Разработка урока "Н.Носов " На горке"
план-конспект урока (2 класс)

 Поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishtanova_anastasiya_mihaylovna.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Иштанова Анастасия Михайловна

учитель начальных классов
МБОУ «Старо-Гришкинская ООШ»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока:  Умел ошибиться – умей и исправиться. Н.Носов «На горке»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецким.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- Девиз нашего урока сегодня: «Умел ошибиться – умей и исправиться».

Девиз записан (напечатан) на доске.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного чтения сегодня?

- Чьи ошибки мы будем исправлять?

Памятка «Правила общения» (напечатать)

- Называй собеседника по имени.

- Не перебивай собеседника.

- Говори чётко, внятно, понятно.

- Если не понял, переспроси.

- В разговоре участвует каждый.

- Не смейся над чужими ошибками.

- Будь доброжелательным.

- Умей слушать, не отвлекайся.

Возможные ответы:

        - работать над ошибками,

        - находить ошибки,

        - исправлять ошибки,

Предполагаемые ответы учеников: 

        - свои,

        - других людей.

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- А помогут нам герои произведения Николая Николаевича  Носова «На горке».

Тема урока записывается на доске.

Какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?

Прочитайте заглавие произведения и внимательно рассмотрите иллюстрацию.

Предположите , о чем вам хочет рассказать автор?

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки.

Все варианты записать на доске.

Обращение к ключевым словам. Чтение « Пирамиды слов».

Прочитайте ключевые слова: ( На доске)

горка

дети

хитрый Котька

дворницкая

на четвереньках

Значение какого слова необходимо объяснить?

Дворницкая- помещение,  в   котором хранит дворник приспособления для уборки территории.

На четвереньках- стоять на обеих руках, опираясь на ладони,  и на обеих ногах, опираясь на колени.

2.    Постановка цели

- Какую цель мы поставим? (Проверить наши предположения)

Рассказ. Нет сказочного начала, герои произведения обычные дети. Нет волшебных слов: в тридевятом царстве, жили-были и нет сказочных героев.

- об играх детей

- может кто-то из ребят обидел другого

- кто - то совершил ошибку

Возможные варианты:

        дети                                                               обидели товарища                                                              обидели младших                                                            нарушили правила техники безопасности

и т.д.

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Приводить доказательство (Познавательные УУД

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

2. Беседа по содержанию текста

- Понравилось произведение?

- Кто понравился?

- Что именно понравилось в ребятах?

- А все ли ребята были такие?

- Кого вы имеете в виду?

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?

- А в конце рассказа Котька изменился?

- Кто ему помог измениться?

III. Работа с текстом после чтения

1. Смысловая беседа по тексту

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

-Так кто же  совершил ошибку?

-Какую ошибку он совершил?

-Исправил он свою ошибку?

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

 Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Ответы учеников.

-Да.

-Например, ребята

-Они трудолюбивые, дружные…

-Нет

-Котьку

-Хитрый

-Да

-Ребята

-Котька

-испортил горку

- он исправил свою ошибку

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

  1. Концептуальная беседа

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение?

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока

- Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения?

- Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль сказки.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4. Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Умел ошибиться - умей и исправиться.

2. 2. Творческое задание

2.1. Составить план (фронтальная работа).

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Посмотрите на них и сейчас у вас есть к данному рассказу на столе карточки. Работаем в парах.

На этих карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив карандашом.

Примерный план ( перевернуть  потом на доске):

1.Строительство горки ребятами. (прочитать…)

2. Хитрец на скользкой горке.      (прочитать…)

3. Котька посыпает горку песком.  (прочитать…)

4. Ребята заставили товарища работать.  (прочитать…)

5.Котьке понравилось трудиться. (прочитать…)

Высказывают своё мнение.

«Умел ошибиться – умей и исправиться»

Выполняют работу с карточками с иллюстрациями. Работают в паре 3 мин.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для  составления плана.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

III. Рефлексия

1.

- На этом урок наш закончен.

- Что учились делать на уроке?

- Герои какого произведения нам в этом помогали?

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

2.  

У каждого на парте  лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней слова, которые помогают нам совершать только хорошие поступки. А сейчас мы с вами построим свою горку- «Гора добрых поступков»

3.Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

 

 

Приложение1.

На горке

  Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка и замерзнёт. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

(Предположите, что могло случиться, пока ребята ходили обедать?)

   Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый был! (Какой вопрос вы зададите автору? Почему Котька хитрый? Как вы сами думаете?) Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. (Предположите, что чувствовал Котька, сидя дома. Зависть). Ему ребята кричали, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. (А на самом деле, почему Котька не помогал ребятам строить горку, как вы думаете?) А когда ребята ушли, он быстро  нацепил коньки и выскочил во двор. И  коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь!

Только полез на горку - бух носом! (Что произошло? Он упал.)

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал:

(Предположите, что мог придумать Котька? Проверим предположение.)

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой (помещение для дворника). Нашел ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

(Как вы думаете, смог он скатиться? Нет. Почему не смог? По песку коньки не скользят.)

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! (Подтвердилось наше предположение? Да.) Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

(Попробуйте ответить на вопрос Котьки.)

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? (Предположите, сознался Котька или нет).

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться. (Узнали? Сознался Котька? Да.)

- Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься?

- Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом! (Какой вопрос вы зададите автору? Зачем снегом посыпать песок? Как вы сами ответите? Проверим.)

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

Разработка урока "Н. Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с презентацией...

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....

Разработка урока Носов " На горке ".

Разработка урока  Носов " На горке "....

разработка внеклассного мероприятия "Красная горка"

мероприятие разработано с целью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры....