Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования. Выступление на РМО начальных классов
материал (3 класс) на тему

Сорокина Надежда Николаевна

Из опыта работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_i_talantlivymi_detmi._detmi.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Сорокина Надежда Николаевна.

МКОУ «Красноярский ЦО»

Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов 13.10.2016 года

«Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»

 «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность

 образоваться и развиться» (А.Бебель)

 Современное российское образование в качестве  своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой ценность для общества. Если дети – национальное богатство любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный, творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

Корень слова «одаренность» - «дар». Слово это как в русском так и в английском (gifted) языке имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.

Они, способные к мышлению, творчеству, обучению, предстают перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.

Таким образом, одаренными чаще всего называют:

-  детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

-  детей с высоким уровнем творческих способностей;

-  детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);  

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-выявление одаренных детей;  

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Условия успешной работы.

Учитель должен быть:

  • увлечён своим делом
  • профессионально грамотным,
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности,
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным
  • владеть передовыми педагогическими технологиями
  • психологом, воспитателем и умелым организатором

Формы и методы работы с одаренными учащимися.

В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 3 класса. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

-Приобщать учащихся к творческой работе,

-Прививать интерес к творчеству, поиску,

-Развивать навыки созидания, самореализации.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня,  выставках и научных проектах. Также можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических проектов  разного уровня.

 На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от  него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать  возможность самостоятельно исправлять свои ошибки.

В нашей школе проводится много различных конкурсов, выставок, где обучающиеся могут проявить свои творческие способности. Результатом являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся, которые также являются хорошим стимулом для новых творческих работ.А также наши обучающиеся активно принимают участие в различных дистанционных олимпиадах («Пятерочка», «Страна талантов», «По сказочным тропинкам», «Кенгуру», « Всезнайка» и др.) и муниципальных конкурсах ( «Информашка», «Серебряное перышко»). Результатом являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся, которые также являются хорошим стимулом для новых творческих работ. Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия.С одной стороны, я как учитель, работающий с одарёнными детьми, постоянно вижу необходимость повышения своей профессиональной компетенции через семинары и обучающие курсы.Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды.С другой стороны, необходимо наличие соответствующей современной материальной базы школы. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.Неодаренных, детей без талантов,  нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Заключение

На практике мы убедились, что, обучение детей в условиях личностно-ориентированного образования и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными  признаками одарённости.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение  -  кем и каким быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными и талантливыми детьми. Кружок "Театр своими руками"

Театр расширяет границы зрения учащихся о самих себе и о мире, помогает в духовном рождении ребёнка, воспитании его убеждений и чувств, учит общаться и анализировать различные жизненные ситуации....

Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме: «Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»

      Любознательность. Выраженное  стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в ...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.

Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Работа с одаренными детьми в условиях личностно-ориентированного образования

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа ...