Конспект открытого урока "Вода.Ее свойства"
план-конспект урока (3 класс)
Открытый урок Окружающего мира в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_04.10_voda_ee_svoystva.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
на тему:
«Вода. Свойства воды»
в 3 классе
УМК «Школа России»
Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть) / А.А. Плешаков
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».
3 класс (1 часть) / А.А. Плешаков
Учитель: Исаева С.В.
Место работы: МКОУ СОШ №11
Должность: учитель начальных классов
первой категории
2019 г.
Тема: Вода. Свойства воды.
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)
Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», девятый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Ресурсы: - основные:
- Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г
- Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
- Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,
Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.
Литература:
Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2007г.
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.
Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.
Приветствие:
- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопрос: «Почему?»)
- Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)
- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
- А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)
Чтобы у тебя улучшилось настроение, я даю тебе право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)
У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
2. Актуализация знаний. (2 мин)
Работа в группах
- Пришло время выяснить, чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока. Предлагаю работу в группах.
Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.
(Учащиеся называют правила дружной работы)
- Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
- Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
- Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Каждая группа получает свое задание (группы формируются по цветовой гамме на бейджике). Задания: 1 гр. – отгадать загадку
2 гр. – расшифровать ребус
(Учащиеся выполняют групповые задания, обсуждают мнения и отвечают на поставленный вопрос, помощь учителя не потребовалась).
3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)
Проверка.
- Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.
1 группа - слайд №2
2 группа – слайд №3
Выслушиваются ответы детей.
1 группа:
- Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».
- Докажите! Почему?
- Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.
2 группа:
- Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам - их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»
- На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».
- Вы догадались верно. Это – вода.
- Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.
Постановка темы урока - Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?
Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.
Тема урока – «Вода. Знакомая – незнакомка»
(слайд №4)
- Как бы вы объяснили название темы?
Ответы детей:
- Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.
- Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.
- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.
- Что вы знаете о воде?
Ответы детей:
- Вода – это жидкость, она течёт.
- Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.
- Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
- Вода не имеет цвета.
- Вода может находиться в различных состояниях.
- Нужно бережно использовать воду.
- Что хотели бы узнать?
Ответы детей:
- Какие тайны она прячет в себе?
- Где можно встретить воду?
- Содержится ли вода в теле человека?
- Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.
- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».
- А вы знаете, что такое решето?
Ответы детей:
- Это предмет домашней утвари.
- Решето – это сито.
- Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.
Читает ученик:
Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.
- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?
Ответы детей:
- Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.
- Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.
- Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.
- Ребята, вы отлично справились и с загадкой, и с ребусом, правильно определили тему урока. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)
4. Формулирование проблемы. (1мин)
Определение задач урока.
- Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?
Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.
Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.
- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
Ответы детей:
- Ищут ответы на вопросы.
- Наблюдают.
- Проводят опыты (исследуют).
- Проверяют свои догадки.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
- А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.
5. Ассоциативный ряд. (5 мин)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?
Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)
- Один поэт сказал:
Безбрежная ширь океана (слайд №5)
И тихая заводь пруда (слайд №6)
Струя водопада и брызги фонтана (слайд № 7, 8)
И все это – только Вода!
Глобус.
- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?
Ответы детей:
– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.
- Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.
- Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.
- Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас (слайд №9).
- Какие реки нашего края вы можете назвать? (Оять, Нева, Свирь).
- Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае.
- Кто может назвать самые крупные реки нашей страны?
(Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.)
- Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны.
- Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал (слайд №10).
- Что вы знаете об этом озере?
Ответы детей:
- Оно очень большое, как море.
- Оно находится в Сибири.
- Об этом озере сложено много легенд.
- Молодцы, интересную информацию вы рассказали. А сейчас, я прошу послушать вас ещё не менее интересную информацию, которую вы услышите из сообщения о Байкале.
Сообщение, подготовленного ученика, о Байкале.
Байкал – одно из древнейших озер планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют "батюшкой", и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод. Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья. Они-то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10–20 километров. По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.
- Что интересного, для себя, вы услышали в сообщении?
Ответы детей:
- Я узнал, что по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.
- Мне было интересно узнать, что со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья.
- А для меня стало открытием то, что возраст озера 25 миллионов лет.
- Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах (слайд №11).
- Кто может назвать известные вам моря и океаны.
Ответы детей:
- Моря - Черное, Каспийское, Мертвое
- Океаны - Тихий, Индийский, Южный
- Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации.
- Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?
Ответы детей:
- В облаках.
- В росе.
- В снежинках.
- В тумане.
- Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.
- А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.
Слово дается двум учащимся:
- В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.
1 ученик работает у компьютера.
2 ученик представляет каждый слайд. (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)
Туча (слайд №12)
Облако (слайд №13)
Лед, айсберг (слайд №14)
Снег (слад №15)
Роса (слайд №16)
Дождь (слайд №17)
Туман (слайд №18)
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)
6. Выдвижение гипотезы. (5 мин)
- Мы с вами вспоминали стихи о воде, загадки, а теперь, давайте вспомним пословицы.
- какие пословицы о воде вы можете назвать? (ответы детей)
- Прочитайте пословицы, подобранные мной: (слайд №19)
- Объясните любую пословицу.
Ответы детей:
Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, работа сама по себе не сделается.
Вода камень точит – это значит, что даже небольшие воздействия, которые постоянно прилагаются, могут привести к значительным результатам.
- Прекрасные ответы, ребята! Уроки литературного чтения не прошли даром. Мы изучили на «отлично» раздел «Устное народное творчество» и вы это доказали сейчас. И мы уверенно поднимаемся еще на одну ступеньку (зеленый)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Релаксация с музыкой.
-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….
- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.
Ответы детей:
- Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.
- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.
- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.
- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.
- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.
- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.
- Одно из свойств вы хорошо знаете. Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!
- О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное (на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды)
- При каких условиях происходит превращение воды?
Ответы:
- При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние
- При испарении – вода в газообразном состоянии.
- Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?
- Какое свойство воды использовала героиня сказки?
Ответ детей:
- Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.
- А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.
- Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.
- Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку.(голубой)
- У воды есть еще много удивительных свойств.
- Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?
Ответы детей: - воде не имеет запаха;
- вода прозрачная;
- вода бесцветная.
- Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?
Ответы детей: - Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.
- Я смотрела научный фильм о воде.
- А я читал об этом в книгах.
- Какие вы молодцы! Как много можно нового и интересного узнать о воде из дополнительных источников. Я тоже хочу вам порекомендовать литературу по теме нашего урока. (Работа с выставкой научной и художественной литературы по теме урока «Вода». Выставка составлена из книг: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег»,
И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»).
- Но, что удивительно – вода имеет и другие свойства и что это за свойства, вы узнаете в своих лабораториях, выполнив задание.
7. Исследовательская (лабораторная) работа в группах. (8 мин)
- Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. В начале урока мы с вами обсудили, чем занимаются исследователи (ученые).(слад №20)
1) Правила работы в лабораториях.
- В нашей лаборатории работают четыре научные группы. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»..)
Выберите в своих группах:
- старшего научного сотрудника (проводит опыты), (ученик получает бейдж)
- помощника (читает задание)
Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)
А я буду руководителем ваших лабораторий.
- Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?
Ответы детей:
- Быть осторожными с веществами и приборами.
- Следовать чётко по инструкции.
- Ничего не пробовать на вкус.
- А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране. (слайд №21)
2) План работы в лабораториях.
- Осталось обсудить план работы. Посмотрите на экран, прочитайте порядок выполнения работы, обсудите его в группе, если что-то не понятно, то я готова разъяснить вам.
(слайд №22)
3) Исследовательская работа в группах.
- Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листа.. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Таким образом, все утверждения должны быть сгруппированы в 2 группы. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.
- Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!
1 группа
Опыт № 1 Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде? Цель: доказать, что вода хороший растворитель. Инструкция по проведению опыта. 1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью? Они (напиши)__________________________________. 2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство |
Результаты фиксируются в таблицу.
2 группа
Опыт № 2 Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой? Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать) Инструкция по проведению опыта. 1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________. 2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел? Вода (напиши)__________________________________________________ 3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел? Вода (что делает)___________________________________. 3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство воды. |
Результаты фиксируются в таблицу.
3 группа
Опыт № 3 Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды. Почему это происходит? Цель: доказать, что вода не сжимается. Инструкция по проведению опыта № 3. 1. Набери в шприц воды. 2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь? Поршень (допиши) не _________________________________________. 3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат) |
Результаты фиксируются в таблицу.
4 группа
Опыт № 4 Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается? Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Инструкция по проведению опыта: 1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ) Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________. 2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________. 3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь? Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________. 4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ . Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается? 5. Подумай, где человек использует это свойство? |
Результаты фиксируются в таблицу.
8. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.
Создание учебного пособия «Вода и ее свойства» (9 мин)
- Предоставляю слово лабораториям.
- Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.
- Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.
Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».
Выступление 1 группы:
Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?
Нашей лаборатории надо было доказать, что вода – хороший растворитель.
Для этого мы провели следующий опыт: набрали в ложку сахар, положили в стакан с водой, затем размешали. Тоже проделали с солью в другом стакане. При наблюдении мы увидели, что сахар и соль растворились в воде. Вывод: вода - хороший растворитель.
Человек очень активно использует это свойство: вода растворяет:
- твёрдые вещества (соль, сахар)
- жидкие вещества (жидкое удобрение)
- газообразные вещества (кислород, например, газированная вода).
Но мы можем утверждать, что не все вещества может растворять вода. Например, песок.
Итог, мы выбрали карточку со словом «растворяет многие вещества».
Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.
- Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!
Выслушиваются сообщения остальных групп.
Учитель анализирует работу и выступление каждой группы, отмечает лучшее в сообщении, дает советы и рекомендации.
Учащиеся внимательно слушают сообщения других научных групп об их исследовательских действиях и результатах, вносят свои дополнения.
- Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?
Ответы детей: - Мы создали плакат.
- А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.
- Я бы назвала это презентацией исследовательской работы.
- Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?
Ответы: - В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.
- В качестве учебного плаката.
- Я полностью с вами согласна. Это можно использовать как учебное пособие по теме «Вода и ее свойства».
- За работу в лабораториях и за те исследования, которые вы проводили, я разрешаю вам подняться еще на одну ступеньку. (синий)
Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Коля Обухов будет у нас в роли журналиста, а вы - оппонентами. Смысл этих двух слов мы уже с вами знаем хорошо, т.к. не раз играли в подобные игры. Николай будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.
1. Как две капли воды.
2. Как рыба в воде.
3. Как в воду кануть.
4. В рот воды набрать.
5. Выйти сухим из воды.
6. Как в воду глядеть.
Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.
1 – очень похожие;
- один в один;
- совершенное сходство.
2 – свободно, хорошо;
- как у себя дома;
- спокойно, расслабленно;
3 – провалиться сквозь землю;
- исчезнуть;
4 – промолчать;
- замолчать самому;
5 – остаться безнаказанным;
- избежать проблем;
6 – предчувствовать;
- предвидеть;
- знать заранее
Помощь учителя не потребовалась. т.к. подготовленный ученик сам отлично справился с заданием и подведением итогов.
9. Работа по учебнику. (работа в парах) (6 мин)
- Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.
- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на с.20 №1.
Слайд №23
Деятельность учащихся:
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. (Были прослушаны 3 пары, по итогам расчетов сошлись во мнении, учитывая физиологические особенности, количество воды в организме человека примерно одинаковое). Затем, были проверены записи в рабочей тетради. (При проверке было обнаружено 2 ошибки. Проанализировав ошибки, пришли к выводу, что они допущены в вычислении)
10. Рефлексия деятельности. Итог урока. (3 мин)
- Давайте еще раз вспомним, какие свойства воды вы сегодня вспоминали, исследовали, доказывали, что они существуют.
Ответы детей:
- Прозрачность
- Бесцветность
- Без запаха
- Текучесть
- Растворимость
- Фильтрация
- При нагревании расширяется
- При охлаждении сжимается
После каждого названного свойства на экране появляются слайды:
Слайд 24 Слайд №25
Слайд №26 Слайд № 27
Слайд№28
- Молодцы! Верно, назвали исследованные свойства воды и во время отчета, правильно вспомнили, где человек использует это свойство.
- Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Вода имеет много тайн.
- Я узнала о новых свойствах воды.
- Я научился свойству фильтрации и смогу применить его в жизни.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Заниматься исследовательской деятельностью.
- Проводить опыты.
- Слушать интересные сообщения одноклассников.
- Какое задание показалось трудным?
- Для меня это было то задание, когда необходимо было выяснить, какое количество воды содержится в организме человека.
- У меня сегодня трудностей не возникло.
- Какие, вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме?
- Бережное отношение к воде.
- В чем разница между пресной и соленой водой.
- В чем ценность минеральной воды.
- На следующих уроках мы с вами продолжим работать по теме «Вода», будем говорить о круговороте воды в природе, о бережном отношении к этому объекту и о многом другом.
- Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?
- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.
–Именно за это, я поднимаю вас еще на одну ступень. Она стала седьмой по счету.
- Как вы думаете, а какого цвета она может быть? Почему? (Ответы детей).
- Я предлагаю последнюю ступеньку нашей лестницы познания раскрасить в фиолетовый цвет. (фиолетовый)
- Кто заметил, что это за цвета? (большинство класса дали верный ответ – это цвета радуги)
Дети сегодня немного устали
Радугу в небе они создавали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой, как в сказке:
Вся разноцветная – вот красота!
Вы полюбуйтесь, какие цвета!
(Слайд №29)
А чтобы на небе появилась такая красота, в этом приняла работу все та же вода.
Но как она это сделала, вы узнаете на уроках физики в старших классах.
Самооценка.
- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.
- У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:
- Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.
- А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море. Что я вижу!!! Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!
11. Домашнее задание. (2 мин)
Дифференцированное домашнее задание. (по группам, с учетом индивидуальных возможностей детей)
1 группа: У меня в руках книга «Удивительные тайны воды», но она пуста. Найдите информацию о волшебных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты, связанные с водой. И на следующем уроке мы заполним страницы нашей книги.
2 группа: Задание для Золушек: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?
3 группа: учебник с.52, ответить на вопросы.
4 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 №4, №5.
5 группа: Придумать и нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!»
(Слайд №30)
В заключении хочу напомнить.
Человек, запомни навсегда –
Символ жизни на земле ВОДА!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Переместительное свойство сложения"
Урок математики в 1 классе. УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по математике "Свойства сложения". 2 класс
Конспект открытого урока по математике "Свойства сложения". 2 класс...
Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс
Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...
Открытый урок "Переместительное свойство умножения" 2 класс
Урок был проведён на семинаре муниципального уровня....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Конспект открытого урока по математике "Урок-закрепление. Свойства арифметических действий и их применение на практике" 4 класс
Урок - закрепление. Тема свойства арифметических действий и их применение на практике. 4 класс....