№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректиро ванные сроки прохождения |
| Вводный урок . 1час. |
|
|
|
1 | Знакомство с учебником. | Ориентироваться в учебнике, объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. |
|
|
| Книги – мои друзья. 4 часа. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Горбачевского описывать первую печатную книгу, находить необходимые слова в тексте. На основе опорных слов составлять свое высказывание. Работать в паре, выслушивать мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. |
|
|
2 | Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. |
|
|
|
3 | Б. Горбачевский. «Первопечатник Иван Федоров». |
|
|
|
4 | Первая «Азбука» И. Федорова. Наставления Библии. |
|
|
|
5 | Проект. «Мы идем в музей книги». |
|
|
|
| Жизнь дана на добрые дела. 17 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность. Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа, объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли. Договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
6 | Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. |
|
|
|
7 | Пословицы разных народов о человеке и его делах. |
|
|
|
8 | В. И. Даль. «Пословицы и поговорки русского народа». |
|
|
|
9 | Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. |
|
|
|
10 | Н. Носов. «Огурцы». Характеристика героя. |
|
|
|
11 | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». |
|
|
|
12 | М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. |
|
|
|
13 | М. Зощенко. «Не надо врать». Пересказ. |
|
|
|
14 | Л. Каминский. «Сочинение». |
|
|
|
15 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. |
|
|
|
16 | М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя. |
|
|
|
17 | Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. |
|
|
|
18 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача». |
|
|
|
19 | Семейное чтение. Притчи. |
|
|
|
20 | Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано…» Инсценирование. |
|
|
|
21 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
22 | Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела». |
|
|
|
| Волшебная сказка. 15 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
23 | Анализ контрольной работы. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. |
|
|
|
24 | Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. |
|
|
|
25 | Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя. |
|
|
|
26 | В. Васнецов. «Иван царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. |
|
|
|
27 | Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. |
|
|
|
28 | Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев. |
|
|
|
29 | Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. |
|
|
|
30 | Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев. |
|
|
|
31 | Русская сказка «Морозко». Пересказ. |
|
|
|
32 | Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. |
|
|
|
33 | Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. |
|
|
|
34 | Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению».Инсценирование. |
|
|
|
35 | Представление сказки «По щучьему велению» в младших классах. |
|
|
|
36 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
37 | Контрольная работа по теме «Волшебная сказка». |
|
|
|
| Люби все живое. 20 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты, определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
38 | Анализ контрольной работы. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. |
|
|
|
39 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. |
|
|
|
40 | К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста. |
|
|
|
41 | К. Паустовский. «Барсучий нос». Пересказ. «Барсук» (из энциклопедии) |
|
|
|
42 | В. Берестов. «Кошкин кот». Особенности юмористического произведения. |
|
|
|
43 | Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. |
|
|
|
44 | В. Бианки. «Приключения муравьишки». Правда и вымысел. |
|
|
|
45 | Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой». |
|
|
|
46 | О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. |
|
|
|
47 | Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту. |
|
|
|
48 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
|
|
|
49 | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. |
|
|
|
50 | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». Герой текста, его особенности. |
|
|
|
51 | Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». Пересказ. |
|
|
|
52 | Семейное чтение. Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев. |
|
|
|
53 | Н. Носов. «Карасик». Характеристика героев произведения |
|
|
|
54 | Наш театр. М. Горький. «Воробьишко». Инсценировка. |
|
|
|
55 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
56 | Отзыв на книгу о природе. |
|
|
|
57 | Контрольная работа по теме «Люби все живое». |
|
|
|
| Картины русской природы. 12 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
58 | Анализ контрольной работы. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. |
|
|
|
59 | И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. |
|
|
|
60 | Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. |
|
|
|
61 | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа. |
|
|
|
62 | Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа. |
|
|
|
63 | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. |
|
|
|
64 | Сравнение произведений литературы и живописи. |
|
|
|
65 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
|
|
|
66 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. |
|
|
|
67 | Семейное чтение. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…». Краски осени. |
|
|
|
68 | Картины природы в произведениях живописи. |
|
|
|
69 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
| Великие русские писатели. 30 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. Пушкина. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полета комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется прием звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова. Объяснять смысл этих басен. Анализировать поступки героев произведения, соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни, распределять роли. Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
70 | Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. |
|
|
|
71 | Великие русские писатели. В. Берестов. «А.С. Пушкин». Краткий пересказ. |
|
|
|
72 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Настроение стихотворения. |
|
|
|
73 | И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. |
|
|
|
74 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Сравнение картин зимнего утра и вечера. |
|
|
|
75 | Сравнение произведений литературы и живописи. |
|
|
|
76 | Сравнение произведений литературы и живописи. |
|
|
|
77
| В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. |
|
|
|
78
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой. |
|
|
|
79 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. |
|
|
|
80 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Особенности сюжета. Структура сказочного текста. |
|
|
|
81 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев произведения. |
|
|
|
82 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Особенности языка литературной сказки. |
|
|
|
83 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Прием звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. |
|
|
|
84 | Работа с книгой. «Сказки А.С. Пушкина». |
|
|
|
85 | И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. |
|
|
|
86 | И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова. |
|
|
|
87 | УЛО Инструктаж по ОТ. Инструкции №43, 44. И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни. |
|
|
|
88 | И.А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни. |
|
|
|
89 | Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. |
|
|
|
90 | Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. |
|
|
|
91 | Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана. |
|
|
|
92 | Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана. |
|
|
|
93 | Мы идем в библиотеку. Книги А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова. |
|
|
|
94 | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра. |
|
|
|
95 | Л.Н. Толстой. «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. |
|
|
|
96 | Наш театр. И.А. Крылов. «Квартет». Инсценирование. |
|
|
|
97 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
98 | Обобщение по разделу. Что такое согласие? |
|
|
|
99 | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели». |
|
|
|
| Литературная сказка. 19 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать про себя и вслух. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
|
|
100 | Анализ контрольной работы. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. |
|
|
|
101 | В. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. |
|
|
|
102 | В. Даль. «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. |
|
|
|
103 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой. |
|
|
|
104 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев. |
|
|
|
105 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». |
|
|
|
106 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения. |
|
|
|
107 | Переводная литература для детей. Выставка книг. |
|
|
|
108 | Переводная литература для детей. Б. Заходер. «Винни Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы. |
|
|
|
109 | Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. |
|
|
|
110 | Р. Киплинг. «Маугли». Герои произведения. |
|
|
|
111 | Дж. Родари. «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы. |
|
|
|
112 | Дж. Родари. «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. |
|
|
|
113 | Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. |
|
|
|
114 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. «Лунная сказка». |
|
|
|
115 | Семейное чтение. Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе». |
|
|
|
116 | Наш театр. С. Михалков. «Упрямый козленок». Инсценировка. |
|
|
|
117 | Обобщение по разделу. |
|
|
|
118 | Контрольная работа по теме «Литературная сказка». |
|
|
|
| Картины родной природы. 18 часов. | Предполагать на основе названия раздела , какие произведения будут в нем рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
119 | Анализ контрольной работы. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. |
|
|
|
120 | Б. Заходер. «Что такое стихи». Особенности поэтического жанра. |
|
|
|
121 | И. Соколов-Микитов. «Март в лесу». Лирическая зарисовка. |
|
|
|
122 | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». |
|
|
|
123 | Сравнение произведений живописи и литературы. Прием контраста. |
|
|
|
124 | Сравнение произведений живописи и литературы. |
|
|
|
125 | С. Есенин. «С добрым утром». Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
|
126 | Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи как средство создания образа. |
|
|
|
127 | А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. |
|
|
|
128 | О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов. |
|
|
|
129 | М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов. |
|
|
|
130 | А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. |
|
|
|
131 | Саша черный. «Летом». А Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений живописи и литературы. |
|
|
|
132 | Сравнение произведений живописи и литературы. |
|
|
|
133 | Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
|
|
|
134 | Контрольная работа по теме «Картины родной природы». |
|
|
|
135 | Анализ контрольной работы. Г. Юдин. «Поэты». Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение». |
|
|
|
136 | Обобщающий урок. |
|
|
|
| Итого |
| 136 часов |
|