Формирование познавательных УУД младших школьников путем развития интереса к учебной деятельности
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
проблема – как обеспечить более интенсивное и результативное развитие школьника, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка внутреннее побуждение к знаниям, желание самореализации и самосовершенствования.
Объектом исследования является процесс обучения. Предмет исследования : становление и развитие учебной мотивации и формирование познавательных УУД младших школьников в процессе обучения. Цель работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников, что в свою очередь будет способствовать формированию познавательных УУД Задачи исследования: 1. Изучить накопленный опыт исследования проблемы развития мотивации учения у младших школьников; 2. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению; 3. Изучить ФГОС 2 поколения с точки зрения рассматриваемой проблемы 4. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогических средств обучения и воспитания на уроках, обеспечивающую развитие мотивации и способствующую формированию познавательных УУД;
Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников, пройдет более успешно, если будут соблюдены следующие условия: обеспечение реальных возможностей проявления субъектного опыта учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации; использование соревнования на всех этапах урока; использование системы поощрений, разработанной учителем и дополняемой самими детьми в процессе учебной деятельности. Методы: а) анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определение собственной позиции в изучаемой проблеме; б) анкетирование; в) проведение педагогического эксперимента; г) изучение опыта учителей по формированию УУД и мотивации учения, сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные. Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Список технологий формирования УУД 1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой. 2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами 3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. 4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. 5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия 6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. 7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
8.Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. 9.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации 10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности 11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщенных способов действий. 12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности 13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. 14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями. 15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. .
16 . Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей. 17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках. 18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха 19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать 21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости 22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд. 24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. 25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде 26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. 27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. 28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина 29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ 30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций 31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных 32. Учитель учит детей планировать свой досуг 33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. • «Положительная» в двух формах: 1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими) 2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. 2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности • Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) • Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Выводы: 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».Тема на сегодняшний день актуальна, так как одной...
«Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»
laquo;Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
В статье освещается вопрос формирования познавательной мотивации младших школьников, ее выявления и дальнейшей реализации в условиях современного образовательного процесс...
Формирование УУД у младших школьников, посредством развития познавательного интереса.
Формирование УУД на уроках в начальной школе. Формы и технологии....
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...