Открытое занятие. Вода. Свойства воды.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Григорьева Нина Владимировна

Конспект предназначен для детей старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentirovaniyu_voda.docx428.52 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»

(Старшая группа)

Автор: Григорьева Нина Владимировна

Место выполнения работы: ГБОУ СОШ 657

Дошкольное отделение №4

Общая часть

Старшая группа

Тема занятия: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

Развивающие:

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе


Организационная структура занятия

Части занятия

Основные виды деятельности воспитателя

Характеристика деятельности воспитанников

Примечание

1 часть занятия

Вводная

-Здравствуйте, ребята. Я принесла с собой для вас на занятия всю Землю. А как я это смогла вы узнаете, отгадав загадку:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Правильно.

Показываю глобус

2 часть занятия

Основная

- А что такое глобус?

- А как вы понимаете – модель Земли?

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

- Глобус показывает форму нашей планеты Земли, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

Звучит запись журчания ручейка

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

-Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

IIчасть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

 - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

        - Приступим к нашему исследованию.

        Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

        

Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. Вода не имеет цвета.

        

Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        

        Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  Затем предложить  размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

        Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

      Глобус - это  модель Земли.

дети высказывают, объясняют

Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...

Дети показывают на глобусе.

Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра

Дети объясняют

Дети объясняют, делают выводы

Чтение стихотворения о ВОДЕ

Ребята на доске заполняют схему, кому и для чего нужна вода.

Дети объясняют

Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Дети рассаживаются за столы по четыре человека за один стол.

После каждого вывода воспитатель вывешивает картинку с этим выводом

Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вывешиваем символ на доску

ответы детей

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Ответы детей

Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Таз с водой

Своё лицо, отражение.

Очень плохо, оно размытое

Дети стоят на ковре полукругом. Воспитатель показывает глобус и то, что на чем находиться.

                                  

 

   C:\Users\Nina\Desktop\slide_17.jpg     

       

        

C:\Users\Nina\Desktop\1 - копия.jpg

  C:\Users\Nina\Desktop\hello_html_m7b9c4bac - копия.jpg

C:\Users\Nina\Desktop\hello_html_m7b9c4bac.jpg

C:\Users\Nina\Desktop\1322142645_2.jpg

3 часть занятия

Заключительная

-На этом наше занятие заканчивается.

-Ну, как ребята, вам понравилось быть исследователями? Учеными?

 -Что же нам с вами сегодня пришлось исследовать?

-Если вам понравилось наше занятие, тогда возьмите капельку воды и прикрепите на доску.

-Занятие закончилось.

-До свидания.

Дети повторяют свойства воды и на доске появляется схема воды.

http://www.playcast.ru/uploads/2016/02/28/17553945.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Тема урока: "Вода. Свойства воды".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная ...

0кружающий мир "Вода. Свойства воды".

Свойства воды, значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле....

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Открытый урок по учебному предмету «Мир природы и человека» на тему «Вода. Свойства воды»

Цельформирование представлений у обучающихся о значении воды в жизни человека ЗадачиОбразовательные:- знакомить обучающихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, ...