Программа по литературному чтению (Перспектива,1-4 класс), КТП 3 класс
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме
Рабочая программа расчитана на полный курс литературного чтения по Перспективе,КТП для 3 класса развернутое, соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literaturnomu_chteniyu_i_ktp_3_klass.rar | 123.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по литературному чтению для 3 класса
№ | Наименование разделов и тем программы. | Всего часов | Организация урока | Дата проведения |
| |||
Характ-ка деят-ти обуч-ся на уроке по формир-ию УУД (мета- предметных умений) | Харак-ка Деят-ти Обуч-ся на уроке по формир-ию предметных умений и навыков | Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. | Планируемая | Фактическая | |||
I. | Книги—мои друзья. | 5 |
|
| ||||
1.1 | Урок 1 (1). Книги, прочитанные летом | 1 | Работа в группе. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Учить работать с книгой . Учить работать в паре, группе | Друкарь. | Формирование умений находить необходимую информацию в книге; формирование умения взаимодействовать в группе. |
|
|
1.2 | Урок 2 (2). Книги Древней Руси. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Раскрыть значение книги как мудрого наставника и друга; | Формирование собственного отношения к книге; осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
| |
1.3 | Уроки 3 (3). «Книга —к мудрости ступенька» | 1 | Построение логической цепочки рассуждения. | Познакомить с высказываниями Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха о книге; формировать умения определять тему, главную (основную) мысль текста. | Наставления, поучения, ключевые, опорные слова. Сказ. | Формирование умений определять тему и главную мысль высказывания , подтверждать свой ответ словами из текста; |
|
|
1.4 | Урок 4 (4). Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | Работа в паре. Управление поведением партнёра. | Учить работать с разными информационными текстами, фото_ графиями, репродукциями картин; иллюстрациями; | Рисуночное письмо, узелковое письмо, зарубки на дереве. Киноварь, заставница. Блаженный, святой, добродетельный. Согрешения. | Создание текста на основе отбора ключевых (опорных) слов; осмысление правил взаимодействия в паре и группе |
|
|
1.5 | Урок 5 (5). «Мы идём в музей книги». Урок-проект (подготовка) | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Формировать умение определять тему; учить извлекать информацию из различных источников. | Музей. Экспозиция. Экспонат. Рукопись. Миряне. | Определение темы урока, которая представлена различными объектами; осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
|
II. | ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА | 17 |
|
|
| |||
2.1 | Урок 6. «Жизнь дана на добрые дела». | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Поступок. Честность. | Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела». |
|
|
2.2 | Урок 7. Владимир Даль — собиратель народной мудрости. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Учить работать с текстом. | «Напутные слова». | Определение главной мысли в тексте, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста. |
|
|
2.3 | Урок 8. Пословицы и поговорки русского народа | 1 | Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. | Учить работать с книгой. | Поиск необходимой информации в книге; Умение ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| |
2.4 | Урок 9. Н. Носов «Огурцы» | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; |
|
| |
2.5 | Урок 10. Н. Носов «Огурцы» | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Учить работать с текстом. Учить работать в группе. | Благородный поступок. | Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; осмысление правил взаимоотношений в обществе. |
|
|
2.6 | Урок 11. М. Зощенко «Не надо врать» | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» |
|
| |
2.7 | Урок 12. М. Зощенко «Не надо врать» | 1 | Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Учить работать с текстом. Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение» | «неправда», «враньё», «ложь» | Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста. |
|
|
2.8 | Урок 13. Л. Каминский «Сочинение». | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», | осмысление понятий «честность», «фантазия», «обман», «вымысел», пословицы «Жизнь дана на добрые дела» |
|
|
2.9 | Урок 14. Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу. | 1 | Работа в паре. Управление поведением партнёра. Использование критериев для обоснования своих суждений. | Высказывать собственное суждение, отражающее отношение к произведению; Учить работать в паре. | Определение главной мысли текста, последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного Текста. |
|
| |
2.10 | Урок 15. «Надо любить и жалеть людей...». М. Зощенко «Через тридцать лет» | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Учить работать с текстом. Учить работать с книгой. | Отзыв. | Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст; умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса. |
|
|
2.11 | Уроки 16. «Мы идём в библиотеку» | 1 | Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. | Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»; Учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге) | «Юмористическая литература» | Осмысление понятия «юмористическая литература»; осуществление поиска нужной книги по каталогам библиотеки. |
|
|
2.12 | Уроки 17. «Мы идём в библиотеку» | 1 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учить работать в группе; взаимодействовать друг с другом по составленному плану, распределять роли. |
|
|
| |
2.13 | Уроки 18. «Мы идём в библиотеку» | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Учить осмысливать нравственные понятия; обсуждать их с родителями. | Ведение диалога с родителями по поводу нравственных ценностей общества, в котором мы живём. |
|
| |
2.14 | Урок 19. «Наш театр». В. Драгунский «Где это ви- дано, где это слыхано...» | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»; Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации. | Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное; формирование умения принимать участие в драматизации. |
|
| |
2.15 | Урок 20. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; учить составлять монологическое высказывание на тему. | Деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; |
|
| |
2.16 | Урок 21. Обобщающий урок. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Обобщить знания о юмористических произведениях; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом. | Осмысление особенностей повествовательного текста; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом. |
|
| |
2.17 | Урок 22. Контрольная работа по литературному чтению. Тестовая работа по литературному чтению. | 1 | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой. | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. |
|
|
| |
III. | ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ | 16 |
|
|
| |||
3.1 | Урок 23. «Волшебные сказки». Урок работы с книгой/ | 1 | Выведение следствий. Постановка и формулирования проблемы. | Познакомить с особенностями волшебной сказки; учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок; | Осмысление особенностей волшебной сказки, умение давать характеристику герою волшебной сказки. |
|
| |
3.2 | Урок 24. «Герои волшебной сказки». | 1 | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | Выявить отличительные черты волшебной сказки. | Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки. |
|
| |
3.3 | Урок 25. «Герои волшебной сказки». | 1 | Работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений. | Учить работать с книгой, выявить отличительные черты волшебной сказки | Осмысление особенностей волшебной сказки, характеристика героев волшебной сказки; |
|
| |
3.4 | Урок 26. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки. | Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
| ||
3.5 | Урок 27. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, | Выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка подробного пересказа. |
|
| |
3.6 | Урок 28. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой собственный текст. | Формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины. Осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
| |
3.7 | Урок 27. «Дерево держится корнями, а человек друзьями». | 1 | Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки. | Осмыслить отличительные черты волшебной сказки. | Поиск необходимой информации. |
|
| |
3.8 | Урок 28. Русская народная сказка «Летучий корабль». | 1 | Выведение следствий. Постановка и формулирования проблемы. | Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»; учить работать с книгой. | Выявление особенностей волшебной сказки, пересказ сказки; характеристика героев сказки. |
|
| |
3.9 | Урок 29. Русская народная сказка «Летучий корабль». | 1 | Работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений | Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки. | Презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на основе реального объекта информации); осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
| |
3.10 | Урок 30. «Мы идём в библиотеку». | 1 | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов; |
|
| |
3.11 | Урок 31. Русские и зарубежные сказки. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь. | Определение главной мысли, последовательности событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; |
|
| |
3.12 | Урок 32. Русские и зарубежные сказки. | 1 | Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. | Учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке). | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Умение находить книгу по тематическому указателю, каталожной карточке, по алфавитному каталогу. |
|
| |
3.13 | Урок 33. «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению» | 1 | Работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений | Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом. | Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли). |
|
| |
3.14 | Урок 34. «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению» | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | Формирование умения принимать участие в драматизации. |
|
| |
3.15 | Урок 35. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст; | деление текста на смысловые части, составление плана; подробный пересказ прочитанного. |
|
| |
3.16 | Урок 36. Обобщающий урок. | 1 | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Обобщить знания о сказках; определять смысл пословиц, соотносить пословицы с темой изучаемого раздела. | Знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев; поиск необходимой информации в соответствии с задание.; |
|
| |
IV. | ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ. | 20 |
|
|
| |||
4.1 | Урок 37. «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей. | Энциклопедии, справочники, познавательный рассказ, периодическая печать. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. |
|
|
4.2 | Урок 38. К. Паустовский «Барсучий нос». | 1 | Исследовательская работа. Выявление особенностей художественно-повествовательных текстов.. | Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; учить работать с текстом повествовательного характера. | Умение работать с текстом повествовательного характера. |
|
| |
4.3 | Урок 39. Герой художественного и научно-популярного текста. Текст «Барсук» из справочника. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания. | Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. | Осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа); формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного и другого текста. |
|
|
4.4 | Урок 40. Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. Средства создания образа героев. | 1 | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Учить работать с текстом поэтического характера | «юмор», «юмористическое произведение»; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение | Осмысление понятий «юмор», «юмористическое произведение»; освоение операции сравнения художественных (поэтических) текстов; определение в художественном тексте средств художественной выразительности. |
|
|
4.5 | Урок 41. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 1 | Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского | Определение жанра произведения и его специфических особенностей;. |
|
| ||
4.6 | Урок 42. Сравнение художественного и научно-познавательного текста. | 1 | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. | Учить сравнивать художественный и научно-познавательный текст; находить общее и различия; | Освоение операции сравнения художественного и научно-познавательного текстов. |
|
| |
4.7 | Урок 43. Сравнение художественного и научно-познавательного текста. | 1 | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Учить работать с текстом ; учить составлять собственное высказывание; учить работать в группе. | Умение составлять собственный текст; умение работать в группе. |
|
| |
4.8 | Урок 44. Мастерская писателя. | 1 | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ. | Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. | Определение в художественном тексте средств художественной выразительности |
|
|
4.9 | Урок 45. «Пусть летают бегемоты...». Творчество Тима Собакина. | 1 | Проектная работа. Работа в группе. Выявление особенностей поэтических текстов. Использование критериев для обоснования своего суждения. | Познакомить с творчеством Тима Собакина; | Темп, тон, интонация. | Определение жанра произведения и специфических особенностей данного жанра. |
|
|
4.10 | Урок 46. «Мы идём в библиотеку». | 1 | Познавательная инициатива. | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов; |
|
| |
4.11 | Урок 47. «Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе. | 1 | Поиск необходимой информации. Работа в группе. Учёт разных мнений. | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом; | Формирование умения определять главную мысль произведения, определять последовательность событий в тексте. |
|
| |
4.12 | Урок 48. Стихи и рассказы о природе. | 1 | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Познакомить учащихся с различными детскими журналами; учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы. | Формирование умения узнавать книги, журналы по обложке; сравнивать разные книги; классифицировать их. |
|
| |
4.13 | Урок 49. Стихи и рассказы о природе. | 1 | Исследовательская работа. Сравнение книг и журналов. | Учить работать с книгой и журналом. | Обобщать информацию на основе фактов составление собственного текста по итогам исследования. |
|
| |
4.14 | Урок 50 М. Горький «Воробьишко» | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом. | Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное (умение работать в группе, распределять роли) |
|
| |
4.15 | Урок 51. М. Горький «Воробьишко» | 1 | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Учить читать по ролям, осознавая характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | Понимание главной мысли произведения; различные способы её отражения в актёрской игре и режиссёрской постановке. |
|
| |
4.16 | Урок 52. «Наш театр». М. Горький «Воробьишко» | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить создавать мизансцены, используя различные средства. | Формирование умения принимать участие в драматизации. |
|
| |
4.17 | Урок 53. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | Постановка и формулирование проблемы. | Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст. | Умение делить текст на смысловые части, составлять план; умение подробно пересказывать прочитанное. |
|
| |
4.18 | Урок 54. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | 1 | Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Учить готовить монологическое высказывание на тему (устное сочинение); писать отзыв в устной или письменной форме. | Умение осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием умение подробно пересказывать прочитанное. |
|
| |
4.19 | Урок 55. Обобщающий урок по теме «Люби всё живое». | 1 | Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Обобщить знания о художественных и научнопознавательных текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера). | Знание особенностей научнопознавательного и художественноготекстов; умение их сравнивать. |
|
| |
4.20 | Урок 56). Контрольная работа по литературному чтению | 1 | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
| |||
V. | КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. | 12 |
|
|
| |||
5.1 | Урок 57. Картины русской природы. И. Шишкин «Зима в лесу» | 1 | Постановка и формулирование проблемы. | Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; | Прозаические тексты. Средства художественной выразительности. Тема, главная мысль, композиция. | Формирование умения составлять план урока. Формирование умения находить необходимую информацию в произведении живописи. |
|
|
5.2 | Урок 58. Н. Некрасов «Славная осень!..». Семейный фотоальбом. | 1 | Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Учить анализировать лирический текст. Учить анализировать произведение фотографического искусства. | Художник-пейзажист. | Осмысленное чтение лирических текстов. Поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов. Осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
|
5.3 | Урок 59. М. Пришвин «Осинкам холодно...». Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Средства выразительности. Лирическая зарисовка. | Умение сравнивать разные произведения; осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
|
5.4 | Урок 60. «Мы простились с запоздалой вереницею гусей...». И. Бунин, А. Фет, В. Поленов. | 1 | Самооценка на основе критерия успешности. | Развивать интерес к чтению лирических текстов. | Осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения стихотворения; определение своего собственного отношения. |
|
| |
5.5 | Урок 61. Образ природы в произведениях литературы и живописи. | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Учить анализировать лирический текст; учить анализировать произведения живописи. | Критерий оценивания. Слова-ассоциации. Авторы-прозаики. | Поиск необходимой информации по фотографии, репродукции картины; осмысление объектов; понимание смыслов; осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
|
5.6 | Урок 62. «Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи. | 1 |
|
|
| |||
5.7 | Урок 63. «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей. | 1 | Извлечение из текстов необходимой информации. | Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом. | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; классификация их. |
|
| |
5.8 | Урок 64. «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских поэтов. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Учить читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение. | Эпитет. | Осмысление лирических текстов; размышление над ними; определение настроения. |
|
|
5.9 | Урок 65. «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских художников. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить рассматривать произведения живописи; соотносить произведения литературы и живописи. | Осмысление произведения живописи; определение темы. |
|
| |
5.10 | Урок 66. «Готовимся к празднику» | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить с текстом поздравления; учить писать поздравление; осмысливать его основное содержание. | Любовь, Уважение к близким, старшим, родным, Забота, милосердие. | Формирование основных базовых ценностей. Создание текста-поздравления по аналогии с текстом поздравительной открытки. |
