Рабочая программа "Природа. Изобразительное искусство" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Прграмма предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы по изобразительному искусству. Запланированы предметные и личностные результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_izo.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Программы специальных коррекционных учреждений VIII вида. Подготовительный и I –IV классы. М., «Просвещение», 2010;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана образовательного учреждения;
- Образовательной программы ОУ.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник автора Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерская А.С. под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение. – 2008.
включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ.
КТП рассчитано на 33часа (согласно календарного графика ОУ).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 | 8 | 9 | 8 |
Всего: 33 |
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
4 класс
(1 ч в неделю)
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- Использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой по форме);
- Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цв. карандаш, гуашь);
- Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- Анализировать свой рисунок и рисунки товарищей (по отдельным вопросам учителя);
- Употреблять в речи слова, обобщающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Основные виды организации учебного процесса
2.Формы работы: уроки изучения нового материала; закрепления знаний, умений и навыков; проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков; анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного; повторение темы или раздела; тематические игровые уроки, урок с использованием ИКТ.
3. Методы обучения.
-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностю учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
4.Технологии обучения:
Традиционное обучение
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Учение через обучение
Технология парного обучения
Перечень учебно- методического обеспечения ОП:
II. Расчет часов на учебный год
№ п/п | Название раздела | Кол-во ча-сов на изу-чение ма-териала | Контроль- ные часы (кол-во часов) | Часы регион. компо-нента | Всего |
Декоративное рисование | 12 | 12 | 12 | ||
Рисование с натуры | 13 | 13 | 13 | ||
Рисование на темы | 4 | 4 | 4 | ||
Беседы об изобразительном искусстве | 3 | 3 | 3 | ||
Итого: | 33 | 33 | 33 |
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | |
1 четверть | 8 | Предметные | Личностные | ||
1. | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков | 1 | 07.09 | Уметь рисовать предметы округлой и продолговатой формы, правильно передавать их цвет | Коррекция и развитие моторики кистей рук |
2. | Рисование с натуры листа дерева осины | 1 | 14.09 | Уметь передавать строение предмета, начиная с общей формы. | Коррекция и развитие мышления, мелкой моторики кистей рук |
3. | Рисование с натуры ветки рябины | 1 | 21.09 | Уметь передавать характерные особенности строения ветки рябины, форму листьев и их взаимное расположение | Коррекция и развитие целенаправленного восприятия цвета, формы, величины объекта, мелкой моторики кистей рук |
4. | Составление узора в квадрате из растительных форм | 1 | 28.09 | Уметь последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания | Коррекция и развитие восприятия предметов по цвету, форме, величине |
5. | Беседа по картине на тему «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов. Василий Васильевич) | 1 | 05.10 | Развивать самостоятельность в работе и закреплять знание и умения, полученные на предыдущих уроках | Коррекция и развитие самостоятельности, зрительного восприятия, моторики кистей рук |
6. | Рисование геометричес-кого орнамента по предложенной схеме- крышка для столика квадратной формы | 1 | 12.10 | Учить детей изображать предметы цилиндрической формы, передавая в виде овала перспективного сокращения верхнего и нижнего оснований | Коррекция и развитие глазо-мера, целенаправленного восприятия формы, величины предмета, моторики кистей рук |
7. | Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка) | 1 | 19.10 | Познакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного искусства | Коррекция и развитие мышления, восприятия, мелкой моторики кистей рук |
8. | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен) | 1 | 26.10 | Уметь передавать строение и форму игрушки. Учить пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий | Коррекция и развитие мышления, совершенствование точности зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук |
2 четверть | 8 | ||||
9. | Рисование с натуры предметов цилиндричес-кой формы, расположен-ных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспектив-ного сокращения круга; передача объёма свето-тенью | 1 | 09.11 | Уметь передавать строение и форму игрушки. Учить пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий | Коррекция и развитие мышления, совершенствование точности зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук |
10. | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация народного промысла (посуда) | 1 | 16.11 | Уметь отображать на рисунке основные признаки золотой осени, подбирать соответст-вующие цвета и оттенки | Коррекция и развитие самостоятельности, воображения, мышления, моторики рук |
11. | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся) | 1 | 23.11 | Учить детей передавать строение и форму частей грузовика | Коррекция и развитие внима-ния, восприятия предметов по цвету, форме, величине |
12. | Рисование с натуры игрушки- автобуса | 1 | 30.11 | Учить детей умению передавать строение, форму и пропорции автобуса | Коррекция и развитие глазо-мера, целенаправленного вос-приятия формы, строения, ве-личины предмета, моторики кистей рук |
13. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате | 1 | 07.12 | Уметь располагать элементы узора | Коррекция и развитие представления, восприятия предметов по цвету, форме, величине, умение передавать элементы в рисунке |
14. | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | 14.12 | Самостоятельно составить новогоднюю композицию | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
15. | Декоративное рисование панно «Снежинки» | 1 | 21.12 | Уметь рисовать предметы треугольной формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие глазомера, восприятия, мышления |
16. | Рисование с натуры игрушки-ракеты на машине | 1 | 28.12 | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
3 четверть | 9 | ||||
17. | Беседа по картинам на тему «Кончил дело- гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н.Жуков. «Дай дорогу!», С.Григорьев. «Вратарь») | 1 | 18.01 | Развивать наблюдательность и умение передать в рисунке основные моменты образца | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности, мелкой моторики рук |
18. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты) | 1 | 25.01 | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие восприятия предметов по цвету, форме, величине |
19. | Рисование с натуры раскладной пирамидки | 1 | 01.02 | Дальнейшее развитие умения рисовать предметы, используя осевые линии, выявлять объем предметов средствами светотени | Коррекция и развитие целенаправленного восприятия цвета, формы, величины объекта, умение передавать в рисунке |
20. | Рисование с натуры бумажного стаканчика | 1 | 08.02 | Развивать творческую фантазию детей и уметь располагать элементы рисунка на листе бумаги | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
21. | Рисование с натуры относительно сложной конструкции. Экскаватор | 1 | 15.02 | Развивать творческую фантазию детей и уметь располагать элементы рисунка на листе бумаги | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
22. | Декоративное рисование листка отрывного календа-ря в празднику 8 Марта | 1 | 22.02 | Развитие умения передавать в рисунке объемную форму прямоугольных предметов. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления, моторики рук. |
23. | Рисование с натуры домиков для птиц | 1 | 01.03 | Совершенствование навыков рисования композиций | Коррекция и развитие восприятия предметов по цвету, форме, величине |
24. | Рисование на тему «Пришла весна. Рассма-тривание иллюстраций картин (И.Левитан. «Пер-вая зелень», «Март», К.Юон. «Мартовское солнце») | 1 | 15.03 | Развивать наблюдательность и умение передать в рисунке основные моменты образца | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности, мелкой моторики рук |
25. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт) | 1 | 22.03 | Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке | Коррекция и развитие восприятия предметов по форме, величине, умения симметрично располагать элементы на рисунке |
4 четверть | 8 | ||||
26. | Рисование узора в полосе | 1 | 05.04 | Уметь рисовать предметы треугольной формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие глазомера, восприятия, мышления |
27. | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем | 1 | 12.04 | Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке | Коррекция и развитие представлений, мыслительной деятельности, мелкой моторики кистей рук |
28. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | 1 | 19.04 | Учить детей симметрично располагать элементы узора на рисунке | Коррекция и развитие вос-приятия предметов по форме, величине, умения симметрич-но располагать элементы |
29. | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (настенные часы) | 1 | 26.04 | Развивать представление учащихся и умение воспро-изводить его в рисунке | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
30. | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) | 1 | 03.05 | Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке | Коррекция и развитие представлений, мыслительной деятельности, мелкой моторики кистей рук |
31. | Рисование на тему «Космические корабли в полёте» | 1 | 10.05 | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
32. | Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных инструментов | 1 | 17.05 | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии, правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги | Коррекция и развитие восприятия предметов по форме, величине, умения симметрично располагать элементы на рисунке |
33. | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природ-ных форм (цветы и бабочки) | 1 | 24.05 | Развивать представление учащихся и умение воспроизводить его в рисунке | Коррекция и развитие мыслительной и творческой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
рабочая программа в 1 классе по изобразительному искусству по УМК "Школа России"
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения....
рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс
в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...
Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...