Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов Демьяновой Светланы Владимировны
методическая разработка

Индивидуальный план повышения  прфессионального уровня 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Якушкинская средняя основная общеобразовательная школа»

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан

Индивидуальный  план

самообразования

«Формирование универсальных

учебных действий

в рамках реализации ФГОС».

учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

Демьянова Светлана Владимировна

2014-2019 г.г.

Личная карта

учителя начальных классов

Демьяновой  Светланы Владимировны

1.Место работы: МБОУ « Якушкинская СОШ»

2.Занимая должность: учитель начальных классов

3.Образование:высшее,  Чувашский государственный  педагогический университет им. И.Я.Яковлева,2001 год

4. Специальность по диплому: «Педагогика и методика начального образования»

5.Педагогический стаж: 23 года

6. Стаж работы в должности классного руководителя: 23 года

7.Категория:первая квалификационная категория

8. Дата рождения: 23.05 1972 г.

9. Педагогическое кредо:«Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других, совершенствую себя».

10. Методическая тема  школы:«Формирование профессиональных компетенций педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС  НОО».

11.Методическая проблема методического объединения учителей начальных классов: «Развитие профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС НОО».

12.Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий  в рамках реализации ФГОС».

13. Прохождение курсов:

ГАОУ ДПО «Институт образования Республики Татарстан» по проблеме «Особенности реализации ФГОС НОО в общеобразовательных  организациях РТ. Основы религиозных культур и светской этики».

14. Программа, по которой работает учитель: УМК «Школа России»

15. Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения.

  Индивидуальный план самообразования учителя

Пояснительная записка.

              Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

         Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

          Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.

Школа работает над проблемой: «Формирование профессиональных компетенций педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на ФГОС НОО».

Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Цель:  Изучение основных аспектов и условий формирования универсальных учебных действий у младших школьников  при реализации ФГОС НОО.

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
  2. Изучить ценностные ориентиры начального образования.
  3. Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
  4. Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
  5. Установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных  предметов в соответствии с Рабочими программами учебных предметов.
  6. Изучить типовые задачи формирования личностных, регулятивных,  познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; характеристики результатовформирования универсальных учебныхдействийна разных этапах обучения в начальной школе.

  Потребности и мотивы:

  В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 5 лет.

Представление материала:  педагогические советы, семинары, открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО, КМО.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты работы:

для педагога: 

  • обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в  начальной школе,
  • конкретизирует требования к результатам  начального общего образования,
  • обеспечит необходимый оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. 
  • сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Организует поэтапную отработку  УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
  • повышение качества преподаваемых предметов;

для  обучающихся – результаты развития УУД:

  • адекватная школьная мотивация;
  • развитие основ гражданской идентичности;
  • функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
  • развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование внутреннего плана действия;
  •  понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучить:
  • Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
  • Характеристику  результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
  • Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
  • Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
  • Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
  • Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на I ступени обучения.
  • Методики диагностирования УУД.
  • Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
  • Форма самообразования:

Индивидуальная– через индивидуальный план,  групповая – через участие в деятельности кустового и районного методических объединений учителей начальных классов, а также через участие в жизни школы.

Источники самообразования:

  •  чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  •  чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  •  участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  •  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
  • общение с коллегами в школе, районе и в Интернете и т.д.
  • медиа-информация на различных носителях

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС начального общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
  5. Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.

План мероприятий над темой по этапам:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014 – 2019г.г.

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.http://standart.edu.ru/

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2014 – 2019г.г.

Участие в  педсоветах, семинарах, мастер-классах, творческих лабораториях (районных и школьных) для учителей начальных классов.

Выступление на МО «Реализация различных образовательных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС».

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2014– 2019г.г.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах: «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса математики», «Использование образовательных технологий деятельностного типа на современном этапе»,  «ФГОС:Открытый урок  с  «Просвещением». Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Презентация педагогического опыта по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроке».

Выступление на заседании МО

 « Проектная деятельность, как средство формирования УУД».

Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Размещение опыта работы на сайтах  nsportal.ru , «Мультурок» , «Инфоурок» и др.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2014 – 2019 год

Участие в работе районного, кустового  МО учителей начальных классов и в проведении семинаров, семинаров-совещаний.

Участие  в муниципальных  и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Открытые уроки на школьном  и муниципальном  уровне.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2014 – 2019 год

Участие во Всероссийских конкурсах

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня.

Участие в конкурсе разработки уроков и внеклассных мероприятий «Мой интерактивный мир».

Общение с педагогами на различных сайтах.

Публикации в Сборнике методических материалов на муниципальном уровне.

 

Направления самообразования:

Основные направления

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Профессиональное

1. Изучение ФГОС начального общего образования.http://standart.edu.ru/

2014 – 2019 гг.

Изучен  ФГОС НОО

2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет.

регулярно

Внедрение в работу

3. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2014 – 2019 гг..

Изучены документы,  методическая литература

4. Разработать рабочие программы по учебным предметам УМК «Школа России» в соответствии с ФГОС НОО.

Ежегодно

Рабочие программы по предметам

5. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

1 раз в 3 года

Удостоверение, сертификат

7. Участвовать в различных профессиональных конкурсах

Регулярно

Грамоты, сертификаты, дипломы

8. Участвовать в научно-практических конференциях

По плану

9. Распространение опыта работы по теме самообразования. Оформление результатов работы.

2014 – 2019 гг..

Обобщение и распространение опыта работы

10. Постоянное действие персонального сайта http://nsportal.ru/fureeva-lidiya-vyacheslavovna и ведение портфолио учителя.

2014 – 2019 гг..

Регулярно

Пополнение

материала, представление результатов работы

Психолого-педагогичес

кая

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики:

1) участие в мастер-классах

2) тренингах и семинарах

Регулярно

Участие, документ

Методическая

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

Применение

3. Принимать активное участие в работе школьного МО, РМО и Республиканских семинарах учителей начальных классов:

Регулярно

Выступление

4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работах, олимпиадах, НПК:

1) школьные, муниципальные конкурсы, олимпиады, НПК

2) региональный этап Всероссийской олимпиады

3) Всероссийские и Международные очные и дистанционные олимпиады и конкурсы

Ежегодно регулярно

2014 – 2019 гг.

Разработан план работы с одарёнными детьми.

Результаты участия учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях

5. Организовать работу со слабоуспевающими учащимися

Регулярно

Разработан план работы со слабоуспевающими детьми

6.  Изучать опыт работы лучших учителей школы, района, региона через интернет

Регулярно

Обмен опытом

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

Обмен опытом

8. Периодически проводить рефлексию профессиональной деятельности.

9. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Регулярно

Разработанные материалы

10. Проводить мастер-классы для учителей

11. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия

2014 – 2019 гг..

Разработки уроков

11. Участие в педсоветах

Регулярно

Выступление

12. Участие в сетевых сообществах, публикации

2014 – 2019 гг..

Свидетельства,сер

тификаты

Информационно-технологические технологии

1.Изучать УУД и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

Внедрение

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии; участвовать в форумах

Регулярно

Применение

3. Участие в вебинарах

Регулярно

Участие

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

Внедрение и применение

2. Соблюдать санитарные нормы при использовании  ИКТ на уроках в начальной школе по требованию СанПина

3.Соблюдать требования СанПина к режиму образовательного процесса

4. Формировать культуру здоровья участников образовательного процесса

Литература:

1.  Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год

3.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А. Г. Асмолова. – М:Просвещение,2011.

5. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г

С собственным опытом выступала:

Мероприятие

Тема выступления

Дата

Школьный педагогический советы, семинары

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и современных требований».

«Компетентности, необходимые для реализации ФГОС второго поколения»

Ноябрь 2014

Январь 2015

Республиканский семинар

"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

2014г

Сертификат.

Школьный семинар

«Использование инновационных технологий

2015г

Районный семинар

Заседание школьной творческой группы

Научно-практическая конференция

"Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей учащихся"-

2015г

Сертификат.

Мультиурок. Публикация-

.  Урок математики в 1 классе Школа России"

Свидетельство.

15.03.2015г

. Всероссийский конкурс

«Умната»

Блиц-олимпиада "ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Диплом-2место

20.10.2015г

Всероссийская олимпиада.

"Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС".

Диплом.-2 место

17.04.2016

Вебинар.

"Реализация концептуальных положений ФГОС НОО средствами интерактивного курса "Математика. Учи.ру."

Сертификат. 2016г

Практический выход в форме:

Доклад    

(где, название)

Педсоветы, семинары:

  • Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
  • Разработка программы  индивидуального развития  профессиональной компетентности  педагога  в ОУ в условиях ФГОС
  • Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО
  • Показатели сформированности универсальных учебных действий  на ступенях предшкольного  и начального образования

Программы

Программа формирования УУД

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Программы по внеучебной деятельности: «Оригами», «Попробуй,догони!».

Статья (где напечатана, название)

«Формирование УУД при реализации ФГОС НОО» на сайте Pedsovet/org

Работа творческой группы

ФГОС НОО: основные положения, документы.

Сравнение стандартов

«Использование современных образовательных технологий
в практике работы в условиях ФГОС  начального образования»

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации

требований ФГОС.

Приемы формирования УУД

Методики и диагностики УУД

Методические недели

«Использование современных образовательных технологий
в практике работы в условиях ФГОС  начального образования»

«Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов Емельяновой Светланы Владимировны.

Здесь представлен мой индивидуальный план самообразования по направлению "Формирование УУД в рамках реализации ФГОС". Для достижения поставленной задачи в этом плане представлены такие виды ...

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов Галдиной Ирины Владимировны

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов Галдиной Ирины Владимировны....

План самообразования учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны на 2015-2018 гг.

План самообразования включает в себя следующие разделы: основные направления самообразования  и этапы работы на период с 2015 года до 2018 года...