"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фомирование универсальных учебных действий
в процессе обучения младших школьников»»
Программа формирования универсальных учебных действий начального общего образования способствует:
- Достижению планируемых результатов.
- Выявлению и развитию способностей обучающихся.
Программа направлена:
- На обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта
- Реализацию развивающего потенциала начального общего образования, развитие системы универсальных учебных действий, обеспечивающей умение учиться.
УУД представляют целостную систему, в которой выделены следующие виды действий:
- личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
- регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
- познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
- коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность.
Требования к формированию универсальных учебных действий отражены в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучащихся раскрывает возможности для формирования универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности.
Структурная модель формирования универсальных учебных действий в начальных классах представлена технологическими этапами.
Первый этап- организационный.
Деятельность учителя на данном этапе предполагает работу с нормативными и инструктивно-методическими материалами, анализ возможностей каждого из учебных предметов для формирования универсальных учебных действий в соответствии с планируемыми результатами.
Второй этап- проектировочный.
На данном этапе учитель проектирует рабочие программы по учебным предметам. Для этого необходимо:
- Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями обучающихся.
- Выделить время для формирования УУД в границах урока.
- Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности обучающихся для формирования УУД.
- Спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
- Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
- Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
- Включить в рабочие программы по учебным предметам формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и Программы формирования УУД
Третий этап- деятельностный.
- В ходе третьего этапа учитель организует поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) и разрабатывает систему задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование универсального действия.
Четвертый этап- диагностирующий.
На данном этапе проводится диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий и обработка данных
Пятый этап- практический.
В ходе пятого этапа осуществляется практическое использование универсальных учебных действий в образовательном пространстве: в урочной и внеурочной деятельности.
Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств по Л.С.Выготскому − возможно только в деятельности. При этом формирование умения выполнять любое действие проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения действия и мотивация.
2. Освоение способа выполнения этого действия.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Через эти же этапы должно пройти формирование универсальных учебных действий и умение учиться.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется по следующим этапам:
1). при изучении различных учебных предметов у обучающихся формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющийся опыт, обучающиеся осваивают общий способ (правило, алгоритм ) выполнения данного УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на разных предметах, организуется самоконтроль и коррекция его выполнения;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательном процессе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется на основе системно- деятельностного подхода, который позволяет учителю на каждом уроке включать обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов отрабатываются все виды универсальных учебных действий.
В процессе формирования УУД учителями ведется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
2. Психолого- педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Система комплексного мониторинга результатов обучения включает в себя
- мониторинг универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
- мониторинг уровня обученности по учебным предметам.
Мониторинг проводится 3 раза в год: стартовый в начале учебного года, рубежный в конце первого полугодия и итоговый в конце года.
Для фиксации образовательных результатов обучающихся начальных классов творческой лабораторией по реализации ФГОС разработаны технологические карты. В технологических картах учителя фиксируют личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты. Это дает возможность представить комплексную оценку всех образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по каждому обучающемуся и классу в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования...
Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС средствами ТРИЗ – технологий». Конспект занятия во 2 классе.
Конспект развивающего занятия по психологии во 2 классе по теме: «Решение задач»....
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...
Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....