Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4 классы). Из опыта работы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4) классы. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_predstavleniy_o_vremeni.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие представлений о времени
у обучающихся с НОДА.
Из опыта работы
Для некоторых детей с НОДА характерным является крайне медленное формирование представлений о времени, последовательности и длительности событий, некоторые из них долго затрудняются в определении времени по часам.
Восприятие времени и для здоровых детей младшего школьного возраста обычно представляет определённую сложность. Для восприятия времени нет специального анализатора. Если пространство можно измерить более или менее конкретными практическими действиями, то единица длительности чего-то крайне расплывчата и для ребёнка не имеет определённости. Её нельзя воспринять сразу, т.к. фиксируя начало часа, человек не видит его конец, он уже потерял начало. К тому же оценка длительности какого-то отрезка времени крайне субъективна.
Ребёнок определяет длительность какого-то события по тем практическим делам, которые постоянно повторяются в его жизни и всегда в определённой последовательности. Для школьников ориентирами становятся природные явления (утро – солнце взошло, светло и т.д.)
Для ориентировки во времени младших школьников существенное значение имеет строго регламентированная их школьная жизнь.
С «временны́ми» проблемами приходится сталкиваться на уроках чтения – литературы, истории, когда изучаются произведения, события в которых происходили давно, в прошлом.
Недостаточность ориентировки во времени затрудняет обучение, в частности, усвоение исторического материала. Принятие обозначения – эпоха, век, период – остаются для детей совершенно пустыми словами, за которыми нет какого – либо чувственного опыта. В таком случае без предварительной подготовки подчас не может быть правильно понято содержание и идейный смысл произведения. Обязательно нужно дать описание исторической обстановки, в которой происходит действие литературного произведения, проиллюстрировать (использование картин на историческую тематику, в которых отражается быт, одежда, условия жизни).
Большое значение для развития у детей ориентировки во времени имеют курс природоведения, изучение единиц времени по математике, а также изучение в курсе грамматики темы «Глагол» (прошедшее, настоящее, будущее время).
Какие же виды заданий и упражнений можно использовать помимо работы с календарём природы, отчетов дежурных.
- Работа с циферблатом.
Раскладывание карточек с цифрами до 12, постепенно усложняя задание, давая макет часов только с основными 4-мя , 2-мя насечками и без них.
Для активизации интереса и закрепления временных знаний и понятий можно использовать вопросы связанные с временем, а соответствующие числа – ответы помещать на своё место на циферблате.
- Сколько месяцев в году? 12
- Сколько месяцев в полугодии? 6
- Какого числа начинаются занятия в школе? 1
- Сколько дней в неделе? 7
- Сколько месяцев длится учебный год? 9
- Сколько месяцев в каждом времени года? 3
- Сколько минут длится маленькая перемена? 10
- Сколько стрелок на часах? 2
- Какой по счету в году месяц май? 5 и т.д.
- Работа с песочными часами, чтобы почувствовать продолжительность минуты.
- Для закрепления последовательности дней недели, месяцев и времён года – игры с таблицами, картинками «Времена года»
- Найди своё место.
- Месяцы (времена года, дни недели) перепутались.
- Чего не хватает?
- Разложи по порядку.
- Группировка месяцев по сезонам.
- Индивидуальные карточки с заданиями по закреплению знаний об определении времени, промежутков времени по часам.
Определи время на часах.
Найди часы, которые показывают одинаковое время.
🕐 🕑 🕒 🕓
🕔 🕖 🕗 🕘 🕙 🕚 🕛 ⮰ 🕒
🕖 🕘 🕔 🕒 🕙 ⮰ 🕐 🕒 🕔
Укажи правильную последовательность расположения часов.
🕒 🕙 ⮰ 🕐 🕚 🕓 🕘 🕑 🕛 🕖 🕔 🕗
Определи промежутки времени в парах часов.
1 2 3 4 5
🕑🕗 🕙🕒 ⮰🕗 🕓🕖 🕚⮰
6 7 8 9 10
🕒🕘 ⮰🕓 🕖🕚 🕔🕑 🕛🕐
11 12 13 14 15
🕑🕙 🕔⮰ 🕐🕓 🕚🕔 🕖🕚
- Стихи – НЕБЫВАЛЬЩИНЫ. Всегда вызывают живой интерес у детей, желание самим придумать небылицу.
- Наступила осень,
Стали дни длиннее,
Прилетели птицы,
Стало веселее.
- Наступает месяц май, в поле зреет урожай.
- Осенью к нам
С самой южной границы
Вновь возвращаются
Певчие птицы.
- Лето. Жарко.
На лужайке
В белой шубке
Мёрзнет зайка.
- Налетели метели,
Сразу листья пожелтели.
- Пословицы и поговорки о времени.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Январь году начало, зиме середина.
- Новый год – к весне поворот.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
- Ноябрь – сумерки года. И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.
В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся....
Результативность работы по букварю и прописям УМК «Гармония» в 1 классе (Из опыта работы)
Большая часть существующих азбук и букварей делает акцент прежде всего на обучении чтению. Букварь Соловейчик М. С. обеспечивает дальнейшее продуктивное изучение русского языка....
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.
Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).
Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...
«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)
В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся с речевым недоразвитием....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...