Внеурочная деятельность "Спидкубинг - интеллектуальная игра"
учебно-методический материал (3 класс)
Как можно развивать логику, память, мышление, прогнозирование, 3-D проектирование, быстроту принятия решения и моторику рук? Представьте, что всё это можно реализовать при помощи всем известной головоломки Кубик Рубика. Меня заинтересовала эта тема и решение пришло само: почему бы не ввести такую внеурочную деятельность.Мы с ребятами научились собирать кубик 2х2х2. Переходим к сборке нестандартного кубика 2х2х2, где цвет один, а форма меняется. Это увлечение достойно внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность "Спидкубинг - интеллектуальная игра" | 28.73 КБ |
Альбом фото участников | 719.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Спидкубинг – интеллектуальная игра»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей – неотъемлемая самостоятельная часть системы образования Российской Федерации. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.
В соответствии с образовательными запросами школьников и родителей нами создана образовательная общеразвивающая программа «Научное общество учащихся «Спидкубинг – интеллектуальная игра». Она призвана обеспечить интеллектуальный рост, развитие творческого потенциала личности через научно-техническую, проектно-исследовательскую деятельность. Основная идея создания программы состоит в том, чтобы объединить обучающихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний в области научно-технических дисциплин.
Актуальность программы. В современном мире компьютерных и цифровых технологий родители стремятся обеспечить своих малышей популярными гаджетами с малых лет. Сегодня дети осваивают телефоны и планшеты раньше, чем начинают говорить. Альтернативой такого увлечения являются различные ментальные головоломки – такие, как кубик Рубика, шахматы. Сборка кубика Рубика быстрее всех – главная задача спидкубинга. Кубик Рубика — уникальный инструмент, который превращается не только в яркую и позитивную игрушку, но и в один из лучших тренажеров для мозга. У этого «магического кубика» нет минусов. Работая с этой головоломкой, ребёнок учится планировать свои действия, за короткий промежуток времени, принимать верные решения. Процесс сборки заставляет мозг активизировать необходимые нервные цепочки, что приводит к их развитию и усовершенствованию. Развивается мелкая моторика. В мозге происходит и планировка последовательности действий на несколько ходов вперёд. Это позволяет удерживать в памяти результат о самых важных действиях. Кубик Рубика — это головоломка, главной фишкой которой является качество высокого интеллекта. Именно это необходимо для тех родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок стал настоящим стратегом и мог чётко планировать и ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», проекта Федерального института развития образования.
Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования. Она представляет собой обучающую систему, реализация которой происходит посредством самостоятельного «открытия» знаний учащимся при управлении его мотивированного обучения педагогом. Функция педагога заключается в организации, координировании, консультировании и контроле процесса обучения.
Программа предназначена для учащихся 3–их классов, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и направлена на личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников, имеющих интерес к научно-исследовательской, проектной деятельности, а также базовые знания в области научно-технических дисциплин в рамках школьного курса.
Программа рассчитана на один год обучения, один раз в неделю по 2 часа. Всего 68 часов. Распределение часов может меняться в зависимости от ситуации и желания педагога.
При реализации программы осуществляются следующие идеи и принципы педагогики:
- индивидуальный подход,
- принцип природосообразности обучения и воспитания,
- развития личности (учитываются качества: уровень воспитанности и опыта, темперамент, характер, способности, особенности психических процессов),
- гуманизма: ученик – личность, обладающая качествами самобытности и уникальности,
- демократизация педагогических отношений – основа формирования демократической личности.
Для успешной реализации программы созданы необходимые материально-техническая и методическая базы.
Количественный состав в учебной группе не более 10 человек.
Структура программы четкая, указаны цели, задачи с учетом возрастных и психологических особенностей детей, основные условия реализации целей, сроки работы педагога по данной программе.
Основная цель программы – развитие умения собирать кубик Рубика и его разновидности посредством применения различных алгоритмов решения головоломки и основ спидкубинга, когнитивное, спортивное развитие ребенка и его активная социализация.
Задачи:
Воспитательные:
1.Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
2. Поддержка досуга детей и новых форм дополнительного образования.