|
|
5.11 | Урок 67. «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Извлечение из текстов необходимой информации. | Учить определять настроение лирического текста; находить необходимые средства выразительности; учить готовить монологическое высказывание на тему. | Знание особенностей лирического текста; создание монологических высказываний на тему. |
|
| |
5.12 | Урок 68. Обобщающий урок по теме «Картины русской природы» | 1 | Работа в паре. (распределение обязанностей; выслушивание товарища, отстаивать своё мнение) | Обобщить знания о лирических произведениях в поэтической и стихотворной форме; учить работать в группе, паре | осмысление базовых ценностей (красота, любовь, понимание); умение работать в паре |
|
| |
VI. | ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. | 30 |
|
|
| |||
6.1 | Урок 69. А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...» | 1 | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов. | Олицетворение. Сравнение. | Организация работы по составлению плана урока. |
|
|
6.2 | Урок 70. А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Учить работать с лирическим текстом. | Умение наблюдать слово в художественном тексте. |
|
| ||
6.3 | Урок 71. А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 1 | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Учить наблюдать, как слово в тексте отражает настроение, создаёт целый художественный мир. | Умение наблюдать слово в художественном тексте; осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
| |
6.4 | Урок 72. Статья В.Берестова. | 1 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Учить работать с текстом научно-познавательного характера. | Умение ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| |
6.5 | Урок 73. И.Грабарь, Ю.Клевер. Картины художников. | 1 | Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Учить анализировать произведение живописи. | Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи. |
|
| |
6.6 | Урок 74. Репродукции картин П. Брейгеля и И. Сурикова. | 1 | Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Учить анализировать произведение живописи | Умение осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи |
|
| |
6.7 | Урок 75. Обобщающий урок. | 1 |
|
| ||||
6.8 | Урок 76. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина. | Осмысление нравственных ценностей сказки. |
|
| |
6.9 | Урок 77. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Учить работать с текстом сказки в поэтической форме | Умение самостоятельно составлять план урока. |
|
| |
6.10 | Урок 78. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Учить анализировать произведение живописи; соотносить текст сказки с произведением живописи; | Умение ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. |
|
| ||
6.11 | Урок 79. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины. | Поиск необходимой информации в произведении живописи соотнесение произведения живописи с литературным текстом. |
|
| ||
6.12 | Урок 80. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Учить работать в группе. | Осмысление правил взаимодействия в группе |
|
| |
6.13 | Урок 81. Урок театр. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить создавать мизансцены, используя различные средства. | Формирование умения принимать участие в драматизации. |
|
| |
6.14 | Урок 82. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...». Басни И. Крылова. | 1 | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях И. Крылова. | «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ» баснописец. | Понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт басня. |
|
|
6.15 | Урок 83. «Слон и Моська» И. Крылов | 1 | Определение основной и второстепенной информации. | Учить работать с текстом басни. | «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ» | Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; умение работать с текстом. |
|
|
6.16 | Урок 84. «Чиж и голубь» И. Крылов | 1 | Определение основной и второстепенной информации | Выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали. | Умение осуществлять поиск необходимой информации. |
|
| |
6.17 | Урок 85. Урок-театр. Басни И. Крылова | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить работать в паре, группе. | Осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
| |
6.18 | Урок 86. «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...». | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба, понимание, сочувствие. |
|
|
6.19 | Урок 87. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Учить работать с прозаическим текстом. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. |
|
|
6.20 | Урок 87. Л.Н.Толстой «Лебеди» | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Учить работать с прозаическим текстом. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. |
|
|
