Статья "Формирование познавательных учебных действий в условиях реализации ФГОС" (ПНШ)
статья

Нестерова Наталия Александровна

В связи с модернизацией в системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД). 

Наша задача: создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных учебных действий  

в условиях реализации ФГОС

(ПНШ)

Учитель: Нестерова Н.А.

Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с модернизацией в системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).  

Наша задача: создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными. Продумывать систему вопросов и заданий, научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между  учениками и учителем. Нам необходимо помнить, что  обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как   процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска. Обучать учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

С первых уроков необходимо учить школьников планировать урок, рассматривая разворот учебника. Тем самым мы формируем познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Или  при подведении итога урока: – Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.); – Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.); – Кто с ней справлялся легко?; – Кому ПОКА было трудновато?; – Кто или что вам помогало справиться?; – Кто доволен сегодня своей работой?; – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?; –  А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?»

Познавательные УУД – все продуктивные задания, то есть задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание. В образовательной системе «Школа 2100» мы применяем технологию проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности. Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Мы пользуемся общим для учебников дидактическим принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.

Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то мы обеспечиваем с помощью этого принципа индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.

Так типичными  являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, какие варианты деления на группы возможны; как ты думаешь, почему и т.д.

В учебниках и других элементах УМК образовательной системы  предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера. Так, например, читательские умения, приобретенные в курсе литературного чтения, эффективно используются в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности. Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей  в собственную деятельность.

Развивая познавательные учебные действия, нельзя забывать о необходимости сделать учёбу интересной. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока мы отдаём предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Учебники Образовательной системы построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили полностью весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

Сформированность УУД  обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Таким образом, для реализации задач, сформулированных в ФГОС , нам необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями. Следовательно,  без постоянного самообразования, без личной инициативы и творчества решить поставленные задачи будет достаточно сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС

В данной статье предлагаются пути решения вопроса: Как формировать у учащихся начальной школы познавательные универсальные учебные действия....

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....

Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"

Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"...