Обучающие:
1. Знакомство с малоизвестными фактами из истории кубика Рубика, алгоритмами его сборки, его новыми модификациями и другими головоломками.
2. Научиться собирать кубик на скорость и участвовать в соревнованиях.
3. Создавать условия для развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании.
4. Формирование здорового и безопасного образа жизни.
Развивающие:
1.Выявление и развитие творческого интереса, способностей и умений у учащихся.
2.Содействовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, волевой, духовной сферы личности ребенка.
3. Способствовать социализации учащихся и профессиональному самоопределению.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, отраженный в Стандарте образования.
Ожидаемый результат реализации программы: повышение уровня подготовки школьников по предметам научно-технического цикла и формирование исследовательской компетентности. Личные качества формируются в процессе научно-исследовательской деятельности, во владении специальными знаниями, умениями и навыками, в способности к творческой деятельности; а также развитие интеллектуальной культуры учащихся – личностного образования, характеризующегося мерой освоения духовного богатства и представляющей собой:
- совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей;
- осознание и освоение научно-технических знаний на уровне фактов, понятий, теорий, алгоритмов;
- умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического освоения деятельности;
- активного стремления и умения учиться и пополнять знания;
- творческого подхода к любому делу.
Ожидаемым результатом реализации программы является также формирование у школьников ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных и здоровьесберегающих. Цели и задачи программы «Научное общество учащихся «Спидкубинг – интеллектуальная игра» могут быть достигнуты при регулярном посещении занятий обучающимися в течение курса.
Учебный план обучения
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. Что такое спидкубинг? (Входное тестирование) | 2 | 1 | 1 | |
I | Основы спидкубинга | 6 | 3 | 3 | |
2 | Основные термины и понятия спидкубинга. Метод сторителлинга (рассказывания историй, или сказок), состоящий из 8 этапов. | 2 | 2 | ||
3 - 4 | Виды головоломок. Сборка белой стороны и 1-ого пояса кубика Рубика 2х2 | 4 | 1 | 3 | |
II | Изучение алгоритмов сборки кубика Рубика 2х2 разной направленности | 27 | 5 | 22 | |
5 - 6 | Сборка желтой стороны и 2-ого пояса кубика Рубика 2х2. | 4 | 1 | 3 | |
7 | Личные рекорды. Отработка быстрой сборки кубика 2х2. Фиксирование достижений каждого в личную лесенку успеха. Создание видеоролика «Спидкубинг – это здорово!» | 4 | 1 | 3 | |
8 | Обгонялки. Улучшение личных рекордов в первенстве среди всех участников обучения. Выявление лидеров. | 1 | 1 | ||
9 | Отработка сборки кубика одной рукой. | 4 | 4 | ||
10 – 11 | Отработка скоростной сборки кубика 2х2. Личные рекорды. Лесенка успеха. Анкетирование детей. | 6 | 2 | 4 | |
12 –13 | Сборка золотого кубика 2х2, меняющего форму. Обработка анкетирования. | 4 | 4 | ||
14 – 15 | Слепая сборка кубика 2х2. Создание проекта «Спидкубинг – проводник успеха в учебе». | 4 | 1 | 3 | |
III | Изучение алгоритмов сборки кубика Рубика 3х3 разной направленности | 24 | 5 | 19 | |
16–17 | Сборка белой стороны и 1 и 2-ого поясов кубика Рубика 3х3 | 4 | 1 | 3 | |
18–19 | Работа на опережение. Техника сборки кубика Рубика 3х3 3 слоя и жёлтой стороны. Соревнование «Мгновение» на самый быстрый результат с занесением в табель и лесенку личного успеха. | 8 | 2 | 6 | |
20–21 | Отработка скоростной сборки кубика 3х3. Личные рекорды. Лесенка успеха. | 4 | 1 | 3 | |
