф.«Литературное чтение» Учебник. 2 класс В 2-х частях «Просвещение», 2018 год;

Климанова Л.Ф.«Литературное чтение» Учебник. 3 класс В 2-х частях «Просвещение», 2018 год;

Климанова Л.Ф.«Литературное чтение» Учебник. 4 класс В 2-х частях «Просвещение», 2018 год;

Методические пособия:

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Перспектива» Л.Ф Климановой. 1 класс «Просвещение», 2017 год. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Перспектива» Л.Ф Климановой. 2 класс «Просвещение», 2018 год.

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Перспектива» Л.Ф Климановой. 3 класс «Просвещение», 2018 год.

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Перспектива» Л.Ф Климановой. 4 класс «Просвещение», 2018 год.

Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

 Технические средства обучения:

Интерактивная доска

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Документ-камера

Принтер

Экранно-звуковые пособия:

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по литературному чтению (экранизация художественных произведений, входящих в круг чтения по программе).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематич. планирование для второго класса по Литературному чтению ("Перспектива" , Климанова) с УУД

В прошлом году нас обязали в календарно-тематическом планировании прописывать все УУД, которые развиваются на каждом конкретном уроке. Это вызвало определённые затруднения. Но теперь наше планирование...

Программа по литературному чтению (Перспектива,1-4 класс), КТП 3 класс

Рабочая программа расчитана на полный курс литературного чтения по Перспективе,КТП  для 3 класса развернутое, соответствует ФГОС...

Тематическое планирование уроков по литературному чтению. Перспектива.

Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся....

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс...

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению Перспектива

Рабочая программа по литературному чтению Перспектива в начальной школе...