Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал
Данное выступление можно использовать на метод.объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова С.Е. учитель
ГБОУ школы №432
Колпинского района
Г.Санкт-Петербурга
Тема выступления
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость
И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.
Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- создание здоровье сберегающей инфраструктуры;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
- наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;
- организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
- введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);
- организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Рекомендации родителям
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта»
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздрава России лишь 14% детей практи...
Выступление на научной конференции "Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Тект выступления на научно-практической конференции...
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях раннего возраста в условиях ДОУ...
Педагогический совет«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Давным-давно, на горе Олимп жили боги &helli...
Педагогический совет«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Давным-давно, на горе Олимп жили боги &helli...
Методическая разработка «Сохранение и укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях в условиях детского санатория»
Оздоровление детей, создание их эмоционального комфорта - важнейшая задача всех взрослых, поэтому современные здоровьесберегающие технологии должны использоваться во всех видах педагогической де...