Стать "Обучение грамоте"
статья (1 класс)
Методика обучения грамоте — это раздел методики обучения русскому языку, который изучает методы формирования у детей элементарных умений в области чтения и письма (грамота — умение читать и писать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика обучения грамоте | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ№6» г. Касимова Рязанской области
Методика обучения грамоте.
(из опыта работы Хлюпиной Г.Е.
учителя начальных классов)
2019 год.
Методика обучения грамоте — это раздел методики обучения русскому языку, который изучает методы формирования у детей элементарных умений в области чтения и письма (грамота — умение читать и писать).
В период обучения грамоте формируются и совершенствуются такие виды речевой деятельности , как чтение, письмо, говорение и слушание.
Звуковой метод появился во второй половине 19 века, основоположником был К.Д Ушинский. Звуковым он назван так, потому что в обучении грамоте первичен звук, а буква вторична. Звуковой метод ещё называют аналитико-синтетическим, так как на уроках обучения грамоте осуществляется два вида деятельности: анализ и синтез.
а)Анализ - разделение целого на части.
б)Синтез - составление целого из частей.
Отличительными чертами этого метода являются:
1.Чтение и письмо происходит одновременно.
2.Основным видом работы на уроке является работа над звуками.
3.Действует слоговой принцип чтения (за единицу чтения принят слог).
4.Метод носит развивающий и воспитывающий характер.
Аналитико-синтетический метод обрёл современные черты и это заключается в индивидуальном и дифферинцированном подходе обучения, наличием пропедевтической работы ( подготовка к деятельности), учитывает взаимосвязь всех сторон языка.
Процесс обучения грамоте делится на подготовительный период, основной и послебукварный.
Подготовительный период:
1.Выделение на слух из речевого потока целого предложения и запись его графически с помощь схемы.
2.Определение количества слов в предложении.
3.Выделение слов из предложения и деление их на слоги.
4.Определение ударного сга.
5.Распознавание гласных и согласных звуков.
Основной период:
1.Изучение остальных букв.
2.Формирование умения различать звуки и буквы.
3.Формирование плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.
Послебукварный период.
Основная задача этого период — совершенствование навыка чтения и письма, выработанных в букварный период. Ученики закрепляют навык чтения и постепенно переходят на осмысленное и объяснительное чтение. Работа по формированию первоначального навыка чтения состоит из нескольких компонентов:
1.Зрительный - опознание букв, слогов.слов.
2.Речедвигательный - буква преобразуется в звук с помощью речедвигательного аппарата.
3.Речеслуховой — восприятие прочитанного на слух.
4.Смысловой — понимание прочитанного.
Из опыта своей работы в школе у меня сформировался алгоритм чтения слогов-слияния.
- Смотрю на слог СА, узнаю букву Н, предполагаю, что она может обозначать звук «Н» или «НЬ».
- Настраиваюсь артикуляционно произнести этот звук.
- Перевожу взгляд на вторую букву А, которая указывает на твёрдость предшествующего согласного звука.
- Вновь возвращаюсь к первой букве и произношу слияние всего слога СА.
При этом используется протяжное чтение. Ученик длительно тянет согласный звук всё время, пока угадывает следующий гласный. Как только узнан следующий гласный звук , ученик не прерывая голоса произносит слог-слияние. Для эффективной работы по формированию слогового чтения использую различные приёмы:
а)Чтение по подобию.
б)Слоговые таблицы.
в)Чтение цепочек.
г)Приёмы договаривания, дочитывания слогов до целого слова.
д)Изографы.
е)Игровые приёмы.
Работа , проводимая в период обучения грамоте, приносит высокие результаты , если систематически , планомерно, используя творческий потенциал , формируя ситуацию успеха и позитивное отношение к учению, идти к поставленным целям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Мои грамоты и грамоты моих учеников
Мои грамоты и сертификаты...
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...