Статья на тему: "Особенности произвольного и непроизвольного внимания младшего школьника ОВЗ (ЗПР)".
статья (2 класс)
Статья о том, какие особенности произвольного и не произвольного внимания встречаются у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proizv._i_neproizv._vnimanie.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности произвольного и непроизвольного внимания младшего школьника ОВЗ ЗПР.
Войнова И.В.
учитель начальных классов
Учитель начальной школы - предметник и классный руководитель в одном лице. Его работа должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе программы воспитания образовательного учреждения.
Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.
Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.
При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо проанализировать прежде всего:
- объем внимания;
- сосредоточенность, концентрацию внимания;
- длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них.
Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:
непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.
Часто психологи и врачи слышат: "Мой ребенок - умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:" И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся.
Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление действительности. Оно связано с волевым усилием.
Внимание и его свойства.
Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.
Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.
В целом для реализации этой программы необходимо, чтобы:
- Решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям.
- Задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить.
- На занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов).
- Необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся и отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников
Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания- для учителей и родителей....
Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12» Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...
Статья на тему: «Особенности произвольной активности и воли младших школьников и ее воспитание».
Статья посвящена исследованию особенностей произвольной активности и воли младших школьников, а также преодолению проблем в ее воспитании, поскольку, чем больше развита воля у ребенка, тем большего ус...
Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности.
Упражнения на внимание...
Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"
В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....
Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста...
Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"
В статье приводятся авторские разработки, игр, показавших эффективность в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...