6.21 | Урок 87. Л.Н.Толстой «Акула». | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Учить работать с прозаическим текстом | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. |
|
|
6.22 | Урок 87. Рассказы Л.Н.Толстого. Урок-обобщение. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить работать с книгой. Учить работать в паре, группе. | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
| |
6.23 | Урок 91. «Мастерская писателя». Редактируем и корректируем текст | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Учить работать с прозаическим текстом; учить редактировать получившийся текст; учить работать в паре, группе. | Редактор, корректор. | Умение работать с текстом прозаического характера; Создании собственного текста на основе интерпретации данного; осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
|
6.24 | Урок 92. «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. | 1 | Смыслообразование. | Формировать интерес к творчеству Л. Толстого. | «благородство», «честность», «любовь»; | Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»; |
|
|
6.25 | Урок 93. «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. | 1 | Структурирование знаний. | Учить работать с текстом. Учить работать с книгой. | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| |
6.26 | Урок 94. Произведения великих русских писателей. Урок-обобщение. | 1 | Работа в группе. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Формулирование и аргументация своего мнения. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, которые представлены в текстах. | Осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
| |
6.27 | Урок 95. «Наш театр». И. Крылов «Квартет» | 1 | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Формировать умение выслушивать друг друга, договариваться; осмыслить содержание произведения И. Крылова «Квартет». | мимика, жесты, интонация | Осмысление произведения И. Крылова «Квартет»; формирование умения коллективно обсуждать прочитанное. |
|
|
6.28 | Урок 96. «Наш театр». И. Крылов «Квартет» | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом. Учить читать по ролям, осознавая характер каждого героя. | Формирование умения принимать участие в драматизации. |
|
| |
6.29 | Урок 97. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах. | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения. |
|
| |
6.30 | Урок 98. Контрольная работа по литературному чтению | 1 |
|
|
| |||
VII. | ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. |
|
| |||||
7.1 | Уроки 99. «Спи, моя Снегурочка...». В. Даль | 1 | Исследовательская работа. Выявление особенностей литературной и народной сказок. Выведение следствий. | Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку. | Литературная сказка, герой, структура сказки | Осмысление литературоведческих понятий ); осмысление авторской сказки, её основных особенностей. |
|
|
7.2 | Урок 100. В. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»; учить работать с повествовательным текстом. | Литературная сказка, герой, структура сказки | Умение давать характеристику героям произведения. |
|
|
7.3 | Урок 101. «Нам даром, без труда ничего не даётся…» В. Одоевский | 1 | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целе_ направленный выбор книги. | Усвоить понятие «литературная сказка» учить работать с повествовательным текстом. | Литературная сказка герой литературной сказки, структура сказки | Осмысление литературоведческих понятий; осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли. |
|
|
7.4 | Урок 102. В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»; | Характеристика героев произведения; сравнение литературных сказок; осмысление правил взаимодействия в паре и группе. |
|
| |
7.5 | Урок 103. «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушкины сказки». | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Формировать понятие «литературная сказка» | структура сказки, герой сказки | Осмысление литературоведческих; осмысление основных особенностей текста; понимание главной мысли. |
|
|
7.6 | Урок 104. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Гришу» | 1 | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Познакомить с авторской сказкой Д. Мамина-Сибиряка учить работать с повествовательным текстом. | Характеристика героев произведения; поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге. |
|
| |
7.7 | Урок 105. Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» | 1 | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. | Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с авторской сказкой А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», переводной литературой Б. Заходера. учить работать с повествовательным текстом. | «переводная литература»; | Осмысление литературоведческих понятий; характеристика героев произведения. |
|
|
7.8 | Урок 106. «Законы джунглей». Р. Киплинг | 1 | Извлечение из текстов необходимой информации. | Учить работать с повествовательным текстом. | Поиск необходимой информации в книге. Умение работать с повествовательным текстом. |
|
| |
7.9 | Урок 107. Р. Киплинг «Маугли» | 1 | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»; осмысливать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли. | Характеристика героев произведения; осмысление правил взаимодействия в группе. |
|
| |
7.10 | Урок 108. Дж. Родари «Волшебный барабан» | 1 | Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге. | Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой. | «переводная литература» | Осмысление литературоведческого понятия «переводная литература». |
|
|
7.11 | Урок 109. Дж. Родари «Волшебный барабан». | 1 | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Учить работать с повествовательным текстом. | Характеристика героев произведения; поиск необходимой информации в тексте. |
|
| |
7.12 | Урок 110. «Мы идём в библиотеку». Зарубежные сказки. | 1 | Понимание текстов, извлечение нужной информации. | Учить работать с текстом зарубежных сказок. | Определение главной мысли в тексте, последовательности событий. |
|
| |
7.13 | Урок 111. «Мы идём в библиотеку» Русские сказки. | 1 | Понимание текстов, извлечение нужной информации. | Обобщить знания о русских сказках |
|
|
| |
7.14 | Урок 112. «Мы идём в библиотеку». Зарубежные и русские сказки. | 1 | Исследовательская работа. Выявление особенностей зарубежной и русской сказок. Выведение следствий | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала; составление собственного текста по итогам исследования. |
|
| |
7.15 | Урок 113. «Наш театр» | 1 |
|
| ||||
7.16 | Урок 114. «Наш театр» | 1 |
|
|
| |||
7.17 | Урок 115. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. | 1 |
|
|
| |||
7.18 | Урок 116. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. | 1 |
|
| ||||
VIII. | КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ |
|
|
| ||||
8.1 | Урок 117. Картины родной природы. | 1 |
|
|
| |||
8.2 | Урок 118. Т. Коти «В родном краю» | 1 |
|
| ||||
8.3 | Урок 119. Б. Заходер «Что такое стихи? | 1 |
|
|
| |||
8.4 | Урок 120. «Уходи, зима седая...». Зима в изображении И. Соколова-Микитова, А. Майкова, | 1 |
|
|
| |||
8.5 | Урок 121. «Уходи, зима седая...». Зима в изображении С. Есенина, В. Пурвита, В. Борисова-Мусатова | 1 |
|
| ||||
8.6 | Урок 122. С. Есенин «С добрым утром» | 1 |
|
|
| |||
8.7 | Урок 123. «Весенняя гроза». Ф. Тютчев, | 1 |
|
|
| |||
8.8 | Урок 124. «Весенняя гроза». Ф. Тютчев, И. Шишкин, А. Васнецов | 1 |
|
| ||||
8.9 | Урок 125. «Золотой луг». О. Высотская, З. Александрова | 1 |
|
|
| |||
8.10 | Урок 126. «Золотой луг». О. Высотская, З. Александрова | 1 |
|
|
| |||
8.11 | Урок 127. «Колокольчики мои, цветики степные...». А. Толстой. М. Пришвин. Сравнение прозаического и поэтического текстов. | 1 |
|
| ||||
8.12 | Урок 128. «Летом». А. Рылов. | 1 |
|
|
| |||
8.13 | Урок 129. «Летом». Ф. Тютчев, А. Саврасов. | 1 |
|
|
| |||
8.14 | Урок 130. «Летом». Саша Чёрный | 1 |
|
| ||||
8.15 | Урок 131. «Мы идём в библиотеку». Обобщающий урок | 1 |
|
|
| |||
8.16 | Урок 132. «Мы идём в библиотеку». Обобщающий урок | 1 |
|
|
| |||
8.17 | Урок 133. «Праздник читательских удовольствий». Обобщающий урок | 1 |
|
| ||||
8.18 | Урок 134. Итоговая контрольная работа по литера- турному чтению. | 1 |
|
|
|
Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2».
Критерии оценки:
Техника чтения.
Контроль сформированности навыка чтения проводится по следующим параметрам:
- Осознанность;
- Правильность (замена букв и слов, ударения, согласование окончаний и др.);
- Выразительность (паузы, логические ударения, знаки препинания и др.)
- Умение работать с текстом (находить необходимую информацию, выделять главное, составить план пересказа, ответить на вопросы по содержанию и др.)
- Темп и способ чтения (слоговое, смешанное, беглое чтение) .
Оценка сформированности навыка чтения складывается из совокупности показателей в баллах по вышеуказанным параметрам. Приоритетным является осознанность чтения и умение работать с информацией, заложенной в тексте. Система балльного оценивания и шкала перевода баллов в отметку разрабатывается заместителем директора по УВР к каждой конкретной работе.
Урок 17 (22). Контрольная работа по литературному чтению
Тестовая работа по литературному чтению.
Вариант первый.
Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой
(универсальные учебные действия).
Продолжите:
Произведения, которые вызывают у нас улыбку, смех, называются ___________________________________ .
Соотнесите жанры произведений и их авторов:
Н. Носов «Огурцы» пьеса
В. Даль «Напутное слово» рассказ
М. Зощенко «Не надо врать» стихотворение
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» поучение
Л. Каминский «Сочинение» былина
Какие произведения М. Зощенко вы прочитали в этом разделе?
Запишите, кто является автором данного произведения:
«Через тридцать лет» ____________________________;
«Трудная задача»________________________________.
Отметьте, какие чувства вы прежде всего испытывали, когда читали произведения этого раздела: грусть, радость, сострадание.
Тестовая работа по литературному чтению.
Вариант второй
Цель: проверить сформированностьпредметных и надпредметных
(чтение и работа с информацией) умений.
Прочитайте текст.
В. Железняков
История с азбукой
После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже
едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.
— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?
Никакого внимания.
— Может быть, потеряла что-нибудь?
Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.
— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?
— Нет, — отвечает, — я домой не пойду.
— Что же, ночевать здесь будешь?
— Не знаю.
Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.
— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он — раз два! — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.
Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.
— Ну и хорошо. Поеду в больницу.
Честное слово, она была ненормальная.
— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?
— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.
Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.
— Ну и что же?
— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.
— Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку!
Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!
— Я не врала, я просто не знала.
Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.
— Буквы учат целый год. Это непростое дело.
— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. — Сейчас она
должна была заплакать.
— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.
— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.
Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает
вид, что нас не видит.
— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить?
Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.
Это не такое лёгкое дело.
— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.
— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.
Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.
Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.
— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.
Но он даже не оглянулся.
Тогда я догнал его.
— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.
— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.
У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.
— Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.
— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?
— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.
Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.
— Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?
Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.
— Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.
— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. —
И плакала ваша Сибирь.
— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.
— Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?
Наступило молчание.
Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.
Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.
— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.
У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.
Выполните задания:
Определите жанр данного текста.
О чём рассказывается в тексте. Отметьте:
о дружбе Юры и маленькой девочки;
о том, как девочка пошла в школу;
о том, как девочка хотела помочь своему брату.
Разделите текст на части. Составьте план этого текста.
Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).
Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.
Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?
Урок 20 (56). Контрольная работа по литературному чтению.
Начните читать текст по сигналу учителя.
Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.
Л. Н. Толстой
***
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.
Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,—нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.
Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.
О ком или о чём рассказывается в данном тексте?
Какова тема произведения:
Об орле?
Об орлятах?
Как орёл накормил своих детей?
Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?
Озаглавьте части.
Напишите, какими качествами характера обладал орёл.
Озаглавьте текст.
Перечислите другие произведения Л. Толстого.
В какой книге можно найти прочитанное произведение Л. Толстого?
Л. Толстой. Рассказы для детей.
Рассказы русских писателей.
Русские народные сказки.
Басни.
Оцените свои ответы:
Какое задание было самым трудным для вас?
Какое задание было самым лёгким для вас?
Урок 30 (98). Контрольная работа по литературному чтению
Начните читать текст по сигналу учителя. Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.
М. Горький
***
Самое лучшее в мире—смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца—ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой—точно говорят мягким теням ночи:
— Не бойтесь—это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
— Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
— Добрый день!—говорит солнце, поднимаясь над морем.—Добрый день, красавицы! Но—довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.
Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).
О начинающемся утре.
О природе.
О солнце.
Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».
Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».
Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.
Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.
Озаглавьте текст.
Создайте текст по аналогии с данным на тему «Вечер».
Оцените свои ответы.
Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым лёгким?
Урок 18 (134). Итоговая контрольная работа по литературному чтению
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.
Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым
или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить
уроки!
К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажныхтетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-залистов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название«тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».
...Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.
Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.
Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.
Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.
Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.
(А. Дитрих, Г. Юрмин)
О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».
О том, почему тетрадку называют тетрадкой.
О том, как делают тетради.
О том, как работают машины, делающие тетради.
О том, какой путь проходит тетрадь.
Придумайте заголовок к этому тексту.
Разделите текст на части, определите микротему каждой части и составьте план.
Запишите три вопроса к данному тексту.
Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.
Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.
Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.
Определите, какое из заданий показалось вам самым сложным, самым лёгким.
Запиши__.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс
КТП по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...
Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта программы начального...
Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"
Предмет: литературное чтениеНазвание учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.Название раздела, темы...
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....
Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.
Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...