на тему: «Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»
материал
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»
учителя начальных классов
Козловой Татьяны Анатольевны
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Слайд 4.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.
Они, способные к мышлению, творчеству, обучению, предстают перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.
Таким образом, одаренными чаще всего называют:
- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Как я достигаю таких результатов?
Слайд 5.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Слайд 6.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Слайд 7.
Условия успешной работы.
Учитель должен быть :
- увлечён своим делом
- профессионально грамотным
- способным к экспериментальной,
- научной и творческой деятельности
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным
- владеть передовыми педагогическими технологиями
- психологом, воспитателем и умелым организатором
Слайд 8.
Формы работы с одаренными учащимися.
Уже 9 лет я работаю по программе « Школа-2100». Эта программа рассчитана на сильных учащихся. Подготовка к урокам требуется колоссальная. Здесь нужно быть всегда готовой ответить на любой вопрос учеников. Для этого использую новые информационные технологии. Стараюсь сделать каждый урок познавательным, ярким, запоминающимся. А в ответ я вижу заинтересованные, горящие глаза своих учеников и результаты, что для учителя является лучшей наградой.
- Уже с первого класса я работаю со всеми учащимися, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка, наблюдаю, исследую потенциал, изучаю каждого ученика.
- Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. который способствует развитию творческих способностей учащихся.
- В системе развивающего обучения неотъемлемой частью являются исследовательские работы. Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать.
- На уроках литературного чтения дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Дети сами становятся авторами, пишут прекрасные сочинения, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.
- Во внеурочное время дети посещают различные кружки, в том числе «_______» занятия проводятся один раз в неделю. Мною разработана специальная программа этого кружка для 2,3,4 классов . Эта программа тоже позволяет выявлять одарённых детей и помогает развивать их способности. На занятиях мы готовим детей к различным конкурсам, решаем интересные задачи, знакомимся с различными терминами, учимся логически думать, доказывать своё мнение.
- Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области . Дети пробуют создавать предметные газеты, составляют сами кроссворды, придумывают загадки, ребусы.
- Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах- таких как Созвездие, Старт, Кенгуру, Русский медвежонок, Всероссийская олимпиада для младших школьников, КИТ – компьютеры, информатика, технологии , Наша планета, Рассударики, Ростконкурс, онлайн олимпиада «Плюс», Олимпиада по Светской этике и т.д. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Наши дети занимали несколько лет подряд призовые места и в районных олимпиадах и конкурсах.
Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.
Федеральный, региональный уровни.
Предмет | Класс | Количество участников (из класса) | Победитель | Место в Федерации | Награда |
Краевая олимпиада «Созвездие» для первоклассников. г. Ставрополь. 2010 - 2011 учебный год. | |||||||
1 | Корнеева Наталья | Свидетельство, подарок | |||||
Центр развития одарённости г. Пермь Всероссийский Молодежный чемпионат «Старт» 2011 - 2012 учебный год. | |||||||
1 | 2 | Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||
Хаджиназаров Беслан | Сертификат участника | ||||||
Центр дополнительного образования одаренных школьников Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2011– 2012 учебный год | |||||||
Русский язык | 2 | 5 | Магомедов Джамал | Сертификат участника | |||
Бондаренко Оксана | Сертификат участника | ||||||
Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||||
Морозова Юлия | Сертификат участника | ||||||
Голская Екатерина | Сертификат участника | ||||||
Краевая олимпиада для младших школьников, посвящённая Году российской космонавтики (2011 – 2012 учебный год) | |||||||
2 | 1 | Корнеева Наталья | 1 место | Диплом, подарок | |||
Центр поддержки талантливой молодёжи г. Бийск Всероссийская олимпиада для младших школьников (2011 – 2012 учебный год) | |||||||
Русский язык | 2 | 3 | Эреджепова Гульсенем | 1 место | Диплом 1 степени | ||
Окружающий мир | Магомедов Джамал | 3 место | Диплом 3 степени | ||||
Математика | Корнеева Наталья | ||||||
Центр дополнительного образования одаренных школьников Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2012– 2013 учебный год | |||||||
Русский язык | 3 | 5 | Магомедов Джамал | 3 место | Диплом | ||
Эреджепова Гульсенем | Сертификат участника | ||||||
Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||||
Ельчищев Вадим | Сертификат участника | ||||||
Голская Екатерина | Сертификат участника | ||||||
Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» 2012-2013 учебный год. | |||||||
Математика | 3 | 5 | Эреджепова Гульсенем | Сертификат участника | |||
Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||||
Магомедов Джамал | Сертификат участника | ||||||
