Конспект урока по литературному чтению в 3 классе"Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение". Программа "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тип урока: урок методологической направленности
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.
Задачи:
· Образовательные : обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, закрепить знания учащихся об особенностях жанров произведений; обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.
· Развивающие: развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обогащать словарный запас; развитие умения анализировать и оценивать прочитанное; развивать творческие способности.
· Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитание доброты, ответственности за свои поступки, честности, чувства товарищества, желания прийти на помощь однокласснику; формировать умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система учебников «Начальная школа XXI века»
Учитель: Головко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области
Предмет: литературное чтение
Класс: третий
Тема урока: Творчество Л.Н.Толстого. Обобщение.
Учебник Л.А. Ефросинина Литературное чтение, учебная хрестоматия, рабочая тетрадь часть 1
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.
Задачи:
- Образовательные : обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, закрепить знания учащихся об особенностях жанров произведений; обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.
- Развивающие: развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; обогащать словарный запас; развитие умения анализировать и оценивать прочитанное; развивать творческие способности.
- Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитание доброты, ответственности за свои поступки, честности, чувства товарищества, желания прийти на помощь однокласснику; формировать умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения
Тип урока: урок методологической направленности
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
-для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Творчество Толстого», портрет Л. Н.Толстого, плакат «Жанры произведений Льва Толстого», выставка книг, энциклопедия, толковый словарь, 4модели обложек к произведениям, плакат «Правила работы в группе», аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта».
-для учеников: учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, пословицы для каждого ученика, копилка добрых дел, лист самооценки.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Прозвенел уже звонок Начинается урок. Вы тихонечко садитесь И работать не ленитесь. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь своему товарищу и мне. | Приветствие учащихся. | Личностные: самоопределение, готовность и способность к саморазвитию. |
2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднений | Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, послушайте, пожалуйста, притчу: Жила - была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к седому и мудрому волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: -Приходи завтра утром, когда первые птицы запоют. Пришла Любовь в условленное место и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. -Вот, выбирай,- сказал волшебник.- одну зовут Радость, другую- Удача, третью Красота, четвертую- Дружба, пятую Доброта. - Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать… -Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, но выбери только одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. - Потом подошла к одной, протянула ей руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт. А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет песни. Кого же выбрала девушка Любовь? - Как вы думаете, как может называться тема нашего уроке? -Как вы считаете, можно ли творчество Льва Николаевича Толстого связать со словом добро, доброта? Предположите тему урока. Кто может сформулировать тему урока? (Дети «Добро в творчестве Л. Н. Толстого» ) -Какую цель мы поставим на уроке? (Доказать, можно ли слово добро. доброта связать с творчеством Толстого). А как мы это будем доказывать?
| Слушают притчу (презентация) Слушают песню «Дорогою добра»(1 куплет) Отвечают на вопросы. Дети составляют план урока. | Коммуникативные: умение воспринимать информацию, выражать свои мысли. Цель-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.. Регулятивные: умение концентрировать своё внимание, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы. Регулятивные: прогнозирование, целеполагание- постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно. Познавательные: постановка и формулирование проблемы Коммуникативные: аргументация своего мнения. |
4.Реализация построенного проекта | Можно ли сказать, что Л. Н. Толстой был добрым человеком? Какие добрые дела сделал в своей жизни писатель? (Школу построил в Ясной Поляне для крестьянских детей. Написал книгу «Азбука». Бесплатно учил детей. Не наказывал учеников. и т. д.) Вывод: Лев Николаевич Толстой любил детей, сам был добрым человеком. (в каком рассказе говорится? Про огурцы Учитель: Если вам захочется побольше узнать о жизни Толстого, то где можно найти информацию? (Интернет, в книге в библиотеке, в энциклопедии) в уголке чтения в классе) Заполните лист самооценки | Вспоминают биографию писателя и делают вывод. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, умение на основе анализа делать выводы) |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Лев Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» -В каких произведениях мы можем наблюдать добрые поступки героев? Каждая группа посовещается и выберет только одно произведение. Задание для работы в группе: Перечитать произведение и найти описание доброго поступка. 1 группа -читает по цепочке (сказка «Два брата») 2 группа -шепотом по часовой стрелке по цепочке (быль «Лев и собачка») 3 группа -против часовой стрелки по цепочке по абзацу («Как боролся русский богатырь») 4 группа- по ролям (басня «Белка и волк») Проверка: Наша группа считает… Чтение отрывка из произведения (все слушают и соглашаются или нет) У вас на партах лежат модели обложек к вашим книгам. Составим одну модель обложки. Как она будет называться? (сборник). А могут ли все эти произведения находится в одной книге? (Да, все они одного автора и все о добре, о товариществе, о дружбе, любви к Родине и др.) Вывод: Да, в сказках (баснях, рассказах, былинах, былях) проникнуты (о добре к людям, животным), о любви к Родине Самостоятельная работа в тетрадях стр. 89-90 №1,2,4 (33,№5) Проверка. (на слайде) Вывод: писатель написал разные по жанру произведения. Заполните лист самооценки. | На доске 4 модели обложки к произведениям Толстого. Работают в группе. Вспоминают правила работы в группе. (Можно ли работать по-доброму? Что это значит?) Дети вспоминают правила работы в группе. Знакомятся с новым словом «сборник» (слайд) Составление обобщающей схемы(таблицы) Взаимопроверка
| Познавательные: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстами и иллюстрациями) Коммуникативные: учет разных мнений, сотрудничество, умение работать в группах Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: расширение словарного запаса, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
|
6.Динамическая пауза | Танцевальная минутка на песню «Доброта» | Выполняют движения под музыку | Личностные: ориентирование на здоровый образ жизни Коммуникативные: умение сотрудничать |
7.Применение знаний и умений в новой ситуации. Творческая работа. | Название сборника вы можете подобрать сами, составив предложение из нескольких частей. 1.Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. 2.Доброе братство милее богатства. Зачитайте свои предложения. Все, что вы зачитали относится к какому жанру? (пословица) Составьте свою пословицу о добре, доброте. Заполните лист самооценки | Дети составляют пословицу и выбирают ту, которая больше всего подходит к модели обложки. Работают в паре. Составляют свои пословицы. | Коммуникативные: умение сотрудничать, работать в паре. Личностные: стремление к успешной деятельности |
А вы, ребята, в своей жизни совершаете хорошие добрые поступки? Запишите их на листочках. Я предлагаю завести в нашем классе копилку добрых дел. Озвучьте свои хорошие поступки и опустите в копилку. В конце каждой недели мы сможем сосчитать, сколько сделано добрых дел и каких. Пусть она ежедневно пополняется и никогда не будет пустой. Ведь все знают, что надо делать, но ведь не все соблюдают? А самое главное соблюдать, делать. Чтение стихотворения «Доброе сердце» (автор М. Садовский) (по ролям) | |||
8.Домашнее задание по выбору |
| Записывают в дневник | |
9. Подведение итогов. Рефлексия деятельности | -Какую учебную цель мы поставили на уроке? -Смогли мы её достичь? -Кто встретил трудности? -Оцените свою работу на уроке. Вы вместе работали и знаете кто, как работал на уроке. Посоветуйтесь, и решите какие оценки кому поставите? | Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: Коммуникативные: учет разных мнений, сотрудничество Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение 1.
Лист самооценки ученика(цы) _____________________________________________________
Критерии | Отлично | Хорошо | Могло быть и лучше |
1.Я знаю биографию Л. Н. Толстого. | |||
2.Я работал(а) в группе над произведениями писателя. | |||
3.Я выполнил(а) самостоятельную работу «Жанры произведений». | |||
4.Я сочинил(а) свою пословицу. | |||
5.Я прочитал(а) произведения Л. Н. Толстого. | |||
6. Я усвоил(а) тему урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: «В.П. Астафьев. Капалуха». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением «Капалуха»; формирование уменийанализировать художественный текст; соотнесение текста и иллю...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: И.С. Никитин "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое Родина, пр...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся с творчеством В.Д.Берестова формирование у учащихся целостного представления об основной идее произведения.Планируемые результатыПредметные:Знат...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В. Драгунский "Тайное становится явным". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве В. Драгунского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением В. Драгунский «Тайное становится явным».Планиру...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс). Тема: Ю. И. Ермолаев "Проговорился" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование уменияанализировать произведения, воспринимать выражен...