ФГОС НОО (из опыта работы учителей начальных классов)
учебно-методический материал
Этот материал использовался для выступления на педсовете. В нем раскрывается опыт работы учителей начальных классов по новому ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_noo.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС НОО
Из опыта работы учителей начальных классов
(1)Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Какова цель образования глазами родителей обучающихся начальной школы? (2)
-Умение ставить цель и добиваться ее.
-Умение адаптироваться к ситуации.
-Умение общаться.
-Умение ориентироваться в мире.
-Самостоятельно добывать и применять знания.
-Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.
- Сохранить здоровье …
(3)Приоритетной целью школьного образования, по мнению специалистов, является
-развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу;
-проектировать пути её реализации;
-контролировать и оценивать свои достижения, т.е. НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.
(4)Перед нами портрет выпускника начальной школы:
-любознательный, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться;
-любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение;
-выполнять правила здорового и безопасного образа жизни.
(11) Каковы же средства реализации требований ФГОС в Основной образовательной программе?
Её структура:
- Пояснительная записка
-Планируемые результаты
- Учебный план
-Программа формирования Универсальных Учебных Действий
-Программа отдельных учебных предметов, курсов
-Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
-Программа коррекционной работы
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО
(13) Как же мы реализуем требования стандарта?
Отсюда новый образовательный результат:
-ЛИЧНОСТНЫЕ (умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности);
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ (умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат);
-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (умение добывать, преобразовывать и представлять информацию);
- КОММУНИКАТИВНЫЕ (умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща).
Нельзя не сказать и об основных правилах технологии оценивания.
1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний.
2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге…:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно
(или с ошибкой)?
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?
5 шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»?
6 шаг. Какую ставишь себе отметку?
(20) Какую группу новых результатов развивает, прежде всего, технология оценивания учебных успехов: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?
- Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности.
- Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения.
- Познавательные – логически обосновывать свои выводы.
Личностные – толерантное отношение к иным решениям
Система оценивания достижений учащихся (мониторинг)
В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результатам образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе уделяется созданию «портфолио». Внедрение новых образовательных стандартов предполагает, что у каждого ученика в багаже его достижений «портфолио» - будет учитываться не только оценка знаний, но и итоги участия ребенка в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных и спортивных мероприятиях. Здесь же должны быть отражены результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое показывает уровень развития ребенка., составляющими компонентами «Портфолио» являются:
- лучшие творческие работы ученика;
-стартовая диагностика;
-грамоты, благодарности, дипломы и пр.
В сентябре и мае ежегодно в 1-4 классах проводятся входные и итоговые диагностики по предметам (направлены на выявление состояния зрительного и пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, развитие фонематического слуха и восприятия). Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.
В конце второй и третьей четверти проходят промежуточные административные тестовые работы (оценка индивидуальных достижений учащихся по предметам ). Контрольно- измерительные материалы, которые выполняют учащиеся начальной школы, отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
В целях выявления уровня сформированности УУД в конце года проводятся контрольные(комплексные) мониторинговые работы в 1-4 классах (оценка метапредметных результатов).
По результатам последних работ можно сделать следующие выводы: в 1классе 28% учащихся выполнили менее 50% работы, во 2-х классах – 25%, в 3классе – 18%, в 4-х классах -8%.
Результаты комплексных письменных работ показали, что у обучающихся сформированы основные ключевые умения (умение читать и понимать текст, выполнять инструкции и т.д.), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Учителям в соответствии с полученными результатами необходимо на следующий учебный год скорректировать процесс формирования УУД у учащихся.
Важным условием реализации ФГОС является развитие способностей школьников. Одним из направлений такого развития является работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими высокую и повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Поэтому в школе создаются благоприятные условия, позволяющие выявить талантливых учеников через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия с учащимися
-индивидуальные занятия
- конкурсы
-кружки по интересам
- олимпиады
-научно-практические конференции
-дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины, марафоны и т.д.
Поскольку познавательный интерес младших школьников очень высок, они очень активны.
Наши дети не только участвуют, они становятся победителями и призерами республиканских и муниципальных олимпиад по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, победителями и призерами научно-практической конференции «Первые шаги», лауреатами и дипломантами Всероссийских дистанционных олимпиад, марафонов, конкурсов, викторин.
Разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности. Различные формы занятий позволяют ребятам выбрать область интересов, развить свои способности, а учителю осуществить взаимосвязь и преемственность начального, общего и дополнительного образования. Для ребенка стараемся создать особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Анализ внедрения ФГОС показывает, что в целом концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и воспитания востребованы в нашем Образовательном Учреждении.
Отмечаются следующие положительные тенденции:
-много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности;
-дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представления своих проектов, докладов (участвуют в конференциях);
-наблюдения за учащимися 1-4 классов при посещении уроков показывают:
дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное(услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение;
умеют работать в паре и группе; показывают навыки самоорганизации работы в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
-наблюдения за работой учителя на уроке свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, владеют современными образовательными технологиями.
-повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
В настоящее время для нас новый горизонт – Федеральный государственный стандарт основного и среднего образования. От того, как будет организована работа по введению и реализации новых стандартов, зависит успешность и будущее наших детей, самооценка профессионализма наших педагогов, престиж школы и перспективы её дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Из личного опыта работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя.Третий год я работаю по новым стандартам. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо б...
Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).
Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках....
Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать ...
Из опыта работы учителей начальных классов по теме "ФГОС в действии: проблемы и пути решения"
Опыт работы...
из опыта работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС
Опыт работы учителя начальной школы...