Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС
статья на тему

Нефёдова Марина Владимировна

В данной статье предлагаются пути решения вопроса: Как формировать у учащихся начальной школы познавательные универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефедова М.В., учитель начальных классов

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС

         В условиях перемен в системе образования происходит совершенствование образовательного пространства, изменение целей и содержания образования. Они связаны постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. В современном обществе труднее стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. В связи с чем, часто основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию.

Поэтому  новые образовательные стандарты важнейшей задачей образования определяют формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Перед современным учителем соответственно возникает вопрос: Как сформировать Универсальные учебные действия?

Для этого необходимо провести большую диагностическую работу по выявлению сформированности у младших школьников  универсальных учебных действий. Учителя начальной школы используют методическое пособие Журовой Лидии Ефремовны (Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика 1 класс. ФГОС). Это известный психолог, авторитетный учёный, специализирующийся в области начального школьного образования. Автор педагогической диагностики готовности дошкольников к обучению, успешности обучения в начальных классах. Данная система диагностических работ позволяет определить уровень сформированности предметных знаний и умений по математике и русскому языку, а также универсальных учебных действий; отследить динамику индивидуального продвижения учащегося. Результаты служат основой для принятия обоснованных педагогических решений о дальнейшем ходе обучения

Педагогическая диагностика проводится в три этапа: в сентябре (входная), в декабре (промежуточная) и в апреле (итоговая). Входная диагностика носит комплексный характер и проводится с целью установления уровня готовности первоклассника к школьному обучению.

Результаты диагностики и мониторинга сформированности универсальных учебных действий у младших школьников по методике Л.Е. Журовой в НРМОБУ «Сингапайская СОШ»  определили, что недостаточно развиты познавательные УУД.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В условиях педагогической практики мы решили формировать познавательные УУД у учащихся через развитие логических универсальных действий. Для реализации, поставленной цели определили следующие задачи:

научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей; формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Поставленные задачи решали по данной структуре:

Подготовительный этап

  1.  Теоретический этап
  • Практический этап

Изучить литературу по теме

Изучить литературу по теме

Провести промежуточную диагностику

Провести входную педагогическую диагностику у учащихся

  • Создать банк заданий по данной теме
  • Скорректировать работу на 2 полугодие
  • Сделать выводы, выявить пробелы
  • Сделать выводы
  • Применять задания в различных направлениях
  • Провести итоговую диагностику и комплексную работу
  • Подвести итоги, сделать выводы

На теоретическом этапе на основе следующей учебной, методической и научной литературы:

  • учебников УМК «Перспектива» по математике Петерсон Л.Г., русскому языку и литературному чтению  Климановой Л.Ф., окружающему миру Плешакова А.А.;
  • рабочих тетрадей УМК «Перспектива»;
  • тренажёров по математике,
  • комплексных работ по текстам, автора Холодовой
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Планируемых результатов начального общего образования создали  банк заданий по учебным предметам для учащихся 1 класса с учётом особенностей формирования познавательных УУД, а именно развивающие логические универсальные действия. Все задания на установление закономерностей, последовательностей, арифметические ребусы и головоломки, арифметические лабиринты.

Логические универсальные действия развивались через:

урочную     деятельность  (русский язык …..                  

внеурочную деятельность                              (Кружок                     «Юным умникам  и умницам»)  

олимпиады  (Юниор)

Всероссийские и международные конкурсы по предметам (  )

Рассмотрим, например,  задания для развития логических УУД на уроках русского языка и литературного чтения                                                                                    

Задание №1. Интуитивный речевой анализ-синтез

Детям предлагается четыре ряда слов, в каждом из которых они должны найти лишнее слово.

1. Река, озеро, море, мост, пруд.

2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.

4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Задание №2. Речевые антонимы

Инструкция

«Я вам буду говорить слово, а вы придумывайте, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный.». Зачитываются слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, учитель помогает ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень -...?

Нож бывает острый, а бывает -...?

Дорога широкая, а тропинка - ...?

Река глубокая, а лужа - ...?»