Ельчищев Вадим | Сертификат участника | ||||||
Щелудько Нина | Сертификат участника | ||||||
Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» 2013-2014 учебный год. | |||||||
Математика | 4 | 3 | Гольская Екатерина | Сертификат участника | |||
Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||||
Магомедов Джамал | 3 место | Сертификат участника | |||||
Инновационный институт продуктивного обучения СЗО РАО Уфимский центр педагогических измерений Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» 2013-2014 учебный год | |||||||
Информатика | 4 | 5 | Ельчищев Вадим | 1 место | Диплом, подарки | ||
Эреджепова Гульсенем | 2 место | Диплом, подарки | |||||
Корнеева Наталья | Сертификат участника | ||||||
Магомедов Джамал | Сертификат участника | ||||||
Гольская Екатерина | Сертификат участника | ||||||
Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» 2014-2015 учебный год | |||||||
4 | 1 | Эреджепова Гульсенем | 1 место | Диплом | |||
Марафоны, г. Москва Всероссийский конкурс «Наша планета» 2014-2015 учебный год | |||||||
2 | 1 | Назарова Марина | 3 место | Диплом, сертификат участника | |||
Центр дополнительного образования одаренных школьников Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 2014– 2015 учебный год | |||||||
Русский язык | 1 | 1 | Кадырова Ларина | 1 место | Диплом, медаль, памятные подарки |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Районный)
Отборочный этап краевой олимпиады для первоклассников «Созвездие» 2010 – 2011 учебный год | ||||||||
Предмет | Класс | Количество участников (из класса) | Победитель | Место | Награда | |||
1 | 1 | Корнеева Наталья | 1 | Грамота | ||||
Центр развития одарённости г. Пермь Всероссийский Молодежный чемпионат «Старт» 2011 - 2012 учебный год. | ||||||||
1 | 2 | Хаджиназаров Беслан | 3 место | Сертификат участника | ||||
Турнир Туркменского района по шашкам среди учащихся муниципальных школ 2013 - 2014 учебный год. | ||||||||
4 | 2 | Эреджепова Гульсенем | 1 место | Грамота, ценный подарок | ||||
Магомедов Джамал | Грамота |
Слайд 9.
Предполагаемые результаты:
- Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
- Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
- Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции );
- Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
- Создание индивидуальных образовательных программ;
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
- Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
Слайд 10.
Заключение
На практике мы убедились, что, обучение детей в условиях личностно-ориентированного образования и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Реализация принципов личностно – ориентированного обучения в работе с одаренными детьми.
Выступление учителя МКОУ «КСШ» Козловой Татьяны Анатольевны.
Одаренные дети
Сейчас, чаще всего, представление об одаренных детях включает прежде всего образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей.
Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходима разная система работы с ними у учителей и психологов…
Учитель должен знать типы одаренности, чтобы: 1 слайд
во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии.
Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типа одаренности, некоторые виды одаренности можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и еще весьма загадочной даже для специалистов проблеме учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.
Общие признаки одаренности.
Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.
Иногда эти интересы носят более общий, менее определенный характер, и тогда можно говорить о широкой познавательной потребности ученика. Отметим, что такая широкая, «всеядная» познавательная потребность довольно часто отмечается у интеллектуально одаренных учеников…
Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ученика: расспросить родителей, одноклассников, может быть, вы сумеете и от самого ученика узнать о его увлечениях и интересах. Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он.
Прежде чем перейти к описанию типов одаренности, следует отметить, что разного рода классификаций больше чем достаточно. Здесь предлагается лишь несколько, а именно те из них, которые, наилучшим образом могут помочь учителю в его непосредственной практической работе с одаренными детьми…
Различия по уровню одаренности. 2 слайд
Дети, прежде всего, значительно различаются по уровню одаренности. Термин «одаренные дети» применяется к совершенно разным по своим способностям детям. Несколько упрощая, можно выделить два основных типа по уровню одаренности:
Особая, исключительная одаренность - это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.
Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно нами называемых - «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит, что называется более нормальный, обычный характер. Это те дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья. Внимания, любви матери было столько, сколько надо ребенку, то есть очень много. Ребенок, как правило, не ходил в детский сад, или же пошел туда достаточно поздно и ненадолго и т.д. Это гораздо более благополучные дети, чем дети особо одаренные. Именно по этим детям становится очевидным, что нет пропасти между одаренными и обычными детьми, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.
Эти группы детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга. Если особо одаренные дети часто и меньше ростом и физически слабее своих сверстников, то дети из группы высокой нормы - и здоровее, и выше и даже красивее своих сверстников
Если особо одаренные дети с трудом общаются, их резкое опережение сверстников не проходит бесследно для их социального и эмоционального развития, то для другой группы одаренных детей, более обычных, проблем общения даже меньше, чем у самых обычных детей. Отмечая различия между двумя этими группами детей, можно сказать, что если первые - талантливые изгои общества, то вторые - «баловни судьбы», любимчики учителей и потом общества.
Еще одно основание для классификации-различия по особенностям возрастного развития.
Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Наиболее известный в этом смысле вариант - ускоренный. Многие вундеркинды - это именно дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит только временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.
Однако не всегда прогноз при ускоренном развитии пессимистичный: у части детей с заметным опережением развития яркая одаренность остается на всю жизнь, являясь, таким образом, индивидуальной, устойчивой характеристикой развития. Ускоренно развивались и Норберт Винер, и Лев Ландау, и поэт Александр Грибоедов. Предсказать, во что выльется то или иное ускоренное развитие достаточно трудно, хотя определенные возможности для прогноза уже имеются. В любом случае учитель должен всегда понимать относительность самого явления яркой одаренности, его условности и во многих случаях только возрастного временного характера.
3 слайд
Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам - психологам, или внимательным учителям много и серьезно работающих с ребенком К этому типу принадлежал великий математик Андрей Николаевич Колмогоров.
И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Так, А. Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии, и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения.
В любом случае важно всегда знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, с другой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии.
Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности учитель знает и хорошо видит у своих учеников, а другие - не только не видит, но и активно отрицает. Начнем с первых.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю: 4 слайд
- Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами», и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.
Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.
Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».
Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе. - Несколько отличается от интеллектуального типа одаренности, другой тип одарённости, который принято называть « академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
Академический тип одаренности также имеет свои подтипы - есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся , у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности /дети с академическими способностями, скажем , к точным наукам, или к гуманитарным/.
В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности - и те, и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники - это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного, а потом и студенческого труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. - Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике - особого труда для учителей это художественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей - ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. - Креативность. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
Более того, сами учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они практически всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями /в том числе и в быту/ и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.
Практически у всех творческих детей - подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы: именно так называемая неконфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и являются личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.
У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся - к этому много причин - и пониженная мотивация к усвоению /придумать им бывает легче, чем усвоить готовое/, и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.
Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира - будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты .
Правда, и учитель , чтобы оценить оригинальность этих детей, должен сам обладать , если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. - Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.
К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. - Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, вероятно, не представляющей все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями /Ю. Власов/, удачливыми бизнесменами /Пеле/, и уж конечно, талантливыми педагогами /Ирина Роднина/. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
Реализация личностно ориентированного подхода в работе с одаренными детьми. 5 слайд
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.
Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся.
3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно - иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Такое обучение вооружает детей метапредметными знаниями и может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
Обучение одарённых осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Система дополнительного образования нашей школы позволяет развить интересы ребенка в различных областях
В основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
№ | Название конкурса Муниципальный уровень. |
1 | Всероссийская олимпиада школьников « Кенгуру», «Русский медвежонок», «Олимпикс» и т.д. Предметные олимпиады школьников. |
3 | Конкурсы исследовательских проектов. |
4 | Конкурсы « Лучшая тетрадь», « Лидер года». |
5 | Концертные программы |
6 | Творческие конкурсы поделок и рисунков по различной тематике. |
7 | Спортивные соревнования по различным видам спорта |
8 | Танцевальные конкурсы. |
9 | Театральные студии. |
Федеральный уровень. | |
1 | Всероссийская олимпиада школьников РО, олимпиады « Кенгуру», «Русский медвежонок», Предметные олимпиады школьников. |
2 | Спортивные соревнования по различным видам спорта. |
3 | Различные танцевальные и артистические конкурсы. |
дети начальной школы успешно выступают в конкурсах различного уровня.
Заключение
Обучение детей в условиях личностно-ориентированного образования и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Ежегодно прослеживается динамика участников, ставших победителями, призёрами конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад. Необходимо отметить, что многие эти дети реализуют себя в различных сферах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными и талантливыми детьми. Кружок "Театр своими руками"
Театр расширяет границы зрения учащихся о самих себе и о мире, помогает в духовном рождении ребёнка, воспитании его убеждений и чувств, учит общаться и анализировать различные жизненные ситуации....
Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме: «Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»
Любознательность. Выраженное стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в ...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования. Выступление на РМО начальных классов
Из опыта работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования....
Работа с одаренными детьми в условиях личностно-ориентированного образования
Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа ...