Звукобуквенный и слоговой анализ слова
план-конспект по логопедии на тему
Данный конспект группового логопедического занятия предназначен для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагаются разные виды заданий на формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа. Используемый наглядный материал способствует поддержанию мотивации учащихся и усвоению программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов»
Цель: развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза у обучающихся через использование наиболее эффективных методов и приёмов коррекционного логопедического воздействия. Задачи: Образовательные: - различать гласные и согласные звуки и буквы; - различать парные звонкие и глухие согласные; - развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; - развивать навыки слогового анализа и синтеза одно-, двух-, трехсложных слов; - повторить изученные правила и орфограммы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речевую активность обучающихся;
- пополнять и активизировать словарный запас;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-укреплять зрительные мышцы глаз;
- развивать дыхание;
- формировать временные и пространственные представления;
- развивать сенсорные способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать чувства любви к природе;
- доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: мультимедийная система, зеркала, сигнальные карточки, предметные картинки цветов, объемная поделка цветик-семицветик, карточки со слогами, поделки цветик-семицветик, картинка солнца.
Ход занятия
1. Организационный момент Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, т.к. мы его проводим совместно с учителем начальных классов – Гуляевой С.М. Еще на нашем занятие присутствует много гостей. Поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Вспомним, как мы будем работать и говорить на занятии. Мы будем разговаривать Мы будем проговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
– Ребята, послушайте музыку и стихотворение. Подумайте, о чём оно? (звучит музыка из альбома “Времена года” П.И. Чайковского).
Цветик – семицветик, Сказочный цветок! У тебя волшебный Каждый лепесток! Красный, оранжевый, желтый, зеленый, Голубой, синий и фиолетовый – Сияют радугою семицветной!
Учитель: О чем это стихотворение?
Дети: О “Цветике – семицветике”
Учитель: Ребята, посмотрите, какой это необычный цветок и сегодня он у нас на занятие. (вывешивается цветок). А чем он необычен, как вы думаете? (ответы детей).
2. Дыхательная гимнастика Учитель: Сейчас каждый из вас получит цветик-семицветик, чтобы рассмотреть его поближе. Он поможет нам выполнить дыхательную гимнастику.
Понюхаем цветочки - Вдох глубокий через нос – длительный плавный выдох через рот (2раза) Вдох глубокий через нос – резкий сильный выдох через рот (2раза) Вдох короткий через нос – короткий выдох через рот (2раза)
3. Сообщение темы занятия Учитель: Ребята, этот цветок поможет нам отправиться в волшебный город, по которому мы сегодня совершим путешествие. Давайте произнесем “волшебные” слова с движениями: (на экране появляется мигающий цветок, звучит мелодия - СЛАЙД1)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Учитель: Вели перенести нас в волшебный город (на экране волшебный город, звучит сказочная мелодия - СЛАЙД2)
- Вот мы и оказались в волшебном городе.
4. Артикуляционная гимнастика Учитель: Для того, чтобы нам было легко путешествовать по нему, выполним разминку для губ и языка. В этом нам помогут волшебные зеркала. (Дети берут зеркала).
- «Рот открыть-закрыть»
- « Улыбка-трубочка»
- «Змейка»
- «Часики»
- «Качели»
«Лопаточка» – Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
5. Работа по теме Упражнение “Назови слово по первым звукам” Учитель: Ребята, давайте отгадаем, как же называется наш волшебный город. Определите первые звуки в словах-названиях картинок, обозначьте их буквами и составьте слово. (на экране появляются картинки с изображением различных предметов: цветок, ваза, ежи, торт, окно, глаза, рука, азбука, дом. Выставляются начальные буквы – СЛАЙД 3).
Дети: “Цветоград” (чтение хором)
– Молодцы, ребята, вы были внимательны и правильно составляли слово.
Путешествуя по городу, мы закрепим знания о звуках, буквах и слогах, будем делить слова на слоги, работать с предложением. А поможет нам в этом цветик-семицветик и сделает наше путешествие более интересным и увлекательным.
Упражнение “Добавь гласные” Учитель: Ребята, в волшебном городе поднялся сильный ветер и унес буквы из слов. Посмотрите, что из этого получилось!(на экране слова с пропущенными гласными и отдельно гласные: А, А, У, О, Е, О, Е, И, О. – СЛАЙД 4)
ТР_ В _ Л_ Ж_ К ЦВ_Т_К Л_СТ_К
- А кто догадался, какие буквы унес ветер?
