Рабочая программа "Природа и фантазия"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Косьяненко Ольга Николаевна

Программа предусматривает обучение детей 7-10 лет основам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства через практическое применение знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_fantaziya_3_goda.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Пояснительная записка

Программа «Природа и фантазия» разработана на основе типовых программ «Декоративная композиция» и «Аппликация» из сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., Просвещение, 1986,  под редакцией О.С. Молотобаровой. Рабочая образовательная программа относится к художественно-эстетической направленности и диктует соответствующие цели и задачи в обучении.

Новизна рабочей программы «Природа и фантазия» в том, что обучение предполагает параллельное изучение изобразительного искусства и прикладного творчества через практическое применение знаний и навыков. Здесь обучение строится на изучении основ рисунка и декоративного рисования, приёмы формообразования, лепка и работа над образом.

Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся.  Всегда в любое  время очень пристижно владеть творческими навыками, поэтому  знания и умения приобретенные по этой программе, можно смело использовать при выборе будущей профессии или более углубленного изучения этой технологии.

Отличительные особенности данной программы в том, что данный курс предполагает использование как традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, устный опрос, использование технологических карт и иллюстраций; так и нетрадиционный: для более глубокого  усвоения знаний,  желательно проводить праздничные занятия по отдельным разделам программы для эмоционального воздействия и восприятия. Целесообразно в методах работы применять экскурсии на различные выставки, коллективные походы на пленер, проводить мероприятия воспитательного характера, посвященные знаменательным датам.

Цель программы: формирование знаний, практических умений и навыков работы в технике лепки из соленого теста и аппликации, изучение основ изобразительного творчества, формирование творческого отношения к деятельности, знание традиций и ремёсел своего народа.

Программа «Природа и фантазия» направлена на решение следующих         задач:

 - развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;

- знакомство с видами материалов, их свойствами;

- воспитание общей трудовой культуры, взаимопонимание, умение работать в коллективе;

- формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;

- развитие творческого мышления, конструктивных способностей;

- формирование умений выстраивать последовательность создания изделия;

- знакомство с народными ремеслами.

Формы организации обучения по данной программе: теоретические занятия, практические занятия, экскурсии, проведение мероприятий по внеклассной работе, праздников, участие в выставках и конкурсах.

Характеристика возрастной группы, на которую рассчитана программа.

Программный материал рассчитан на детей в возрасте от 7 до 10 лет.

 В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения возрастают, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость младших школьников. Характерна повышенная утомляемость и нервно – психическая ранимость.

 Основные виды памяти у младших школьников – эмоциональная и образная. У детей этой возрастной группы преобладает  наглядно – образное мышление. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных представлениях, детям понять трудно. Именно поэтому данная программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями прикладного искусства, беседы о художественных народных промыслах, анализ образцов народной игрушки и современных произведений этого вида декоративно – прикладного творчества (рисунки, иллюстрации, изделия, технологические карты, наглядные пособия). Практическая работа по лепке предполагает знакомство с  основами рисования по подготовке рисунка для изделия, выполнение эскизов нескольких видов орнамента, составление узоров из готовых элементов, рисование фона и декоративных элементов.

В процессе реализации программы дети создают своими руками различные изделия для украшения быта, интерьера, одежды, декоративные панно и сувениры. Трудовое воспитание способствует развитию у детей творческой активности, самовыражения, сплоченности  коллектива. Практические работы, связанные с лепкой из соленого теста, развивают глазомер, мелкую моторику рук, способствуют художественному  восприятию. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности в исполнении формообразования, художественного оформления  творческих работ.

Форма проведения занятий: групповая с использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Программа «Природа и фантазия» предусматривает чередование занятий индивидуального, практического творчества обучающихся и занятий коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

      Методы и приемы преподавания учебного материала: разработка схем, технологических карт, проведение бесед по теме, проведение игр, конкурсов,  выставок, воплощение образа через изучение иллюстраций, соревнования,  рисование.

Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения предусматривает занятия 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным перерывом. 2  год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом и 3 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа.

Результаты образовательного процесса

К концу 1-го года обучающиеся должны знать:

  • название и назначение материалов, приспособлений и инструментов, используемых в лепке;
  • правила организации труда;
  • способы сушки изделий.

Уметь:

  • лепить базовые элементы, используя инструменты, шаблоны;
  • лепить простые формы по памяти;
  • оформлять свою работу с помощью красок.

К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:

  • элементы росписи;
  • способы рисования;
  • правила организации труда;
  • основы композиции;

Уметь:

  • различать элементы росписи;
  • рисовать элементы росписи, используя шаблоны;
  • самостоятельно разрабатывать эскиз и изготавливать изделие;

       К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать;

  • пластические материалы и приёмы работы с ними;
  • знать основы цветоведения;
  • особенности формообразования;

Уметь:

  • Средства и способы изображения в пластике. Рельеф и объём; фактура, цвет, декор.
  • Различать виды композиции;
  • Создавать самостоятельно творческие работы;

   Формами  и видами контроля по окончании 1-го года обучения являются контрольное занятие, где отслеживаются техника лепки базовых элементов; (октябрь)  самостоятельная работа – техника лепки растений; (декабрь) устный опрос – знание и особенностей изделий русских народных промыслов;  (февраль) самостоятельная работа – составление флористической композиции на заданную тему с небольшим количеством элементов (май).

По окончании 2-го года обучения являются: контрольное задание: знание основ цветоведения  (октябрь) творческое задание: композиционное решение при изготовлении панно (декабрь) выставка: передача характерных особенностей предметно (февраль) творческое задание: изготовление аппликации на плоскости из растительного материала.

По окончании 3- го года обучения являются: тестирование: знание цветового спектра (октябрь); творческое задание: композиционное решение при изготовлении панно (декабрь);  выставка:  передача характерных особенностей народной игрушки (февраль); творческое задание: составление композиции, используя дополнительный материал (апрель); выставка: самостоятельное выполнение творческой работы (май).

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие

2

2

2

Техника лепки из соленого теста

8

2

6

3

Базовые элементы в лепке

24

4

20

4

Лепка растений

30

5

25

5

Лепка животных

34

6

28

6

Декоративная лепка по мотивам народной пластики.

32

6

26

7

Основы художественной флористики.

6

2

4

8

Изготовление рамок для фотографий из соленого теста с использованием дополнительного материала.

6

1

5

9

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

28

116

2 год обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

Времена года: краски осени

40

4

36

3

Любимые детские сказки

40

4

36

4

Времена года: зимние пейзажи

44

4

40

5

Сувениры и украшения для дома

40

4

36

6

Времена года: весенние зарисовки

40

4

36

7

Художественная флористика. Аппликация по трафарету

8

2

6

8

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

24

192

3 год обучения

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие

4

2

2

2

Композиция в пластике

30

4

26

3

Пластические материалы и приёмы работы с ними

32

4

28

4

Цветоведение

48

4

44

5

Старинные художественные промыслы

40

4

36

6

Творческая мастерская

60

4

56

7

Итоговое занятие

 2

2

 

                                       ИТОГО:

216

24

192

Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие.

Планирование работы на год. Информация об инструментах и материалах, необходимых для работы. Техника безопасности.

2. Техника лепки из соленого теста

Теоретические занятия. История керамики. Основные направления в керамике. Основной материал для изготовления работ. Основные свойства мукосольки: пластичность, однотонность, доступность, простота художественной обработки.

Практические занятия. Приготовление массы из муки и соли. Ее пропорции.

Отработка основных элементов лепки и навыки владения кистью.

Изучение предмета перед лепкой. Восприятие предмета в целом с помощью тактильных и зрительных ощущений. Выделение более мелких деталей предмета.

Обучение приемам лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, соединение, доработка пальцами для получения более точной формы. Обработка навыков рисования кистью: концом, плашмя, точками, волнистой линией. Конструктивный способ. Скульптурный способ. Комбинированный способ. Рельефная лепка: барельеф, горельеф, контррельеф.

3. Базовые элементы в лепке

Теоретические занятия. Понятие о целом и части. Различные формы: шарообразная, цилиндрическая и их применение в тестопластике.

Практические занятия. Изучение конструктивного способа. Рельефная лепка Лепка на форме: вокруг шара из фольги, конуса, по принципу папье-маше.

Лепка шарообразных форм: мяч, колобок. Раскатывание шариков из теста. Сушка, оформление

Лепка на основе круга: солнышко. Знакомство с элементом «лепешка», раскрашивание.

Лепка цилиндрических форм. Раскатывание колбасок из теста, придание необходимой формы, сушка, раскрашивание.

Модульная лепка. Вылепливание модулей, комбинирование их разными цветами. Оформление, сборка.

Лепка из колец. «Скульптура». Определить вид колец: рельефные или гладкие.

4. Лепка растений

Теоретические занятия. Разнообразие растений. Роль растений в природе. Значение растений в жизни человека. Формирование ответственного отношения к природе. Сезонные явления в жизни растений. Особенности строения цветковых растений, самой распространенной и многочисленной группы растений. Основные органы цветкового растения: корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Строение цветка. Использование базовых форм для изготовления растений в технике лепки из соленого теста.

Практические занятия. Изготовление панно «Лесная поляна». Подбор базовых элементов для цветов, ягод, травы, солнца. Замешивание теста; изготовление шариков; изготовление листочков; сушка, раскрашивание. Оформление, сборка в общую композицию.

Изготовление панно «Мой огород». Подбор базовых элементов для овощей, ягод, травы, гороха, яблок, сливы, кустарника: шариков, жгутиков,  лепешек (листья). Замешивание теста, изготовление листочков, стеблей,  цветков, плодов, сушка, раскрашивание. Оформление, сборка в общую композицию.

Лепка цветов. Изготовление розы из круглых лепестков. Изготовление основного базового элемента - лепешка. Технология изготовления. Инструменты и материалы. Полезные советы.  Изготовление веночка из роз.

Изготовление панно «Летний букет». Замешивание теста, изготовление листочков, стеблей, цветков, вазы, сушка, раскрашивание. Оформление, сборка в общую композицию.

5. Лепка животных

Теоретические занятия. Разнообразие животных в природе. Домашние и дикие животные. Рассказы и сказки о животных. Место животных в народном творчестве. Использование базовых форм для изготовления животных в технике лепки из соленого теста. Использование пластичности материала для передачи движений. Обсуждение характера персонажей каждого изделия.

Практические занятия. Изготовление работы на тему: «Цирковая программа». Изготовление персонажей, участвующих в цирковой программе. Изготовление зебры. Используемые базовые формы. Лепка зебры, сушка, раскрашивание.

Образ крокодила, его действия в данной программе. Использование ножниц для придания характерного рисунка коже крокодила. Используемые базовые формы. Лепка крокодила, сушка, раскрашивание.

Лепка бегемота с мячом. Используемые базовые формы. Лепка бегемота, сушка, раскрашивание.

Лепка попугая на жердочке, особенности изготовления перьев. Используемые базовые формы. Лепка попугая, сушка, раскрашивание.

Слон с мячом и обручем. Изготовление слона и аксессуаров. Используемые базовые формы. Лепка слона, сушка, раскрашивание.

Лепка медведя на велосипеде. Используемые базовые формы. Лепка медведя, сушка, раскрашивание.

Изготовление кота-акробата. Используемые базовые формы. Лепка кота, сушка, раскрашивание.

Лепка клоуна. Используемые базовые формы. Лепка клоуна, сушка, раскрашивание. Сборка и оформление панно «Цирковая программа».

6. Декоративная лепка по мотивам народной пластики

Теоретические занятия.  История и традиции русских народных промыслов. История Филимоновской игрушки - свистульки. Игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Сюжеты филимоновской игрушки.  Традиционные цвета росписи игрушек.

Дымковская игрушка с берегов Вятки. Пластика формы, особые пропорции, необычный по яркости узор, характерные для изделий кировских мастеров.

История и особенности каргопольской игрушки. Цветовая гамма и динамичные сюжеты каргопольской игрушки, ее многофигурность.

Практические занятия. 

Лепка игрушки петушок (по дымковской игрушке). От общей формы (овоида) вытягивание шеи и головы петуха, затем, путем налепов создание изображения гребешка, крыльев и хвоста. Закрепление умения плотно скреплять части, устанавливать фигурку на подставку. Сушка и раскрашивание игрушки в стиле дымковских мастеров.

Лепка коня (по каргопольской игрушке). Лепка пластическим способом – из одного куска теста туловище, шею и голову. Передача выразительных особенностей игрушки: маленькая голова, опущенная вниз; изогнутая шея с гривой; удлиненное туловище и прямые ноги, немного расставленные в стороны. Сушка и оформление игрушки в стиле каргопольских мастеров.

Лепка композиции «Конь с наездником» (по дымковской игрушке). Лепка игрушки с натуры, передача ее характерной формы и выразительных особенностей: у коня удлиненное туловище, высокая шея с маленькой головой, грива (из скрученного валика), высокие ноги и хвост. Лепка фигурки наездника. Сборка, сушка, оформление игрушки.

Творческое задание. Лепка сказочной птицы. Лепка предмета, передача его форм, пропорций и характерных деталей. Создание образа с использованием имеющихся знаний и умений при украшении предмета налепами и росписью. Ритмичное и красивое расположение перьев на спине и крыльях птицы.

Гжельская роспись, панно «Чайный сервиз». Лепка предметов чайного сервиза. Сборка, сушка, оформление.

7. Основы художественной флористики

Теоретические занятия. Легенды и предания о растениях; сезонные изменения в природе; экологический стиль в аранжировке, правила поведения в природе, правила, сроки и особенности сбора природного материала; засушивание и хранение собранного материала. Определение флористики и её виды, история возникновения; основы цветоведения, технология изготовления аппликации на плоскости; оформление готовых работ, хранение.

Практические занятия. Просмотр выставочных экземпляров, знакомство с работами мастеров; выбор работы для копирования, подготовка фона; составление композиции на заданную тему с небольшим количеством элементов. Использование для основы композиции природного материала: коряг, коры, шпона. Использование «бессмертников» в аппликации, технология наклеивания на фон.

8. Изготовление рамок для фотографий из соленого теста с использованием дополнительного материала

Теоретические занятия. Способы декорирования предмета с использованием дополнительного материала.

Практические занятия. Изготовление рамки для фото, ее форма, декорирование, оформление. Проработка деталей для нахождения образа.

Способы декорирования изготовленной из теста рамки для фото при помощи деталей, изготовленных из теста. Способы декорирования готовой рамки из теста или дерева с помощью камней, ракушек, засушенных морских моллюсков. Декорирование рамки из теста искусственными цветами.

Оформление и декорирование рамки из теста или дерева готовыми природными материалами. Скрепление и оформление готовых изделий.

9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших обучающихся. Задание на лето.

2 год обучения

1. Вводное занятие

Теоретические занятия. Планирование работы на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.

Практические занятия.  Повторение и закрепление способов лепки.

2. Времена года: краски осени

Теоретические занятия. Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе. Осень в творчестве художников и поэтов. Цветовая гамма осени. Гармоничность сочетания цвета в природе. Основы композиции.

Практические занятия. Выбор сюжета на осенние мотивы (букет осенних цветов, корзина с фруктами, ветка рябины и др.). Выбор способов изображения и выразительных средств, передача особенностей осеннего колорита. Лепка. Решение способов лепки, нахождение наиболее рационального, умение работать стекой. Раскрашивание. Художественное оформление.

Лепка композиции «Дары осени». Выбор сюжета, цветовое решение композиции, разработка эскиза. Лепка элементов панно. Сушка, раскрашивание. Сборка композиции.

3. Любимые детские сказки

Теоретические занятия. Русские народные сказки. Сказочные герои, их характер, внешний облик, поведение. Знакомство с иллюстрациями к сказкам. Рассказы обучающихся о своих любимых сказках и игрушках. История игрушки, виды игрушки. Рассматривание иллюстраций.

Практические занятия. Изготовление иллюстрации к сказке «Молодильные яблоки». Выбор форм, цвета росписи. Учет форм, пропорций, дополнительных деталей, которые делают иллюстрацию достовернее и интереснее. Отбор способов изображения и выразительных средств, передача характерных особенностей образов главных героев. Композиционное решение панно. Лепка. Раскрашивание деталей. Сушка. Оформление панно.

Изготовление иллюстрации к любимой сказке по выбору обучающихся. Составление эскиза панно, цветовое решение. Учет форм, пропорций, дополнительных деталей, которые делают иллюстрацию достовернее и интереснее. Отбор способов изображения и выразительных средств, передача характерных особенностей образов главных героев. Композиционное решение панно. Лепка. Раскрашивание деталей. Сушка. Оформление панно.

 4. Времена года: зимние пейзажи

Теоретические занятия. Характерные особенности зимнего времени: холод, снег, снежинки, новый год, новогодние подарки, Дед Мороз, Снегурочка. Русские народные сказки о зиме.

Практические занятия. Выбор и изготовление зимних композиций: «Зимняя сказка», «Рождество», «Зайчата». Работа над выразительностью образов. Лепка элементов композиции. Применение различных средств: изображение формы предмета и его действия, передача характерных деталей и фактуры (птицы на ветке, зимний пейзаж и др.). Украшение мелкими дополнительными деталями. Подбор цветовой гаммы при раскрашивании. Сушка. Художественное оформление.

Иллюстрация к сказке «Волк и лиса». Эскиз панно. Обсуждение образа главных героев. Лепка деталей панно. Сушка, сборка, оформление панно.

5. Сувениры и украшения для дома

Теоретические занятия. История сувенира и его назначение. Производство современных сувениров. Возможности лепки из соленого теста при изготовлении сувениров. Традиции украшения дома в различных странах. Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Украшения, сделанные своими руками для создания образа жилища. Выбор композиций с учетом функционального назначения помещений. Использование мотивов народных промыслов для создания украшений для дома. Традиции изготовления посуды гжельскими мастерами. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Умение видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии.

Практические занятия. Лепка чайника (по гжельской посуде). Характерная дисковидная форма чайника, лепные детали, пластичное выполнение носика, ручки, крышки. Сушка и роспись чайника.

 Изготовление панно для детской комнаты «В гостях у морского царя». Рассказ о морских обитателях (рыбах, морских звездах, крабах, черепахах, водорослях и т.д.). Рассматривание иллюстраций. Составление композиции, творческий подход к решению сюжета, выделение центра композиции, использование знания формы, пропорций предметов, свои наблюдения, разные приемы лепки. Лепка элементов композиции «В гостях у морского царя». Соблюдение пропорционального соотношения частей при оформлении работы. Передача характерных особенностей предметов. Раскрашивание. Сушка. Художественное оформление. Анализ.

Лепка поделок-сувениров к праздничным датам (Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы). Передача в работе характера событий. Ценность и образная композиционная выразительность. Соответствие выразительных средств теме. Совершенствование знаний и навыков. Оригинальность поделки.

Лепка кулона (броши) в подарок маме на 8 Марта. Подготовка эскиза. Сочетание орнамента и формы изделия. Выполнение рельефа путем налепа. Сушка и раскрашивание сувенира.

Лепка декоративной пластины к Дню защитника Отечества. Подготовка эскиза. Навык работы со стекой. Способ лепки пластины путем выбирания теста стекой. Лепка пластины, нанесение рисунка, выбирание стекой теста вокруг рисунка. Отглаживание поверхности пластины, сушка, раскрашивание пластины.

6. Времена года: весенние зарисовки 

Теоретические занятия. Весна в творчестве художников. Рассматривание репродукций. Стихи о весне. Весенние явления в природе. Экскурсия в весенний парк. Цветовая гамма весны.

Практические занятия. Выполнение весенней композиции: «Встреча весны». Развитие детского творчества, фантазии, передача выразительных средств (форма, пропорция, движения, дополнительные детали) при разработке эскиза. Подбор красок, характерных данной теме. Лепка элементов композиции. Сушка. Художественное оформление. Анализ.

Выполнение весенней композиции «Первоцветы». Обсуждение эскиза. Подбор красок, характерных данной теме. Лепка элементов композиции: деревьев, подснежников, птиц. Сушка. Художественное оформление. Анализ.

7. Художественная флористика. Аппликация по трафарету

                 Теоретические занятия. Понятие об аппликации; история аппликации (изделия Пазырыкских курганов V-III вв. До н.э.; аппликация в Азии и Европе; силуэт - вид изобразительного искусства VI в. до н.э.; силуэт в России в XVIII-XIX вв.; зарождение флористики). Просмотр выставочных работ по теме. Выбор рисунка, сюжета. Технология изготовления изделий, оформление работ.

                Практические занятия. Подготовка материала к работе, выбор сюжета; деталировка; приклеивание, высушивание, вырезание; выполнение фона, компоновка деталей на фоне, техника приклеивания к фону; оформление работы.

        Перечень работ по теме:

-аппликация на плоскости из растительного материала;

-аппликация с основой из бересты.

 -творческое задание: «Аппликация из крылаток ясеня, клёна, перьев».

8.  Итоговое занятие. Подведение итогов. Отчетная выставка.

3 год обучения.

1.Вводное занятие.

Теоретическое занятие. Введение в программный материал. Инструктаж по т.б. Практическое занятие. Безопасность дорожного  движения.  Выполнение рисунков «Сохрани свою жизнь».                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Композиция в пластике.

Теоретические занятия. Понятие о композиции,  закономерность и  разнообразие в работах декоративно-прикладного творчества.

Практические  занятия.  Просмотр иллюстративного материала.  Зарисовки. Геометрические фигуры, ленточная  композиция. Орнамент в круге, растительные элементы.  Лепка орнамента  в  круге.  Роспись орнамента в холодной цветовой гамме. Лепка орнамента в круге. Роспись  в теплой  цветовой  гамме. Рельефная  лепка композиции «Сказочный город». Подбор материала. Работа над эскизом.  Работа цветом, связь с фоном. Соотношение пропорций. Лепка основных элементов. Дополнение мелкими деталями. Декорирование работы. Оформление.

  1. Пластические материалы и приёмы работы с ними.

Теоретические занятия. Пластические материалы, их состав и классификация. Применение в декоративном творчестве. Свойства, применение и отличие.

Практические занятия. «Фантазия», лепка  биомассой. Рельефная лепка сувенира «Медаль»,  пластилин. Сувенир из глины.  Рельефная лепка глиной.  Мои любимые животные, характерный образ.

 Примеси цветового пигмента в глине. Отличительные свойства и их              характеристика.  Работа с гипсом, используя форму.  Подбор  цветовой      гаммы, работа красками.  Отработка деталей.

Теоретическое занятие. Изготовление сувенира «Подсвечник». Композиционный образ, применение в быту. Стилизованный материал.   Практическое занятие.      Подбор декоративного материала.  Разработка эскиза готового изделия в цвете. Лепка основных деталей. Дополнение мелкими деталями. Работа с клеем. Работа в цвете. Декорирование подсвечника лентами, тесьмой, бусинами.

  1. Цветоведение. 

Теоретические занятия. Региональный компонент, кубанское народное творчество:  значение, традиции, связь поколений. Просмотр видеофильма.  Практические  занятия. Изготовление панно «Кубанское подворье». Разработка эскиза в цвете. Подбор материала, работа над фоном. Рельефная лепка основных элементов.  Лепка дополнительных деталей.  Применение  основных цветов в композиции, их связь с фоном.  Работа акриловыми  красками над деталями. Оформление дополнительным декоративным материалом. Оформление работы.    

Теоретическое занятие. Лекторий «Противопожарная защита». Практические занятия. Изготовление декоративного панно «Служба спасения- 01». Подбор материала, натягивание бумаги на планшет. Работа над композицией. Работа цветом над фоном. Лепка основных полуобъемных деталей. Дополнение элементами. Сушка готовых элементов. Работа акриловыми красками над деталями. Оформление работы. Теоретическое занятие. Изготовление декоративного панно «Подводный мир». Композиционная закономерность. Подбор материала.

Практические занятия. Разработка эскиза в цвете. Работа над фоном. Разнообразие природного материала в композиции. Цветовое решение. Работа над деталями. Оформление работы.

  1. Старинные художественные промыслы.

Теоретические занятия.

Беседы об истории керамики. Просмотр иллюстративного материала.

Посещение выставки прикладного творчества.

Практические занятия. Зарисовки.  Плешковская  игрушка.  Характерный образ.    Работа с глиной. Сушка. Цветовое решение. Покрытие лаком.

Теоретичекое занятие. История происхождения Дымковской игрушки. Просмотр иллюстраций.

Практическое занятие.  Зарисовки. Характерный образ. Лепка глиной. Цветовое решение акриловыми красками.

Теоретическое занятие. Филимоновская игрушка. Просмотр иллюстративного материала.  Характерный образ.  Практические занятия. Зарисовки.  Отличительные особенности.  Лепка глиной.  Работа красками.

Работа над деталями. Покрытие лаком.

Теоретическое занятие. Изготовление оберега. Применение в быту. Практическое занятие.  Подготовка основы для оберега. Лепка характерных деталей.  Сушка, работа цветом. Покрытие лаком. Компоновка деталей на обереге, работа клеем.   Декорирование.

Срез знаний и умений.  Анализ творческих работ.

  1. Творческая мастерская.

Теоретическое занятие.  «Что такое Рождество?» Просмотр видеофильма, иллюстративного материала. Практические занятия. Зарисовки карандашом. Изготовление декоративного панно «Рождество Христово». Приготовление биомассы, подбор материала. Разработка эскиза в цвете. Работа над фоном. Лепка деталей. Композиция на плоскости. Работа красками над деталями. Декорирование дополнительным материалом. Оформление работы.

Изготовление декоративного панно «Салют Победы над Кубанью».                 Теоретическое занятие. Посещение детской библиотеки. Лекторий.    

Практические занятия. Разработка эскиза. Подбор материала, натягивание бумаги на планшет. Перенос рисунка, работа над композицией. Работа над фоном. Лепка деталей. Компоновка деталей. Работа акриловыми красками. Работа красками над деталями. Дополнение декоративным материалом.  Оформление работы.

Изготовление творческой композиции «Зеркало природы».

Теоретическое занятие. Экскурс по живописным местам. Сбор природного материала, его применение и свойства.

Практическое занятие. Подбор природного материала, приготовление соленого теста.  Разработка эскиза в цвете.  Работа над фоном. Лепка основных элементов. Дополнение малыми элементами. Работа цветом. Работа цветом над деталями. Декорирование природным материалом. Оформление работы.

7. Итоговое занятие. Отчетная выставка. Просмотр работ.

Итоги работы учебного года. Выставка лучших работ.

 

Методические рекомендации

Основное место на занятиях отводится практическим работам. Педагог, в соответствии с условиями работы, решает, какие поправки необходимо внести в проведение конкретных занятий, какие приемы и методы применять для достижения цели каждого занятия. При выполнении любого вида работ необходимо уделить время предварительному планированию предстоящих действий, а завершать работу анализом и самоанализом учебной деятельности.

   Работа в детском объединении должна быть направлена на трудовое, эстетическое воспитание обучающихся, способствовать развитию творческой активности и художественных способностей. Воспитанники получают навыки художественного творчества, получают представление о пропорциях, выразительности формы, отделки, декоративных свойствах материалов. Очень важно, чтобы в изделиях проявлялась фантазия детей, выдумка, чувство юмора.

Принцип построения учебно-тематического планирования - постепенный переход от простого к более сложному. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть обоснованной. Форма оценок – коллективный просмотр, анализ, самоанализ.

Творческое отношение педагога, его увлеченность искусством, очень важны для формирования  у обучающихся  познавательного интереса  к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Желательно стремиться к оптимальному распределению времени, отводимому на изучение материала программы, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Список литературы, рекомендуемой для педагога

  1. Боброва З. А. Художественное творчество детей
  2. Василенко В.М. Народное искусство
  3. Голодова В.Г. Обучение лепке детей младшего школьного возраста
  4. О.Чибрикова «Азбука соленого теста» Москво 2010г.
  5. Злотникова Л.Ф. Воспитание художественного вкуса на уроках труда. Начальная школа
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей
  7. Халезова  Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.     М., Просвещение. 1984
  8. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., «Искусство», 1975
  9. И.А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем»
  10. Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству»
  11. Е.Рубцова «Лучшие поделки из соленого теста» ИД «Владис» 2009г.
  12. П.И. Уткин «Народные художественные промыслы»
  13. А.М. Гуаков «Рукоделие в начальных классах»
  14. В.И. Романина «Дидактический материал по трудовому обучению»
  15. Г.В. Бубекина «Изделия из бересты» «Из пшеничной, ржаной, овсяной соломы»
  16. Н.Бельтюкова, «Учимся лепить» Москва 2003г.
  17. А.М. Гукасова «Значение работы с разными материалами» «Овощи и фрукты – материалы для поделок» «Мозаика из камешков, кусочков яичной скорлупы»

Список литературы, рекомендуемой для обучающихся

  1. Боброва З. А. Художественное творчество детей
  2. Василенко В.М. Народное искусство
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей
  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., «Искусство», 1975
  5. В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Мир фантазий

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Уроки здоровья...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....

Презентация к уроку ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Презентация уведёт детей в сказочный лес, населенный фантастическими существами....

Рабочая программа "Бумага, ткань и фантазия"

Рабочая программа дополнительного объединения "Бумага, ткань и фантазия" для 1 -4 классов, расчитана на 2 года...

Рабочая программа "Мир фантазии"

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» является частью Основной образовательн...