Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР
рабочая программа (3 класс)
Основной целью программы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющей учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_s_zpr.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский педагогический колледж»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Разработала:
Студентка 311 НК группы
Макеева А.
Белгород 2019
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая работа подразумевает занятия педагога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.
В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности.
Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлен прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основной целью программы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющей учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
- Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.
Содержание программы:
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Принципы и приёмы коррекции:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы:
Направления коррекционной работы – диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ЗПР;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;
- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
- разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа может включать в себя следующее:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ЗПР, отбора и адаптации содержания предметных программ;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ЗПР;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
3. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе:
Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Ориентация содержания - практическая.
3. Характер освоения - развивающий.
4. Возраст обучающихся – 9 лет (3 класс).
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
6. Периодичность - 1 урок в неделю (34 часа в год).
7. Условия вхождения в программу - учебный план.
8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. Достижения обучающихся с ЗПР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Планируемые результаты:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психо-коррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
с обучающимися 3 класса с ЗПР
№ | Тема занятия | Количество часов | Календарные сроки |
1. | Вводное занятие | 1 | |
Блок 1. Диагностический | |||
2. | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
3. | Диагностика уровня развития познавательных процессов | 1 | |
Блок 2. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти | |||
4. | Тренировка умения владеть своими эмоциями | 3 | |
5. | Коррекция и развитие процессов внимания | 2 | |
6. | Дифференциация собственных чувств и эмоций | 3 | |
7. | Развитие переключения внимания | 2 | |
8. | Развитие направленности внимания | 2 | |
9. | Развитие умения работать с текстом | 2 | |
10. | Коррекция и развитие зрительной и двигательной памяти | 2 | |
11. | Коррекция и развитие слуховой и образной памяти | 3 | |
Блок 3. Развитие мышления | |||
12. | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 3 | |
13. | Развитие мыслительных операций: обобщение, классификация, установление аналогий | 3 | |
14. | Развитие творческого мышления | 3 | |
Блок 4. Диагностический | |||
15. | Вторичная диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
16. | Вторичная диагностика уровня развития познавательных процессов | 1 | |
17 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: 34 ч. |
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
- Самоукин Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
- А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Конспект открытого коррекционно...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".
laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....