Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
статья (1 класс)
Выступление на конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.54 КБ |
Учить решать задачи – учить решать проблемы презентация | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Учить решать задачи – учить решать проблемы
Громова М.В., учитель начальных классов
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Жизнь любого человека – есть решение проблем, которые зачастую мы называем задачами. Жить – значит ставить и решать задачи. И пока человек решает задачи – он существует. Об этом говорил Л.М.Фридман, перефразируя Декарта.
Учит детей решать задачи, и не только математические, это в некотором смысле учить их решать проблемы, учить успешно решать жизненные задачи.
Решение задач в математическом образовании занимает огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей математического развития, глубины освоения учебного материала.
Обучение решению текстовых задач может осуществляться в два этапа: подготовительного и основного. Подготовительный этап по времени занимает первый класс и первую часть второго класса.
Задачи подготовительного этапа:
- формирование умения читать
- формирование необходимых мыслительных операций
- овладение умением участвовать в коллективной деятельности
- формирование представлений о конкретном смысле арифметических действий
- развитие знаково-символической деятельности (действие моделирование)
- развитие логических операций (сравнение, классификация, анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование)
- представление о целом и частях
Если овладение навыком чтения в основном происходит на уроках обучения грамоте и в гораздо меньшей степени на других уроках, то овладение необходимыми мыслительными операциями и навыками мыслительной деятельности происходят при выполнении каждого задания в учебнике математики, в котором это формирование происходит на математическом материале, когда дети активно добывают знания, рассуждают, спорят, выдвигают и обосновывают свои пути решения возникающих проблем, сравнивают свое решение с другими путями и их обоснованиями. В учебнике много и специальных заданий, целенаправленно готовящие детей к специфике работы с задачами. Задания такого типа лучше выполнять, коллективно обсуждая каждый этап развития рассказа, все предложения и дополнения детей.
Все рассказы, предложенные детьми, обязательно нужно обсудить, сравнить с точки зрения их различия и сходства. Этот вид заданий, по существу, является прямым подходом к понятию задачи, т.к. ставит учеников в ситуацию наглядного изображения двух данных и поиска (выбора) соответствующего им искомого.
Разнообразные методические приемы, которые предлагает учебник Н.Истоминой, способствует формированию общих умений решать текстовые задачи, т.е. умению анализировать текст задачи, представить его в виде схематической модели, умению осуществлять поиск пути решения, представлять текст в виде символической модели и проверять правильность решения.
Рассмотрим несколько заданий.
Задание 122.
Здесь дети впервые встречаются с отрезками, как средством моделирования математических понятий. Эта работа очень важна для решения задач, в дальнейшем она дает возможность интерпретировать с помощью отрезков данные в задачи величины, четче представлять взаимосвязи между ними, намечать пути поиска неизвестных.
Задания 266, 267.
На таких задачах дети учатся складывать и вычитать отрезки, усваивают понятие целое и части.
Задание 275.
В ходе выполнения этого задания прослеживается этап усвоения смысла основных математических понятий (сложение, вычитание, увеличить на…, уменьшить на…, разностное сравнение). Такая работа обеспечивает подготовку для овладения умением решать задачи. Таким образом, обучение решению задачи получается быстрее и сознательнее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учить решать задачи – уметь решать проблемы
Задачи подготовительного этапа : Формирование умения читать Формирование необходимых мыслительных операций Овладение умением участвовать в коллективной деятельности Формирование представлений о конкретном смысле арифметических действий Развитие знаково-символической деятельности (действие моделирование) Развитие логических операций (сравнение классификация анализ синтез конкретизация абстрагирование) Представление о целом и частях
1 2 3 4 5 6 Восстановление последовательности по серии рисунков
Составление различных рассказов математического содержания к одному сюжетному рисунку .
Составление математических рассказов по абстрактному рисунку
Завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Технологическая карта урока математики по теме "Учимся решать задачи"
Урок по УМК "Гармония" 3 класс в разделе "Деление суммы на число". Урок применения метапредметных и предметных знаний при решении задач, формирования логических приемов мышления, которые обеспечивали ...
Сборник задач "Учимся решать задачи" ПНШ
Сборник задач №1, №2, №3 "Учимся решать задачи" (всего 24 задачи разного вида). Распечатать и раздать детям как дополнительное пособие по решению разных видов задач...
Урок окружающего мира "Учимся решать жизненные задачи. Как жить без ссор." 1 класс. ОС "Школа 2100"
Этот урок я разработала для своих первоклассников. Класс большой - 31 ученик. Дети разного возраста 6, 7, 8 лет. Из разных социальных слоев, с разным уровнем воспитанности и готовност...
Учимся решать задачи. 4 класс. Задача №247.
Задача №247. 4 класс. 4 четверть....
Учимся решать задачи 4 класс.Задача № 257.
Учимся решать задачи. 4 класс. Задача №257. Учебник М.И.Моро....
Конспект урока математики «Разные задачи. Учимся формулировать и решать задачи» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения решать разные задачи: на определение цены, количества, стоимости; на нахождение площади и периметра, на сравнение. Планируемые результаты:Предметные:...