Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4 классы). Из опыта работы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Старкова Светлана Васильевна

Развитие представлений о времени у обучающихся с НОДА (1-4) классы. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predstavleniy_o_vremeni.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие представлений о времени

у обучающихся  с НОДА.

Из опыта работы

Для некоторых детей с НОДА характерным является крайне медленное формирование представлений о времени, последовательности и длительности событий, некоторые из них долго затрудняются в определении времени по часам.

Восприятие времени и для здоровых детей младшего школьного возраста обычно представляет определённую сложность. Для восприятия времени нет специального анализатора. Если пространство можно измерить более или менее конкретными практическими действиями, то единица длительности чего-то крайне расплывчата и для ребёнка не имеет определённости. Её нельзя воспринять сразу, т.к. фиксируя начало часа, человек не видит его конец, он уже потерял начало. К тому же оценка длительности какого-то отрезка времени крайне субъективна.

Ребёнок определяет длительность какого-то события по тем практическим делам, которые постоянно повторяются в его жизни и всегда в определённой последовательности. Для школьников ориентирами становятся природные явления (утро – солнце взошло, светло и т.д.)

Для ориентировки во времени младших школьников существенное значение имеет строго регламентированная их школьная жизнь.

С «временны́ми» проблемами приходится сталкиваться на уроках чтения – литературы, истории, когда изучаются произведения, события в которых происходили давно, в прошлом.

Недостаточность ориентировки во времени затрудняет обучение, в частности, усвоение исторического материала. Принятие обозначения – эпоха, век, период – остаются для детей совершенно пустыми словами, за которыми нет какого – либо чувственного опыта. В таком случае без предварительной подготовки подчас не может быть правильно понято содержание и идейный смысл произведения. Обязательно нужно дать описание исторической обстановки, в которой происходит действие литературного произведения, проиллюстрировать (использование картин на историческую тематику, в которых отражается быт, одежда, условия жизни).

Большое значение для развития у детей ориентировки во времени имеют курс природоведения, изучение единиц времени по математике, а также изучение в курсе грамматики темы «Глагол» (прошедшее, настоящее, будущее время).

Какие же виды заданий и упражнений можно использовать помимо работы с календарём природы, отчетов дежурных.

  1. Работа с циферблатом.  

Раскладывание карточек с цифрами до 12, постепенно усложняя задание, давая макет часов только с основными 4-мя , 2-мя насечками и без них.

Для активизации интереса и закрепления временных знаний и понятий можно использовать вопросы связанные с временем, а соответствующие числа – ответы помещать на своё место на циферблате.

  • Сколько месяцев в году?    12
  • Сколько месяцев в полугодии?    6
  • Какого числа начинаются занятия в школе?    1
  • Сколько дней в неделе?    7
  • Сколько месяцев длится учебный год?        9
  • Сколько месяцев в каждом времени года?     3
  • Сколько минут длится маленькая перемена?    10
  • Сколько стрелок на часах?       2
  • Какой по счету в году месяц май?     5    и т.д.

  1. Работа с песочными часами, чтобы почувствовать продолжительность минуты.

  1. Для закрепления последовательности дней недели, месяцев и времён года – игры с таблицами, картинками «Времена года»
  • Найди своё место.
  • Месяцы (времена года, дни недели) перепутались.
  • Чего не хватает?
  • Разложи по порядку.
  • Группировка месяцев по сезонам.

  1. Индивидуальные карточки с заданиями по закреплению знаний об определении времени, промежутков времени по часам.

Определи время на часах.

Найди часы, которые показывают одинаковое время.

     🕐 🕑 🕒 🕓

🕔 🕖 🕗 🕘 🕙 🕚 🕛  🕒

🕖 🕘 🕔 🕒 🕙  🕐 🕒 🕔

Укажи правильную последовательность расположения часов.

🕒 🕙 ⮰ 🕐 🕚 🕓 🕘 🕑 🕛 🕖 🕔 🕗

Определи промежутки времени в парах часов.

               1                       2                       3                       4                       5

🕑🕗 🕙🕒 ⮰🕗 🕓🕖 🕚⮰

    6                      7                       8                       9                     10

🕒🕘 ⮰🕓 🕖🕚 🕔🕑 🕛🕐

     11                     12                     13                     14                     15

🕑🕙 🕔⮰ 🕐🕓 🕚🕔 🕖🕚

  1. Стихи – НЕБЫВАЛЬЩИНЫ. Всегда вызывают живой интерес у детей, желание самим придумать небылицу.

  • Наступила осень,

Стали дни длиннее,

Прилетели птицы,

Стало веселее.

  • Наступает месяц май, в поле зреет урожай.

  • Осенью к нам

С самой южной границы

Вновь возвращаются

Певчие птицы.

  • Лето. Жарко.

На лужайке

В белой шубке

Мёрзнет зайка.

  • Налетели метели,

Сразу листья пожелтели.

  1. Пословицы и поговорки о времени.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь году начало, зиме середина.
  • Новый год – к весне поворот.
  • Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
  • Ноябрь – сумерки года.     И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.

В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся....

Результативность работы по букварю и прописям УМК «Гармония» в 1 классе (Из опыта работы)

Большая часть существующих азбук и букварей делает акцент прежде всего на обучении чтению. Букварь Соловейчик М. С. обеспечивает дальнейшее продуктивное  изучение русского языка....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.

Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков  времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...