Использование технологии критического мышления на уроках.
учебно-методическое пособие
Очень важно уделять значительное внимание в ходе уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование элементов технологии критического мышления позволяют это сделать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления на уроках.
Приняв развитие мышления учащихся на уроке за приоритетное направление в своей педагогической деятельности, я обрела собственный смысл взаимодействия с учениками. Главным становится передача средств познания, т.е. методологии истории. Образно говоря - мои ученики получают «удочку», которую, согласно японской пословице, должен передать учитель, а «рыбу» они теперь могут ловить сами. Этой «удочкой» являются приёмы критического мышления.
О технологии критического мышления я узнала, посещая открытые уроки коллег. Понравилась сама психология критического мышления – это направленное мышление. Помысли одного из авторов этой технологии Д. Халперна: «Критическое мышление – эти использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получение желаемого конечного результата». Я изучила литературу по этой теме: наиболее часто в практической деятельности обращаюсь к книге Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», М.: Просвещение, 2004г. И пришла к выводу, что критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Данная технология позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В основе данной технологии лежит дидактическая закономерность – « вызов – осмысление – рефлексия».
Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, которой пользуюсь и я, состоящая из трёх стадий. Первая стадия – вызов. Задача фазы: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Главное – добиться того, чтобы ученики поняли. Что данная тема имеет непосредственное отношение к их реальной жизни.
Вторая стадия – осмысление. Это ведущая стадия в построении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний «старых» к знаниям «новым». Ученики читают (слушают) текст, используя активные методы чтения, делают пометки на полях, или ведут записи по мере осмысления информации.
Третья стадия – рефлексия: Задача фазы: Возвращение к первоначальным записям, предположениям; происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации; формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу; происходит поиск тем для дальнейшей работы.
И всё же главным остаётся живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создаётся атмосфера сотрудничества и творчества. На каждой стадии урока я использую определённые приёмы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
Приведу примеры приёмов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую в своей практике на уроках, классных часах, в творческих делах:
- Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный приём может быть использован как в индивидуальной, так и групповой работе, на любой из трёх стадий.
- Синквейн. Стихотворение – пятистишье
- Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
- Чтение со стопами. Учащиеся читают определёнными кусками, а после прочтения отвечают на вопросы учителя и только после этого читают дальше. Вопросы должны подталкивать учащихся анализировали и интерпретировали информацию, выдвигали собственные предположения.
- Инсерт – чтение с пометками: «V»-уже знал, «+» - новое, «-» -думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.
Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста.
- Дерево предсказаний. «Ствол дерева»-тема, «ветви»- предположения, «листья» обоснования этих предположений.
- «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Как звали…? Верно ли…? И др. | Дайте три объяснения, почему… Почему вы думаете….? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? |
- Сводная таблица.
- Стратегия «Идеал»:
И- идентифицируй проблему
Д- доберись до сути
Е- есть варианты решения!
А- а теперь за работу!
Л- логические выводы
Есть ещё другие интересные приёмы этой технологии, применяя которые я сделала свои уроки более увлекательными, содержательными и результативными.
Очень важно уделять значительное внимание в ходе уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование элементов технологии критического мышления позволяют это сделать. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, побуждаю ученика играть активную роль на уроке и быть уверенным в себе. Ученики на моих уроках активно участвуют в разговоре, выдвигают свои версии не боясь ошибиться. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить в...
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...