Дети: Гласные буквы
- Давайте вернем буквы в слова.
6. Зрительная гимнастика (СЛАЙД 5)
Упражнение “Добавь согласные” Учитель: Ребята, а какие еще вы знаете звуки и буквы, кроме гласных?
Дети: Согласные звуки и буквы
- В волшебном городе нас встречают парные звонкие и глухие согласные. Назовите их.
Дети: Б В Г Д З Ж
П Ф К Т С Ш
- Я вам буду показывать карточку со звонкой или глухой согласной, а вы называть противоположный звук и показывать букву.
- Пары согласных предлагают вам игру - вставить верно парные согласные, припомнив правило правописания парных согласных на конце слова. (на экране слова с пропущенными согласными и пары согласных – СЛАЙД 6)
Дети: Чтобы проверить парные согласные на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный.
СУГРО_ (Б-П) МОРО_ (З-С) ХОЛО_ (Д-Т) СНЕ_ (Г-К)
– Какой одной темой объединены все слова?
Дети: Тема зима
Учитель: А сейчас какое время года?
Дети: Сейчас весна
Учитель: Главный признак весны – яркое солнце. Оно у нас сегодня на занятии и приготовило для вас загадки. (на экране солнце с написанными загадками – СЛАЙД 7)
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье).
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).
– Какой одной темой объединены эти слова?
Дети: Дни недели
- Давайте посчитаем количество звуков в словах-отгадках, а помогут вам звуковые линейки (дети считают звуки и называют их кол-во)
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
7. Физкультминутка (СЛАЙД 8) Пальчиковая гимнастика
Учитель: А теперь давайте разомнем пальчики и запишем сегодняшнее число.
- Давайте запишем эти слова (один человек у доски, остальные в тетрадях). Посчитайте количество букв. Почему в словах разное количество звуков и букв?
Дети: мягкий знак звука не обозначает.
- Какую функцию выполняет мягкий знак в словах?
Дети: смягчаем согласный, и разделяет гласную от согласной.
-Написание этих слов мы должны запомнить. А кто догадался, как называются эти слова?
Дети: Словарные слова
Упражнение “Посчитай слоги” Учитель: А сейчас мы сделаем остановку на цветочной поляне. Назовите предметы на картинках?
Картинки: ромашка, ландыш, роза, василек.
- Как их назвать одним словом ?
Дети: Это цветы
- Давайте составим название каждого цветка из слогов и определим их кол-во.
Слоги: за ро, дыш лан, маш ка ро, си ва лек.
- Вспомните, как определить кол-во слогов в слове?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Упражнение “Составь предложение” Учитель: А теперь, ребята, нам предстоит преодолеть загадочное болото. Давайте расставим слова по порядку, чтобы получилось предложение. (на экране болото с кочками и написанными на них словами – СЛАЙД 9) Прочитайте предложение.
В лесу расцвел подснежник.
- Вспомните правила правописания предложения и запишите его.
Дети: Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.
8. Итог занятия Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. (ответы детей). И последнее задание, если вы правильно расставите цветы по размеру, то узнаете зашифрованное слово (молодцы). Прочитаем хором. Молодцы ребята, вы нас сегодня очень порадовали. Вы были внимательными, активными и очень старались. В награду за хорошую работу мы хотим вам подарить по маленькому волшебному “цветику-семицветику”, который исполнит все ваши желания, и желания близких и дорогих вам людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе на тему «Звуковой и слоговой анализ слова»
Конспект урока и презентация...
Стендовый урок "Слоги. Слоговой анализ слов"
Одним из способов совершенствования своих профессиональных качеств и формирование профессионально-ценностного отношения к себе является стендовая защита логопедического занятия (урока). Данная работа ...
Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
«Применение динамической модели звукобуквенного и слогового анализа слова через технологию "Логоладошки"
Технология, с которой я вас хочу познакомить сегодня называется «Логоладошки». Разработана она логопедом высшей категории Атамановой Натальей Борисовной.Технология применяется в процессе о...
Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "
Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....
конспект занятия по теме «Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез»
звукобуквенный и слоговой анализ и синтез...