22–23 | Сборка кубика 3х3 одного цвета, но разные по форме. | 4 | 4 | ||
24–25 | Слепая сборка кубика Рубика 3х3. | 4 | 1 | 3 | |
IV | Куб Арт. Сборка узоров на кубике и составление простейших картинок из кубиков. | 6 | 1 | 5 | |
26 | Узоры на кубике Рубика. Глаз | 1 | 1 | ||
27 | Узоры на кубике Рубика. Шахматы | 1 | 1 | ||
28 | Узоры на кубике Рубика. Буква «Т» | 1 | 1 | ||
29 | Узоры на кубике Рубика. Буква «П» | 1 | 1 | ||
30 – 31 | Знакомство с техникой составления картинок из нескольких кубиков. На их основе создание презентации «Куб Арт – коллективное увлечение». | 2 | 1 | 1 | |
V | Обобщение опыта. Подведение итогов. | 3 | 3 | ||
32 | Итоговое соревнование по спидкубингу (поселок городского типа Тучково) | 1 | |||
33 | Обобщение опыта, диагностика достижений каждого, оформление портфолио за год. (Итоговое тестирование) | 1 | |||
34 | Итоговое занятие НОУ. Внеклассное мероприятие «Спидкубинг в моей жизни». (достижения в скорости сборке, в учебе, во взаимоотношениях с детьми) Пожелания НОУ «Спидкубинг – интеллектуальная игра» | 1 | |||
Итого | 68 | 15 | 23 |
Содержание программы
Вводное занятие. Что такое спидкубинг? (Просмотр презентации и видеоролика). Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы. Водная диагностика. Решение организационных вопросов.
I. Основы спидкубинга.
Теория: Ознакомление с основными понятиями спидкубинга, видами головоломок, устройством кубика Рубика (центр, ребро, угол; название сторон и их обозначение; перехват, штрихи и число2 в скрамблах – последовательности ходов). Ознакомление с методом исследований и проектов, как одной из форм образовательных технологий.
Практика: Вводное тестирование. Тренинги. Ознакомление с методом сторителлинга в ходе деловой игры. Ознакомлением с правилом сборки верхней стороны (белой – «крыша» дома) кубика Рубика 2х2 и первого пояса одновременно.
II. Изучение алгоритмов сборки кубика Рубика 2х2 разной направленности.
Теория: Ознакомление с алгоритмом сборки кубика 2х2 2-ого пояса и жёлтой стороны (низ – пол дома, прием «пиф-паф»), скоростной сборки кубика 2х2 и слепой сборки. Ознакомление с методом обработки данных анкетирования и созданием диаграмм. Ознакомлением с методикой создания видеоролика.
Практика: Сборка желтой стороны и 2-ого пояса кубика Рубика 2х2. Отработка быстрой сборки кубика 2х2. Ознакомление с методом сторителлинга (дом, крыша, свет, пол) в ходе практической работы – сборка кубика 2х2: скоростная, сборка одной рукой, слепая сборка и сборка золотого кубика, меняющего форму. Создание видеоролика «Спидкубинг – это здорово!». Анкетирование детей для выявления улучшения способности в обучении (память, внимание, логика) с почки зрения учеников (самоанализ), занесение результатов в личные достижения – лесенка успеха. Коллективная работа – создание проекта «Спидкубинг – проводник успеха в учебе». Соревнование среди участников группы на скорость сборки кубика 2х2.
III. Изучение алгоритмов сборки кубика Рубика 3х3 разной направленности.
Теория: Ознакомление с понятиями: «правильный крест», «палочка» «галка», «глаз», «правая рыбка», «левая рыбка», «глаза», «уши», «восьмерка», «двойные глаза», «вертолет», «треугольник», «саночки», «крест сторон». Заучивание скрамблов и умение находить их в своих вариантах сборки кубика.
Практика: Отработка пошаговой и быстрой сборки кубика Рубика 3х3. Сборка серебристого кубика 3х3, меняющего форму, и слепая сборка кубика Рубика 3х3на практических занятиях. Отработка быстроты реакции, работы на результат: самоконтроль и самоанализ в ходе соревновательной деятельности; личностный рост, отражающийся в лесенке успеха каждого обучающегося (психологический комфорт на занятиях).
IV. Куб Арт. Сборка узоров на кубике и составление простейших картинок из кубиков.
Теория: Ознакомление с понятием Куб Арт, техникой выполнения сборки узоров на кубике Рубика 3х3, прием деления картинки на квадратики и выделение цветовой гаммы, сборки одной грани кубика в нужном рисунке и составление из таких кубиков-заготовок единой картинки в коллективном творчестве. Осмысление изученного материала в данном разделе и отбор для создания презентации «Куб Арт – коллективное увлечение». Формирование эстетического восприятия – «не только быстрота, но и красота» – девиз другого направления спидкубинга.
Практика: Выполнение при сборке кубика Рубика 3х3 различных узоров. Освоение на практике техники деления картинки на квадраты и выделение в каждом цветовой гаммы; составление из заготовок единого целого – картинки. Создание презентации, раскрывающей изобразительные и эстетические возможности другого направления спидкубинга.
V. Обобщение опыта. Подведение итогов.
Теория: Обобщение опыта, полученного в ходе изучения данного курса; самоанализ деятельности и личностного роста учащихся. Итоговое тестирование. Ознакомление с методом
портфолио, как одной из форм образовательных технологий, показывающий диагностику всей группы в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Практика: Участие в соревнованиях муниципального уровня. Оформление и демонстрация личных портфолио. Итоговое тестирование. Презентация выполненных проектных и исследовательских работ в форме конференции «Старт в науку!». Внеклассное мероприятие «Спидкубинг в моей жизни».
Список литературы:
- Станислав Баранов, Кубик Рубика. Спидкубинг: Метод новичка – читать онлайн полностью – ЛитРес объём 36 страниц https://www.litres.ru/stanislav-baranov/kubik-rubika-spidkubing-metod-novichka/chitat-onlayn/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxNzQ0MzIyMTs3Mzc0Mzk1NjAyO2dvLm1haWwucnU6Z3VhcmFudGVl&yclid=5206801000653166864&utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_campaign=DSA_~402475360%7C17443221&utm_term=&utm_content=v2%7C%7C7374395602%7C%7C547796%7C%7C%7C%7C4%7C%7Cother%7C%7Cgo.mail.ru%7C%7Csearch%7C%7Cno&k50id=01000000547796_%D0%92%D1%81%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B
- Алексей Баранов «Блаинд 3х3х3 за месяц. Спидкубинг: сборка с закрытыми глазами» 2019 ISBN 978-5-4493-5189-0 Объем: 60 стр,
- Станислав Баранов «Метод Фридрих за месяц: F2L. Спидкубинг: Учим F2L (часть 1 и 2)» Объем: 80 стр.
- ФОКУСЫ С КУБИКОМ РУБИКА КОТОРЫЕ ВЗОРВУТ МОЗГ - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=bE3ud9y1NfE
- Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет https://studfiles.net/preview/5702358/
- Категория:Терминология — Speedcubing Wiki
- Тесты для диагностики интеллекта и умственного развития методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене
Литература (видео уроки) для детей и родителей:
- Узоры для кубика Рубика https://soberi-kubik.ru/uzor
- Учимся собирать кубик Рубика http://maximchechnev.com/video-tutorials/3x3/
- Учимся собирать кубик Рубика вслепую http://maximchechnev.com/video-tutorials/blind/
- Очень простой способ собрать кубик Рубика. 3-й этап. Максим Чечнёв https://ok.ru/video/282042831267
- Самый простой способ собрать кубик Рубик 3х3. Схемы сборки кубика Рубика 3х3 пошагово. Методы сборки кубика Рубика 3х3, Джессика Фридрих, Максим Чечнёв https://luckclub.ru/kubik-rubika-shemy-sborki-kubika-rubika-3h3-dlya-nachinayushhih-metody-sborki-maksim-chechnev-i-dzhessika-fridrih
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спидкуберы , вперёд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"
Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление....
«Интеллектуальные игры» (7-10 лет ) программа внеурочной деятельности
На сегодняшний день в программе по математике существует проблема. В программу включены задания повышенной сложности, много логических заданий. Во время урока часть заданий ...
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по математике» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по математике» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку
Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:• повысят общую языковую культуру;•...
Конспек по внеурочной деятельности. Интеллектуальная игра на 8 марта
Конспект по внеурочному занятию на 8 марта. 3 класс...