Индивидуализация и дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС
статья

Гринина Татьяна Григорьевна

Индивидуализация и  дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС является особо актуальной темой.Перед каждым учителем постоянно стоит задача - создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика. Решение этой задачи связано с реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Индивидуализация и  дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС.  Индивидуализация и  дифференциация процесса обучения в условиях ФГОС является особо актуальной темой. Выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Перед каждым учителем постоянно стоит задача - создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика. Решение этой задачи связано с реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. Что же такое индивидуализация процесса обучения? Это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика, который становится субъектом, а не объектом образования. Задача индивидуализации состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно управлять своим образовательным процессом. И тогда педагог выступает как наставник. Индивидуальная образовательная деятельность может быть успешной при соответствующем педагогическом сопровождении. Педагог учит обучающихся осуществлять выбор, принимать решение и реализовывать его. Педагогическое сопровождение предполагает создание условий для самостоятельного индивидуального развития ученика в процессе отслеживания его образовательных и личностных достижений, позволяющих обучающемуся получать удовлетворение от полученных результатов, самому осознавать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы. Что же такое дифференциация процесса обучения?

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.Учитель должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения  и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Дифференцированный подход к учащимся может  осуществляться на всех этапах урока. Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на «выращивание» и адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования, а значит, имеет полное право быть востребованной педагогами. Данный подход  необходим, т. к. делает обучение более эффективным.

 Индивидуализация и дифференциация обучения – сложная кропотливая работа, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, титанических усилий со стороны преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС

В работе даны теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению. Также кратко освещены приёмы взаимодействия с семьёй первоклассника....

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход, главная задача которого -  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопред...

презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

презентация к статье" Дифференцированный подход  к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...