Задания для развития логических УУД на уроках математики

- найди пропущенные числа;

- какое число лишнее;

- установи закономерность и продолжи ряд чисел;

- что общего в примерах?;

- расположи в различном порядке: а) буквы; б) слова; в) выражения;

- найди общий признак фигур по строкам и столбцам таблиц;

- найди закономерность, заполни пустые клеточки в таблицах;

- расшифруй ребусы;

- найди признак отличия фигур одной группы от фигур другой;

- найди закономерность заполнения таблиц и определи, какой кусок вырезали;

- составь слова и найди лишнее слово;

- магические квадраты.

Из таблицы в видно, что 8 учащихся приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады по математике и русскому языку, 7 из них заняли призовые места, что составило 87%.

        В целом за год ребята участвовали в 13 Всероссийских и международных конкурсах по таким предметам как: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир и ОБЖ. Многие из них становились неоднократными победителями и призёрами, а так же получали сертификаты участника.

В конце учебного года провели комплексную итоговую работу. Комплексная итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Результаты выполнения работы зависят от того, умели ли дети читать при поступлении в школу, и если читали, то как, каким способом и насколько осознанно. Поэтому для оценки общей успешности выполнения работы детьми с разным уровнем исходной готовности к обучению использованы различные нормы.

Для детей, читавших осознанно (плавно или по слогам), показателем успешности выполнения основной части является получение не менее 5 баллов при темпе чтения про себя не ниже 40 слов в минуту. Тогда можно считать, что они в целом достигли уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе. Таких учащихся в 1 «А» классе оказалось 8 человек, что составило 47%.

Для детей, которые не умели читать при поступлении в школу или читали неосознанно, хорошим результатом являются 4 балла и более за основную часть при темпе чтения про себя от 20 слов в минуту и выше. Тогда можно так же считать, что они в целом достигли уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе. Таких учащихся в классе оказалось 4 человека, что составило 23%.

Таким образом, 12 человек – 70%  справились с основной частью и достигли уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе.

О достижении повышенного уровня подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

Если ребёнок получил за дополнительную часть 4 балла и более, то при условии успешного выполнения заданий основной части можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровней подготовки. Таких учащихся оказалось 7, что составляет 41 %.

В работе так же учитывалась степень самостоятельности выполнения, за что можно было получить до 2 баллов.

Таким образом, сложив баллы каждого ребёнка за базовый уровень, повышенный уровень и самостоятельность получились следующие результаты подготовки на конец обучения в 1 классе:

  • Высокий уровень 5 человек – 29%
  • Средний уровень 7 человек – 42 %
  • Низкий уровень 5 человек – 29 %

Также были проведены диагностические работы по русскому языку и математике.

Проведём аналогию всех итоговых диагностик по уровням выполнения:

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Комплексная

работа

Высокий уровень

5 человек

29 %

2 человека

12 %

11 человек

65 %

5 человек

29 %

Средний уровень

5 человек

29 %

12 человек

70%

1 человек

6 %

7 человек

29 %

Низкий уровень

7 человек

41 %

3 человека

18 %

5 человек

29 %

5 человек

29 %

Качество

10 человек 59 %

14 человек

82 %

12 человек

70 %

12 человек

70 %

Таким образом, из таблицы видно, что учащимся труднее всего были задания по русскому языку, а именно раздел фонетики. С математикой возникло меньше всего затруднений. Результаты литературного чтения и комплексной работы совпадают, так как направлены на работу с текстом.

Заключение

Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие УУД через решение образовательных задач с помощью банка заданий;
  • проведение диагностических работ по основным предметам начальной школы;
  • проведение итоговой комплексной работы.

В ходе учебного процесса у учащихся развивались логические универсальные действия, и осуществлялась педагогическая диагностика.

Результаты показали, что задания, которые направлены на решение такой задачи как осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, вызывают затруднение у меньшей половины учащихся класса. Задания, которые помогают нам решить такую задачу, как осуществление синтеза как составление целого из частей, вызывают наибольшее затруднение. И наоборот, большая часть учащихся с  успехом справились с заданиями, которые формируют умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....