«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку

Иванова Марина Юрьевна

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Г.о. Подольск Московской области»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18

Круглый стол с учителями русского языка и литературы

Доклад по теме

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

Подготовила: Иванова М.Ю.

2020г.

Работа  над сочинением  по картине

       Известно, что сочинения по картине проводятся во всех классах. Перед учителем стоят непростые задачи: научить учащихся понимать содержание картины, видеть ее художественные достоинства и, конечно, создавать сочинение. При описании картины необходимо научить выделять главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности. Одним словом, дети должны знать, о чем писать, как писать, в каком порядке писать.

       Развитие связной письменной речи у детей с речевым недоразвитием является ещё более сложным процессом, чем формирование устной речи. Написание сочинения по картине вызывает большие трудности у данной категории детей. Одни трудности связаны со спецификой самой письменной речи, другие- с особенностями развития детей. Чтобы с ними справиться и вызвать у детей интерес к данному виду творческой работы, необходимо этот вид деятельности сделать доступным и интересным. 

       Один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Поэтому на первом этапе использую приём пропедевтики. Общее знакомство с репродукцией картины, с её автором, осуществляется заранее. Дети самостоятельно рассматривают её дома, используя учебник. Для знакомства с художником раздаю детям памятки с его биографией.

       На втором этапе учащиеся знакомятся с темой и целью работы. Во вступительном слове учитель даёт информацию о художнике, его творческом пути, умышленно опуская важные события. Дети дополняют рассказ учителя фактами из прочитанной ими биографии. Обязательно используется презентация.

       На третьем этапе дети получают задание рассмотреть картину. Ученик, рассматривая картину, обращает внимание на то, что его больше волнует, интересует, что явилось для него новым, неожиданным. Именно в этот момент определяется отношение ученика к картине, формируется его  собственное понимание данного произведения искусства. Такое общее знакомство с картиной дает толчок чувству и воображению, порождает желание высказаться, хотя  учащиеся затрудняются самостоятельно составить речевое произведение, так как  их словарный запас беден. Поэтому на данном этапе  нельзя предоставлять учащихся самим себе, необходимо проводить работу под чутким руководством учителя.

       На четвёртом этапе учитель проводит беседу по картине. Приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых, помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. При анализе картины дети, отвечая на вопросы учителя, пользуются карточками с речевым материалом, которые учитель готовит заранее. Можно выделить группу вопросов, связанных с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскрытии замысла художника. Важно, чтобы вопросы   были точны, лаконичны, понятны учащимся, то есть соответствовали уровню их развития. 

       Важным этапом урока развития речи при обучении написанию сочинения по картине  является словарная работа, которую  учитель должен организовать так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину. Кроме того, словарная работа  должна способствовать расширению словаря школьников, обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами языка  и  активизации пассивного словаря.  В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых  для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения,  эмоционально-окрашенные слова.  А если учитель умело организует словарную работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера соревнования  по подбору нужной лексики. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретные предметы  или явления, изображенные на картине. 

       Важным является и этап составления плана высказывания по картине. Эту работу можно проводить как коллективно, так и самостоятельно. Но на начальном этапе лучше использовать коллективное составление простого плана. Составление плана является обязательным элементом урока развития речи с описанием картины. На данном этапе я использую различные методы и приёмы. Например: предлагаю детям несколько вариантов готового плана, из которых они должны выбрать тот план, который точно соответствует тематике, целям и содержанию произведения живописи.

       Обязательно  при подготовке  к  написанию сочинения-описания  картины следует показать образец высказывания. Можно использовать созданный учителем текст или  готовые тексты из учебника (если есть),  устный рассказ одного из учащихся. Важно, чтобы при подборе текста к рассматриваемой на уроке картине соблюдались  следующие требования: доступность, информативность, художественная и эстетическая ценность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

       Для подготовки к написанию сочинения по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» в 3 классе я предлагаю использовать  карточку с различными видами работ: работа с деформированными предложениями, с  опорными словами, с зашифрованными предложениями, а также предложениями, которые являются ответами на вопросы.

Где происходит действие?

На далёком севере.

Птицы

На, летят, своих, лебеди, огромных, свободно, крыльях. Купаются, просторе, в, словно, голубом, они.

Облака

Кучевые, облака, над, плывут, ними.

Волны

Спокойное , волн, в, колыхание, море.

Корабль

вдалинесётсянасвоихпарусахкорабль

Скалы

Берегу, скалы, на, видны

Картина написана…цветами.

Зеленовато-голубыми

…на облаках и птицах показывают их освещённость.

Фиолетовые тени

…цвет воды передаёт всю глубину моря.

Тёмно-голубой

       Далее дети самостоятельно выполняют письменную работу над сочинением по картине, используя данную карточку.

       После самостоятельной работы учитель проводит анализ сочинений учащихся, указывая на находки и недостатки, работу над ошибками.

       Считаю: данная методика работы  над сочинением  по картине очень эффективна для детей с речевыми нарушениями. Она способствует  как повышению уровня развития речи  учащихся с речевым недоразвитием, так и их  общей культуры.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

        При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...

"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся с ТНР."

В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....

Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение....