Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._nosov.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 2 класс. Л. Ф. Климанова

Н. Носов « На горке»

Цель: создать условия для осознанного восприятия литературного произведения.

Тип урок: «открытие» нового.

Задачи:

                 образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;
  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

                  развивающие:

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младшего школьника: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь её анализировать;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • помочь учащимся осознавать нравственную и личностную значимость нового материала;

             воспитательные:

  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • содействовать воспитанию в детях чувства взаимопомощи;

      Методы обучения: стимулирования мотивации учащихся, проблемный, моделирование.

     Формы организации:  индивидуальная, фронтальная, групповая.

     Средства обучения:  Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; презентация к уроку, раздаточный материал, проектор, экран.

                        Технологическая карта урока

п\п

Ход урока

Формируемые УУД

Название этапа урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.

Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(регулятивные УУД)

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные УУД)

Речевая разминка.

- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Представьте, что к вам на варежку упало много-много снежинок. Давайте их сдуем.

Сделайте вдох и подуйте на них, чтобы они улетели.

  • Дыхательная гимнастика (Слайд 1)

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

2.

Актуализация знаний.

Слайд 2.

- Кого вы видите на экране? (Незнайка)

- А кто его придумал? (детский писатель Н.Носов)

- Что вы знаете о Н.Н. Носове?

(он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).

- А любит ли Незнайка читать? (нет, потому что он ничего не знает, он ленится)

- А вы любите? (да)

- Давайте вспомним, какие произведения Н.Носова вы читали дома.

Слайд 3

- Из каких произведений эти иллюстрации? («Живая шляпа», «Затейники»)

обобщение знаний учащихся, (познавательные УУД)

3.

Постановка учебной задачи. «Вызов».

Слайд 4.

- Выберите группу слов, относящихся к одному прочитанному произведению Н.Носова (Котенок-шляпа-комод: «Живая шляпа»; волк-домик под столом-игра: «Затейники»).

- Какие слова остались? (На горке-снег-песок)

- Как вы думаете, что их может связывать? (автор, одно произведение, одна история)

- Можно ли на горке зимой увидеть снег и песок? (возможно)

- Давайте проверим ваши предположения. Угадайте еще одно название произведения Николая Носова.

Слайд 5.

(«На горке»)

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познавательные УУД)

4. \

5.

6.

7.

Построение проекта выхода из затруднения. «Осмысление»

Первичное закрепление во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой

Включение в систему знаний и повторение

  1. Чтение текста учителем.

- Я буду читать с остановками, а вы слушайте очень внимательно.

В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:

(1 остановка после предложения – А после обеда мы придём с санками и будем кататься.)

- Что делали ребята?

- Как?

- Когда была готова горка?

- Что будет дальше?

( 2 остановка после предложения – «Что делать?» - думает.)

- Что вы узнали о Котьке? Почему он не пошёл помогать ребятам?

- Зачем Котька вышел во двор?

- Удалось ему покататься? Почему?

- Что он придумает?

- (3 остановка после предложения – Видят - горка песком посыпана.)

- Что же придумал Котька?

- Почему эта выдумка не помогла ему прокатиться?

- Что же скажут ему ребята?

- (4 остановка после предложения – «Бери сейчас же лопату»).

- Для чего Котьке лопата?

- (5 остановка – окончание).

-  Так для чего же Котьке нужна была лопата?

-  Зачем он сделал ступеньки?

После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы:

- Понравилось ли вам произведение Николая Носова?

-Какой момент вам больше всего запомнился?

- Какое настроение  вызывает это произведение? Почему?

- А вы стоили сами горку? Рукам было холодно? (строили, руки замерзали)

- Давайте согреемся.

Физминутка.

- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

- Прежде чем начнём читать рассказ,  давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

Словарная работа.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ

НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?)
СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

  1. Чтение учащимися текста по цепочке.

 - Проверим, насколько внимательно вы прочитали текст.

Я читаю вам высказывание, а вы в табличку ставите «плюс» - если согласны, или «минус» - если не согласны:

  1. Ребята во дворе строили горку.
  2. Главного героя звали Мишка Чижов.
  3. Мальчик не мог забраться на горку, так как она была скользкая.
  4. Чтобы не падать он посыпал её солью.
  5. Ребятам снова пришлось заливать горку.
  6. Котька сделал ступеньки.

Проверка выполнения задания. Слайд 6.

(таблица)

  1. Работа в группах.

Каждой группе предстоит выполнить задание по тексту.

1 группа. Художник нарисовал к этому рассказу рисунки, расставьте их в порядке, в каком происходят события в тексте и подберите подписи к этим картинкам. Какого рисунка не хватает?

2 группа. Выберите слова, характеризующие главного героя. Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

хитрый                            честный

справедливый                ленивый

сообразительный          заботливый

3 группа. Выберите пословицу, которая наиболее подходит  к тексту и объясните свой выбор.

«Друзья познаются в беде».

«Умел ошибиться - умей и исправиться».

«Делу время – потехе час».

«Поспешишь – людей насмешишь».

«Семь раз отмерь – один раз отрежь».  

Проверка выполнения задания (по 1 ученику от группы).

 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познаватель

ные УУД)

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока

(познавательные УУД)

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

(познавательные УУД)

- умение договариваться, находить общее решение (коммуникативные УУД).

8

Рефлексия деятельности

- Вспомним начало урока. Что же связывает слова: на горке-снег-песок (слова из одного произведения)

- Как называется произведение? («На горке»)

- Кто его написал? (Николай Носов).

- Кто  же помог Котьке стать лучше?
- Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?

- А у вас были в жизни такие ситуации?

- Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему?

- Чему учит нас этот рассказ? (уметь признавать свои ошибки и исправлять их)

- оценивают  поступки героев литературного произведения и свои собственные с точки зрения моральных норм

(личностные УУД)

Домашнее задание

- Ребята, для чего составляют план текста? (С помощью плана легко пересказать).

- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задания. Выберите для себя одно из них.

Если выбираете пересказ от  лица Котьки, то начните так: «Однажды зимой, я посмотрел в окно и увидел, как ребята…»

- Вам понравилось работать на уроке?

- У вас на партах лежат снежки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самый большой снежок. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите снежок по-меньше.

- А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежки. Хорошая горка получилась!

 

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....