«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
статья (2 класс) по теме
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- социальной компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 659.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНЯ ШКОЛА №110
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Председатель методического объединения начальных классов,
учитель первой категории
Лукъянчикова Галина Александровна
г. Ростов-на-Дону
2012 – 2013 учебный год.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.
Нас заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые используются на наших уроках.
Напомню, базовая модель этой технологии из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Цели и задачи этапов (стадий) технологии РКМЧП
Какими приёмами ТРКМ пользуемся на уроках в начальных классах? На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний.
К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»
На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанию в учебнике проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:
Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:
№ опыта | Содержание опыта | Результат опыта |
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
Приём «Бортовой журнал».
Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками. В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?
Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника.
Что я знаю по данной теме? | Что я узнал нового из текста по изучаемой теме? | Пометки |
Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 2 класса в ходе изучения древнерусских былин.
1.Илья. 2. Сильный, мужественный. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Он - Ге рой!
| 1. Святогор. 2. Могучий, храбрый. 3. Встретил, побратался, умер 4.Обладал волшебной силой. 5. Богатырь. Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы
|
Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.
В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Для маркировки текста используем следующие знаки.
Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир». 1 класс, по теме «Осень- природа готовится к зиме»
Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.
ВОТ ПРИМЕР УРОКА В 3 КЛАССЕ
ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»
Что знаем | Хотим узнать | Что нового узнали |
*Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. | *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? | ? |
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным тестом | Взаимообучение | Урок-исследование |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. | Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. | Верные- неверные суждения; корзина идей и т.д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. | Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика) | Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | Предсказание |
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
Мы рассмотрели лишь некоторые приемы из множеств приёмов этой технологии.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления .
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.
Источники информации
- Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
- Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
- Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
- Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.- №4.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
- Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »
Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.
Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в физике: квант – наименьшее количест...