"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Васина Наталья Сергеевна

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«Фомирование универсальных учебных действий

в процессе обучения младших школьников»»

Программа формирования универсальных учебных действий  начального общего образования способствует: 

  1. Достижению планируемых результатов.
  2. Выявлению и развитию способностей  обучающихся.

Программа  направлена:

  1. На обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта
  2. Реализацию развивающего потенциала начального общего образования, развитие системы универсальных учебных действий, обеспечивающей  умение учиться.

УУД  представляют  целостную систему, в которой выделены следующие   виды действий:

  1. личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
  2. регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.
  3. познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
  4. коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность.

Требования к формированию универсальных учебных действий  отражены в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучащихся раскрывает  возможности для формирования универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности.

Структурная модель  формирования универсальных учебных действий в начальных классах представлена  технологическими этапами.

Первый этап- организационный.  

Деятельность учителя на данном этапе предполагает работу с нормативными  и инструктивно-методическими материалами, анализ возможностей каждого из учебных предметов для формирования универсальных учебных действий в соответствии с планируемыми результатами.

Второй этап- проектировочный.

На данном этапе учитель проектирует рабочие программы по учебным предметам.  Для этого  необходимо:

  1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями  обучающихся.
  2. Выделить время для формирования УУД в границах  урока.
  3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности обучающихся для формирования УУД.
  4. Спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
  5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
  6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
  7. Включить в рабочие программы по учебным предметам формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы и Программы формирования УУД

Третий этап- деятельностный.

  1. В ходе третьего этапа учитель организует поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) и разрабатывает систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование  универсального действия.

 Четвертый этап- диагностирующий.

На данном этапе проводится диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий и обработка данных

 Пятый  этап- практический.

В ходе пятого этапа  осуществляется практическое использование универсальных учебных действий в образовательном пространстве: в урочной и внеурочной деятельности.

Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств по Л.С.Выготскому − возможно только в деятельности. При этом формирование умения выполнять любое действие  проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения действия и мотивация.

2. Освоение способа выполнения этого действия.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Через эти же этапы должно пройти  формирование универсальных учебных действий  и умение учиться.

Формирование универсальных учебных действий   осуществляется по следующим этапам:

1). при изучении различных учебных предметов у обучающихся формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющийся опыт, обучающиеся осваивают общий способ (правило, алгоритм ) выполнения данного УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на разных предметах, организуется самоконтроль и коррекция его выполнения;

4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательном процессе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Формирование  универсальных учебных действий  осуществляется на основе   системно- деятельностного подхода, который позволяет учителю на каждом уроке включать обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов  отрабатываются  все виды универсальных учебных действий.

В процессе формирования УУД  учителями ведется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

1.    Универсальные учебные действия младших школьников;

2.    Психолого- педагогические условия обучения;

3.    Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Система комплексного мониторинга результатов обучения включает в себя

  1. мониторинг универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
  2. мониторинг уровня обученности по  учебным предметам.

Мониторинг проводится 3 раза в год: стартовый в начале учебного года, рубежный в конце первого полугодия и итоговый в конце года.

Для фиксации образовательных результатов обучающихся начальных классов творческой лабораторией по реализации ФГОС разработаны технологические карты. В технологических картах  учителя  фиксируют личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)  и предметные результаты. Это дает возможность представить комплексную оценку  всех образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по каждому обучающемуся и классу в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....