Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Зерина Алина Геннадиевна

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ " Перспектива" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass.docx78.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа № 46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»

Одобрена педагогическим советом

МБОУ « Кадетская школа № 46» г. Пензы

Протокол № 8 от 29.08.2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Новичкова М.В. /_________/

«___» сентября 2014 г.

              «УТВЕРЖДАЮ»          Директор МБОУ «Кадетская школа №46 г. Пензы» Борисов В.А.          ____________________/_______/

Приказ № 114-3в от 29.08.2014 г.

     

Рабочая программа по литературному чтению

на 2014-2015 учебный год

1 класс

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № __от «___» _августа_2014 г.

Составитель: учитель начальных классов Зерина А.Г.

г. Пенза

2014 г.


Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Основной образовательной программы начального общего образования «Кадетской школы №46 г. Пензы»
  2. Учебного плана школы на 2014-2015 г.

            Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

        Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

          Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.

Часть 1

  • «Книги – мои друзья».
  • «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).
  • «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).

Часть 2

  • «Люблю всё живое».
  • «Хорошие соседи, счастливые друзья».
  • «Край родной, навек любимый».
  • «Сто фантазий».

            Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся.

Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.

          Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Место предмета в учебном плане школы

В соответствии с   учебным планом школы   предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по четыре часа  в неделю (136 ч. в год): 96 часов - обучение чтению и 40 часов - литературное чтение.

Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения:

  • способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
  • качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:

  • полные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
  • пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
  • воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
  • формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения:

  • формирование умения слушать собеседника;
  • развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
  • развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
  • развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
  • воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
  • увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:

  • формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;
  • наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
  • сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

2. Слушание художественных произведений:

  • слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;
  • слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ:

  • высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  • соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;
  • нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;
  • воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;
  • наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;
  • понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;
  • умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:

  • воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;
  • сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;
  • придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
  • умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  •  читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
  •  читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  •  отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Методическое и дидактическое обеспечение:

1. Л.Ф. Климанова; Л.А. Виноградская; В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

2. Л.Ф. Климанова; Т.Ю. Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г.

3. Л.Ф. Климанова; Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. . М.: «Просвещение», 2011г.


Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения.

№ урока

Тема урока

Произведения для чтения

Часы

Цели  и задачи  урока

Планируемые результаты

Рекомендуемые приёмы работы

Страница учебника

Страница тетради

Н.Р.К.

Обратная связь

Дата

Часть 1

«Книги – мои друзья»

Книга – писатель – читатель.

Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.

Книга – обложка – автор – каталог.

7ч.

4 - 28

1.

Тема: «Книги – мои друзья».

  1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
  2. С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.)

1ч.

Познакомить с книгой «Литературное чтение»; учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого.

Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого.

Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение.

4 -6

7

М. Гроссман. «Был Вова до этого…»

Наизусть с.7.

2.

Тема: «Как хорошо уметь читать»

1. Кто говорит молча?

Загадки, пословицы о книге.

2.Возникновение письменности.

1ч.

Дать первоначальное представление о значении книги; стимулировать желание научиться хорошо читать; познакомить с информацией о возникновении письменности; формировать культуру общения с книгой.

Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой.

Чтение наизусть стихотворения С. Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К. Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге.

8 – 9

10 - 12

Записать сообщение с помощью знаков рисунков.

(«Я люблю читать книги», «Я люблю играть в футбол» и др.)

3 – 4.

Тема: «Как бы жили мы без книг?»

1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами).

3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

А.Барто. «Стали грамотными».

С.Маршак. «Разговор с первым классом».

Б.Заходер. «Живая азбука».

2ч.

Познакомить детей с библиотекой; учить выбирать книги; внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике; получать необходимую информацию; познакомить с рекомендательным списком книг; учить читать тексты в медленном и ускоренном темпе.

Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе.

Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения.

13

14

15 – 19

А.Борченко. «Большой я или мал?»

Наизусть с.13.

5.

Тема: «Мои любимые писатели»

1. А. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) –

«У лукоморья дуб зелёный…».

2. Любимый отрывок из сказкиА. Пушкина.

1ч.

Рассказать об А. Пушкине; познакомить с выставкой книг; учить читать произведения А. Пушкина.

Знать об

А.С. Пушкине; умение читать произведения А.С .Пушкина.

Выставка книг А. Пушкина; слово об А. Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование

20 – 21

Выразительное чтение.

6.

Тема: «Сказки К. Чуковского»

1. «Наш театр». Сказка К. Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.)

2.Вн.чт. Книги К. Чуковского.

1ч.

Познакомить со сказками К. Чуковского; инсценировать отрывок; учить выделять слова автора и действующих лиц; отрабатывать выразительное чтение.

Знать произведения К. Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц.

Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям

К. Чуковского; подготовка

 к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского.

24 – 26

Выразительное чтение.

7.

Тема: «Из книг К. Ушинского»

Обобщение по разделу

1.Семейное чтение. К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К. Ушинского».

2. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…»

1ч.

Привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера; учить умению составлять представление о персонаже (его характеристику) на основе его поступков; дать первоначальное представление о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; учить читать выразительно.

Умение составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; умение читать выразительно; передавать своё отношение у содержанию.

Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого  произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой.

23

27

22

Выразительное чтение.

Разыгрывание сценки.

«Радуга-дуга»

Произведения малых фольклорных жанров: песенки, пословицы, загадки, считалочки.

4ч.

28 – 51

8.

Тема: «Пословица – мудрость народная»

1.Диалог Ани и Вани.

2. Загадки. Пословицы, поговорки.

1ч.

Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров; развивать интерес к произведениям народного творчества; учить отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности.

Знать произведения малых фольклорных жанров; умение отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки.

Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва.

28

36 – 37

22 – 27

А.Горская. «Загадки».

Творческое задание (с.26Т.).

Самостоятельно составить загадки и пословицы.

9.

Тема: «Песенки разных народов»

1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран.

2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.)

3.Считалочки.

1ч.

Учить сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран; развивать речь; активизировать формирование навыка выразительного чтения.

Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать.

Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца.

29 – 35

40 – 41

41

6 - 7

28 - 31

Наизусть.

10.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав.

2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» -  сборник английских народных песенок и шуток.

3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка.

1ч.

Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами народов разных стран; учить выбирать книги для самостоятельного чтения; развивать умение вчитываться в содержание текста, используя приёмы драматизации.

Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации.

Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки.

42

43

46 - 48

16 - 17

18 - 21

Чтение по ролям.

Наизусть считалку.

11.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

2. «Шутки – минутки».

1ч.

Обобщить первые представления о малых фольклорных жанрах; закрепить умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; учит выделять загадки разного типа; обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами.

Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи.

Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49).

50 – 51

49

8 – 15

Н. Пикулева. «Скороговорки».

Творческое задание (с.14Т.).

«Здравствуй, сказка!»

Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи.

9ч.

52 - 91

12-13

Тема: «Узнай сказку»

1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».

2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.

3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука».

4. Т.Коти. «Катя и буквы».

2ч.

Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества; учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций; формировать навык чтения целыми словами; развивать творческие способности; стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.

Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки.

Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях.

52 – 55

56 – 57

77 – 78

58 - 59

34 - 39

Пересказ (с.56).

Выразительное чтение (с.58).

14-15

Тема: «Сравни сказки»

1. «Читалочка-обучалочка». Н. Кончаловская. «Козлята». В. Лунин. «Волк».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору).

Вн.чт. Народные сказки.

2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям.

3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака.

2ч.

Развивать умение вчитываться в текст; учить сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие; развивать умение выразительно читать, предавать настроение персонажа; помочь в составлении продолжения сказки.

Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку.

Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С. Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение.

60 – 61

62

63 - 64

46 - 49

Пересказ.

16.

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.

2. Л.Пантелеев. «Две лягушки».

1ч.

Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учить выразительно читать диалоги.

Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги.

Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой.

66 – 69

70 - 73

Пересказ

 (с.66-69)

17-18

Тема: «Сказки народов России»

1. «Шутки-минутки».

2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.

3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери».

4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».

5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.)

2ч.

Продемонстрировать сборники народных сказок, заинтересовать детей чтением; познакомить со сказками разных народов России; учить сопоставлять сказки по главной мысли; отрабатывать навык чтения целыми словами; учить выразительно читать.

Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; умение выразительно читать.

Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85).

75

76

80 – 82

83 – 84

85

40 – 45

Г.Комаров. «Кот не знал».

Творческое задание (с.44Т.).

Пересказ (с.80-82).

19.

Тема: «Лень до добра не доведёт»

  1. «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты».

1ч.

Закрепить умение различать народную сказку и авторскую; учить выразительно читать диалог персонажей сказки; понимать главную мысль произведения; развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки.

Умение различать народную сказку и авторскую; умение выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения.

Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной.

86 - 89

Инсценировка.

20.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки.

2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.)

1ч.

Обобщить первые представления о народной и литературной сказках; учить сравнивать тексты; находить общее и различное; учить наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; развивать умение читать выразительно.

Умение сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; умение выразительно читать.

Объяснить название раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста; сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки.

90

90 - 91

50 – 53

Творческое задание (с.51-53Т.).

Пересказ.

Часть 2

«Люблю всё живое»

Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов.

8ч.

4 - 37

21.

Тема: «Никого не обижай»

1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.

2. В.Лунин. «Никого не обижай».

3. Е.Благинина. «Котёнок».

И.Токмакова. «Лягушки».

(Звукоподражательные слова.)

1ч.

Формировать умение работать с книгой; учить выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать нравственные ценности учащихся.

Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова, характеризующие героя.

Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение.

4

5

6 - 7

54

Наизусть с.6.

Анкета с.54Т.

22.

Тема: «Разговоры, разговоры, разговоры…»

1. И. Токмакова. «Разговор синицы и дятла».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.)

2. «Читалочка-обучалочка».

Вн.чт. Произведения В. Бианки.

1ч.

Познакомить учащихся с приёмом звукозаписи как средством создания образа; учить находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; развивать умение работать в паре; учить выразительно читать.

Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре.

Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И. Токмаковой; чтение произведения на с.8; анализ; выразительное чтение; знакомство с произведением В. Бианки; чтение произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению по ролям); обобщение; чтение на с.12.

8 – 11

12

55 – 56

Выразительное чтение.

23.

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1. И. Пивоварова. «Всех угостила».

2. С. Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.)

1ч.

Учить детей выразительно читать тексты; формировать умение находить слова, характеризующие героя; расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать нравственные ценности учащихся.

Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя.

Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И. Пивоваровой; самостоятельное чтение на с.13-14; анализ произведения; повторное чтение стихотворения; работа в парах; знакомство с произведением С. Михалкова на с.15-16; самостоятельное чтение; анализ; работа в парах; обобщение по теме урока.

13 – 14

15 - 16

Птицы, обитающие в лесах нашего края.

Выразительное чтение.

24.

Тема: «Общение с миром природы»

1. Н. Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».)

2. «Шутки – минутки».

1ч.

Расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать ответственное отношение к живой природе; формировать умение находить слова, характеризующие героя; развивать умение работать в группе; развивать умение отбирать материал в соответствии с темой; стимулировать развитие творчества; развивать умение представлять свой творческий продукт.

Умение работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; умение представлять свой творческий продукт.

Составление плана действия на уроке; беседа о том, каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе; чтение рассказа Н.Сладкова на с.18-19; выполнение заданий после текста; «шутки-минутки» на с.17; знакомство с темой фотогазеты «Жизнь леса»; работа с иллюстрацией на с.17; работа в группах (создание фотогазеты); представление газеты.

18 – 19

17

Выразительное чтение.

25.

Тема: «Обходиться добром со всяким»

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

Произведения о животных.

2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки».

1ч.

Формировать умение работать с книгой; формировать умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; познакомить с произведением Л.Толстого; развивать умение слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; формировать умение самостоятельно читать книги.

Умение работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; умение самостоятельно читать книги.

Знакомство с выставкой книг на с.20-21; обсуждение; рассматривание раздела «Советуем прочитать» (с.21); знакомство с темой урока; рассматривание портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Л.Толстом; чтение произведений Л.Толстого на с.22-23; анализ; самостоятельное перечитывание произведений с выделением главной мысли; обобщение.

20 – 21

22 – 23

26 – 27

Самостоятельное чтение и пересказ на с.26-27.

Проза. Наизусть с.23.

26.

Тема: «Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска!»

1. Самостоятельное чтение.

С.Маршак.

«В зоопарке».

Б.Житков. «Вечер» (по выбору).

2. «Шутки -минутки».

Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных.

1ч.

Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров, где главными героями выступают животные; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь видеть отношение автора к своим героям; прививать интерес и любовь к произведениям устного народного тврчества и авторским произведениям; развивать стремление заучивать произведения наизусть; побуждать детей придумывать свои варианты загадок.

Умение характеризовать героев; умение видеть отношение автора к своим героям; умение заучивать произведения наизусть; умение придумывать свои загадки.

Знакомство с темой урока; знакомство с произведением С.Маршака на с.24-25; анализ произведения; определение характера каждого героя; работа с иллюстрацией; чтение стихотворения Ю.Тувима и отгадывание загадок на с.31-32; деление загадок на группы; сочинение загадок; представление своих загадок; чтение произведения Б.Житкова на с.28-30; обобщение.

24 – 25

28 – 30

31 – 32

Наизусть с.24.

Выразительное чтение (с.28-30).

27-28

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

1. «Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса».

2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.)

3. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.)

Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака.

2ч.

Обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; познакомить с новым произведением С.Маршака, имеющим нравственно-этический смысл; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать.

Знакомство с произведением С.Маршака (с.33); чтение фрагментов; характеристика героев произведения С.Маршака; чтение диалога героев; чтение стихотворения В.Берестова (с.35-37); составление рассказа по серии иллюстраций на с.37; обобщение по теме.

33

35 – 37

34

58 – 59

Творческое задание (с.58-59Т.).

Задание на с.36 учебника.

«Хорошие соседи, счастливые друзья»

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки.

5ч.

38 – 65

 

29.

Тема: «Когда мои друзья со мной»

1. С.Михалков. «Песенка друзей».

2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной».

3. Пословицы.

4. А.Барто. «Сонечка».

1ч.

Учить различать, что хорошо, а что плохо; уметь давать оценку поступкам; развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь видеть отношение автора к своим героям; формировать представление о том, что разрешать споры нужно на основе взаимопонимания и доброжелательных отношений; учить читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения.

Умение отличать плохое от хорошего; умение давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; умение читать выразительно; выделять главную мысль.

Чтение диалога; работа с понятием «счастливый человек», обмен мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения С.Михалкова (с.39); анализ произведения; выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение.

39

41

42

43

60 – 62

Выразительное чтение.

Составить рассказ о своём лучшем друге (с.62Т.).

30-31

Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»

1.Е.Пермяк. «Самое страшное».

(Понятия «доброта», «сила», «обида».)

2.Чтение по выбору. В. Осеева. «Хорошее».

Э.Шим. «Брат и младшая сестра».

3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.

Вн.чт. Произведения о дружбе.

2ч.

Развивать умения определять основную (главную) мысль произведения; формировать умение вчитываться в текст, подниматься от осмысления содержания к главной мысли произведения; учить сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; развивать способность характеризовать героя по его речи и поступкам.

Умение определять основную мысль произведения; умение вчитываться в текст; умение сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; умение характеризовать героя по его речи и поступкам.

Вступительная беседа; чтение рассказа Е.пермяка на с.44-45; работа над содержанием; перечитывание текста; работа над главной мыслью текста; чтение произведения В. Осеевой на с.46-47; анализ произведения; чтение произведения Э. Шима на с.48-49; анализ произведения; коллективное формулирование главной мысли произведений; обобщение.

44 – 45

46 – 47

48 – 49

50 – 51

63 – 65

Н. Шилов. «На кого я похож?»

Пересказ на с.44-45.

Выразительное чтение (с.50-51).

Творческое задание с.64Т.

32.

Тема: «Доброе слово лучше мягкого пирога»

1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.

2. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память».

3. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!».

1ч.

Воспитывать умение общаться, не обижая, ценить доброе слово в общении, оказывать поддержку и помогать друг другу; формировать умение находить главную мысль произведения и характеризовать героя по его речи и поступкам; развивать интерес к книге, учить вчитываться в её содержание.

Умение общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание.

Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки; самостоятельное чтение стихотворения Е.Благининой (с.54); анализ произведения; чтение стихотворения В.Лунина (с.55); анализ; знакомство со сказкой М.Пляцковского (с.56-57); анализ произведения; комбинированное чтение; объяснение смысла пословицы.

54 – 55

56 – 57

58 – 59

Наизусть с.54.

33.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка.

2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.)

3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».)

1ч.

Обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях; познакомить с новыми произведениями Л.Толстого и В.Сутеева, имеющими нравственно-этический смысл; развивать умение общаться на основе уважения и взаимопонимания.

Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания.

Чтение стихов, пословиц о дружбе, заученных ранее; беседа о дружбе и качествах человека (с.62); чтение одного из рассказов Л.Толстого (с.60-61); анализ; чтение рассказа В.Сутеева на с.63 («птичий базар»); анализ; работа в группах (разгадывание кроссворда)

62 – 63

63 – 65

60 – 61

67 – 71

Выразительное чтение.

Пересказ.

«Край родной, навек любимый»

Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма.

6ч.

66 - 94

34-35

Тема: «Лучше нет родного края»

1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»

2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края.

3. Чтение стихов по выбору.

С.Есенин. «Черёмуха».

С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».

И.Суриков. «Лето».

Н.Греков. «Летом».

4. «Читалочка-обучалочка».

Вн.чт. Стихи русских поэтов.

2ч.

Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; улавливать основную мысль произведения; воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю.

Умение чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения.

Чтение диалога о родном крае, о Родине (с.66); рассказы детей о своей малой родине; знакомство со стихотворением П.Воронько (с.67); анализ произведения; беседа о городах России; рассматривание иллюстраций; работа над понятием «столица»; подготовка к чтению стихотворения А.Плещеева (с.70); беседа по прочитанным стихотворениям; чтение стихотворения С.Есенина и С.Дрожжина (с.72); заучивание стихотворения С.Есенина; чтение стихотворения И.Сурикова и Н.Грекова (с.73-74); сравнение произведений.

67

70 – 71

72 – 75

82 - 83

Наизусть с.70.

Наизусть с.73.

Чтение с.82-83.

36-37

Тема: «Стихотворения русских поэтов о родной природе»

1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;

А.Плещеев. «Миновало лето…».

2. И.Суриков. «Зима».

3. «Четыре сестры». Сказка.

4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка».

2ч.

Учить сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; наблюдать за использованием сравнений; учить создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить  в стихах слова, указывающие на отношение поэта, его настроение.

Умение сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; умение наблюдать за использованием сравнений; умение создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; умение находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение.

Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение.

76 – 77

78 – 79

80 – 81

93 - 94

Стихи уральских поэтов для детей.

Наизусть с.76.

Наизусть с.78.

Задания на с.93-94.

38-39

Тема: «Родина любимая, что мать родимая»

1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…».

2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».

3. А.Митяев. «За что люблю маму.

4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец».

5. В.Берестов. «Стихи для папы».

6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство».

2ч.

Обратить внимание на понятия «родина как мать», «семейное согласие»; воспитывать уважение и любовь к родителям; учить составлять рассказы о своей семье, родителях, передавать в слове своё отношение к ним; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Умение составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; умение выразительно читать.

Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение.

85

86

87

92

88

91 – 92

Выразительное чтение.

Проза. Наизусть с.92.

40.

Тема: «Мы идём в библиотеку»

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

Произведения о Родине.

2. Самостоятельное чтение.

Е Пермяк. «Первая рыбка».

3.Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель».

1ч.

Обобщить первоначальное представление о родине, любовь к которой начинается с семьи; обратить внимание на отношение ребёнка с родителями, воспитывать уважение и любовь к отцу и матери; поощрять настрой детей на доброжелательное и уважительное отношение к детям и взрослым в школе, родителям и близким в семье.

Умение работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; умение выражать свои мысли; анализировать.

Знакомство с выставкой книг о Родине, со сборниками стихотворений русских поэтов о природе, с книгами о детях; самостоятельное чтение рассказа Е.Пермяка (с.90); работа над содержанием рассказа; сравнение содержания и главной мысли рассказа; выразительное чтение рассказа; подведение итога.

89        

90

Пересказ с.90.

«Сто  фантазий»

Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов

Развивать творческие способности учащихся; учить сочинять небольшие истории, рассказы, стихи, используя советы, которые дают писатели; убедить в необходимости постоянного чтения книг; рекомендовать список литературы на лето.

Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой.

Чтение диалога на с.95; беседа; знакомство с произведением Р.Сефа (с.96); анализ; чтение произведения В.Маяковского и В.Викторова на с.97; работа на с.100; знакомство с произведением Г.Цыферова (с.101-103); анализ произведения; обобщение.

95 - 103

72 – 78

Творческое задание с.75Т.

Список литературы на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...