Стать "Обучение грамоте"
статья (1 класс)

Хлюпина Галина Евгеньевна
Методика обучения грамоте — это раздел методики обучения русскому языку, который изучает методы формирования у детей элементарных умений в области чтения и письма (грамота — умение читать и писать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методика обучения грамоте20.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ№6» г. Касимова Рязанской  области

   

 

Методика обучения грамоте.

(из опыта работы Хлюпиной Г.Е.

учителя начальных классов)

2019 год.

   

 Методика обучения грамоте — это раздел методики обучения русскому языку, который изучает методы формирования у детей элементарных умений в области чтения и письма (грамота — умение читать и писать).

    В период обучения грамоте формируются и совершенствуются такие виды речевой деятельности , как чтение, письмо, говорение и слушание.

   Звуковой  метод появился во второй половине 19 века, основоположником был К.Д Ушинский. Звуковым он назван так, потому что в обучении грамоте первичен звук, а буква вторична. Звуковой метод ещё называют аналитико-синтетическим, так как на уроках обучения грамоте осуществляется два вида деятельности: анализ и синтез.

а)Анализ -  разделение целого на части.

б)Синтез - составление целого из частей.

   Отличительными чертами этого метода являются:

1.Чтение и письмо происходит одновременно.

2.Основным видом работы на уроке является работа над звуками.

3.Действует слоговой принцип чтения (за единицу чтения принят слог).

4.Метод носит развивающий и воспитывающий характер.

   Аналитико-синтетический метод обрёл современные черты и это заключается в индивидуальном и дифферинцированном подходе  обучения, наличием пропедевтической работы ( подготовка к деятельности), учитывает взаимосвязь всех сторон языка.

   Процесс обучения грамоте делится на подготовительный период, основной и послебукварный.

   Подготовительный период:

1.Выделение на слух из речевого потока целого предложения и запись его графически с помощь схемы.

2.Определение количества слов в предложении.

3.Выделение слов из предложения  и  деление их на слоги.

4.Определение ударного сга.

5.Распознавание гласных и согласных звуков.

   Основной период:

1.Изучение остальных букв.

2.Формирование умения различать звуки и буквы.

3.Формирование плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

   Послебукварный период.

Основная задача этого период — совершенствование навыка чтения и письма, выработанных в букварный период. Ученики закрепляют навык чтения и постепенно переходят на осмысленное и объяснительное чтение. Работа по формированию первоначального навыка чтения состоит из нескольких компонентов:

1.Зрительный - опознание букв, слогов.слов.

2.Речедвигательный - буква преобразуется в звук с помощью речедвигательного аппарата.

3.Речеслуховой — восприятие прочитанного на слух.

4.Смысловой — понимание прочитанного.

   Из опыта своей работы в школе у меня сформировался алгоритм чтения слогов-слияния.

- Смотрю на слог СА, узнаю букву Н, предполагаю, что она может обозначать звук «Н» или «НЬ».

- Настраиваюсь артикуляционно  произнести этот звук.

- Перевожу взгляд на вторую букву А, которая указывает на твёрдость предшествующего согласного звука.

- Вновь возвращаюсь к первой букве и произношу слияние всего слога СА.

При этом используется протяжное чтение. Ученик длительно тянет согласный звук всё время, пока угадывает следующий гласный. Как только узнан следующий  гласный звук , ученик не прерывая голоса произносит слог-слияние. Для эффективной работы  по формированию слогового чтения использую различные приёмы:

а)Чтение по подобию.

б)Слоговые таблицы.

в)Чтение цепочек.

г)Приёмы договаривания, дочитывания слогов до целого слова.

д)Изографы.

е)Игровые приёмы.

   Работа , проводимая в период обучения  грамоте, приносит высокие результаты , если  систематически , планомерно, используя  творческий  потенциал , формируя ситуацию успеха и позитивное отношение к учению, идти к поставленным целям.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Мои грамоты и грамоты моих учеников

Мои грамоты и сертификаты...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...