Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал

Беспалова Кристина Анатольевна

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход, главная задача которого -  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_usloviyah_fgos.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процесса обучения в условиях реализации ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход, главная задача которого -  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Реализация технологии системно-деятельностного  метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

- принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

- принцип непрерывности:  преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

- принцип целостности: формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

- принцип минимакса:  школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

- принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения;

- принцип вариативности: формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- принцип творчества: максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Сформированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Согласно новому образовательному стандарту выделяется 4 типа уроков:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

Подробнее остановимся на организации уроков введения нового знания. На этих уроках, как и на всех остальных, формулируется 2 цели:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

При определении структуры урока выделяется несколько этапов:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и пробное учебное действие

3. Выявление места и причины затруднения

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Продолжительность данного этапа составляет 1-2 минуты.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1)        создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»).

2)         актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические
рамки («надо», «могу»).

Необходимо, чтобы у учащихся возникла положительная эмоциональная направленность.

На этом этапе возможно использование следующих приемов:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф урока;
  •   отсроченная отгадка – в начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  •  прием "Автор". Ученикам задаются следующие вопросы:
  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
  • Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…

2. Актуализация и пробное учебное действие

Продолжительность составляет 4-5 минут.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

  1.  актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2.  актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)        мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное
осуществление;  

4)         фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

На этом этапе используется метод создания проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации:

  • учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения;
  • учитель сталкивает разные мнения своих учеников , а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения;
  • учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», а затем экспериментом предъявляет научный факт;
  • «Яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, повседневной жизни.

3. Выявление места и причины затруднения

Продолжительность составляет 4-5 минут.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

         С этой целью:

1)        выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2)        учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Методы и приемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог - сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб и ошибок;
  • подводящий без проблемы диалог - представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы;
  • группировка - ряд слов, предметов, фигур, цифр детям предлагается  разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока;
  • исключение - прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.  Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Продолжительность этого этапа – 7-8 минут.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д.

Приемы:

  • эксперимент;
  • деловая игра «НИЛ» - научно-исследовательская лаборатория. Эта игра рассчитана на решение творческих задач. До игры учитель готовит задания. Задания не просто творческие, а имеющие важные практические последствия.

Класс делится на группы:

•        несколько групп «изобретателей» или «решателей» в зависимости от вида задания;

•        приёмная комиссия – группа  в составе учителя и нескольких учеников.

Группы решают задачи. В итоге обсуждения обрабатывают результаты, обсуждают план доклада, готовят плакат, схему, чертёж изобретения и т.п., выбирают тех, кто будет представлять результат классу.

Приёмная комиссия анализирует результаты. Если есть уже готовое контрольное решение, учитель демонстрирует его классу.

  • побуждающий к гипотезам диалог.

5.         Реализация построенного проекта

Продолжительность: 4-5 минут.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Приемы работы:

  • «Лови ошибку!» - объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, иногда даже можно подсказать “опасные места” жестом, мимикой. Научите детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.
  • Фантастическая добавка - учитель может перенести учебную ситуацию на фантастический лад: перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, придумать фантастический предмет, животное и т.д.
  • Практичность теории (практикоориентированность) - введение в проект урока практических учебных задач, подтверждающих, закрепляющих изучаемый теоретический материал (написать письмо, стихотворение, сделать рисунок, спроектировать что-то)

6.          Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Продолжительность: 4-5 минут.        

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах,) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Приемы:

  • Игра «Верите ли вы, что…».
  • Рассказ-эстафета - учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

7.         Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Продолжительность: 4-5 минут.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Приемы:

  • Деловая игра «Я – учитель»
  • «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
  • Найди соответствие

8.         Включение в систему знаний и повторение. 

Продолжительность: 7-8 минут.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Приемы:

  • Решение или составление кроссворда
  • «Аукцион знаний» - задается тема, учитель объявляет «аукцион». Пятёрку получает тот ученик, кто последним назовёт термин (имя, событие, географическое название и т.п.), связанный с данной темой.

9.         Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Продолжительность: 2-3 минуты.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приемы:

  • Рисуем настроение
  • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению
  • «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
  • Прием «Выбор афоризма или пословицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

презентация "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

презентация к статье" Дифференцированный подход  к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"

статья "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО"...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО

В статье приводится описание образовательных технологий и результат их применения в учебной деятельности в начальной школе....