Рабочая программа по предмету «Руссий язык»
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа по предмету «Русский язык» составлена на основе программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2017г к учебнику «Русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету «Русский язык» | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
«Согласовано» Зам.директора по УР______________ «_»_______2016г | «Утверждено» Директор школы ________ Приказ №_ «_»_______2016г |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
3- а класс
2016–2017 учебный год
Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»
Составитель:
Тищенко Марина Валерьевна,
учитель начальных классов
Бурла, 2016 г.
Программа по предмету «Русский язык» составлена на основе программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого - М.: Просвещение, 2014г к учебнику «Русский язык».
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
•Представление о своей гражданской идентичности в формеосознания «Я» как гражданина России;
•осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу,истории, культуре;
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
•развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие,сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем,взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оценивать свои достижения, определять трудности, осо-знавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями,товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•понимать информацию, представленную в изобразительной,графической форме; переводить её в словесную форму;
•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассниковс небольшими сообщениями, используя иллюстративныйматериал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числемодели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей»речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера ___________речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятель-ности (в парах и группах), договариваться с партнёрами оспособах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудниче-стве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межна-ционального общения;
•представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному
использованию;
•понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;проявление собственного уровня культуры;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объ-
ёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,
предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
•овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основныеправила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и гдепроисходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевогообщения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людь- ми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять
основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повество-вательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин худож- ников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, слова-рями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий,
парный — непарный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированны-ми гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с раздели- тельными ь, ъ (вьюга, съел), в_словах с непроизносимыми согласными
•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников(в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт раз-личения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из усло-вий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в пред-ложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку,суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса),осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные(интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки ___F1лили суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того жеслова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматическиепризнаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сде-лать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
•распознавать личные местоимения (в начальной форме),определять грамматические признаки: лицо, число, род(у местоимений 3-го лица); использовать личные местоиме-ния для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распо-знавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильноупотреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоя-тельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи,оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно ин-
тонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грам-матическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопро-сы к второстепенным членам предложения, определять, какиеиз них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие вто-ростепенные члены, выделять из предложениясловосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с за-висимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине,в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять ча-сти сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алго-ритмом разбор простого предложения (по членам, синтакси-ческий), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания,а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существитель-ных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание при-ставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;б) подбирать примеры с определённой орфограммой;в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с
изученными правилами;д) применять разные способы проверки правописания слов:изменение формыслова, подбор однокоренных слов, исполь-зование орфографического словаря;е) безошибочносписывать текст с доски и учебника (объ-ёмом 65—70 слов);ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соот-ветствии с изученными правилами правописания;з) проверять собственный и предложенный текст, находитьи исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаго-лов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание
Перечень и название разделов учебного предмета, количество часов
№п/п | Содержание раздела. Тема | Количество часов на изучение раздела |
1 | Язык и речь.Наша речь и наш язык | 2ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14ч |
3 | Слово в языке и речи | 17 ч |
4 | Состав слова | 47ч |
5 | Части речи 5.1.Имя существительное 30 ч 5.2.Имя прилагательное 18ч 5.3.Местоимения 4ч 5.4.Глагол 21ч | 75 ч |
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
Календарно-тематическое планирование | ||||
№ п/п | Дата план | Дата факт | Наименование раздела и тем | Кол-во часов |
Язык и речь.Наша речь и наш язык (2 ч) | 2ч | |||
1 | 01/09 | Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. | 1 | |
2. | 02/09 | Р\р. Составление текста по рисунку | 1 | |
Текст. Предложение. Словосочетание 14ч | 14ч | |||
1(3) | 05 | Текст (2ч) Признаки текста. Построение текста. | 1 | |
2(4) | 06 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | |
3(5) | 07 | Предложение (1ч) Предложение.Диалог. | 1 | |
4(6) | 08 | Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (3ч) Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
5(7) | 09 | Р\р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | |
6(8) | 12 | Виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное) Знаки препинания в конце предложений | 1 | |
7(9) | 13 | Предложения с обращением (1ч) Предложение с обращением. Р\р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей | 1 | |
8(10) | 14 | Состав предложения (3ч) Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
9(11) | 15 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | |
10(12) | 16 | Разбор предложения по членам предложения. | 1 | |
11(13) | 19 | Простое и сложное предложения. Общее представление (2ч) Простое и сложное предложения. Общее представление | 1 | |
12(14). | 20 | Запятая внутри сложного предложения. | 1 | |
13(15) | 21 | Словосочетание (2ч) Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Проверочная работа «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | |
14(16) | 22 | Р\р. . Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | |
Слово в языке и речи | 17 ч | |||
1(17) | 23 | Лексическое значение слова (2ч) Лексическое значение слова .Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
2(18) | 26 | Синонимы и антонимы. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов | 1 | |
3(19) | 27 | Омонимы (1ч) Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. | 1 | |
4(20) | 28 | Слово и словосочетание (1ч) Слово и словосочетание | 1 | |
5(21) | 29 | Фразеологизмы (2ч) Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.. | 1 | |
6(22). | 30 | Р\р. Подробное изложение с языковым анализом текста. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов | 1 | |
7(23) | 03/10 | Части речи ( 5ч) Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Анализ изложения | 1 | |
8(24) | 04 | Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 1 | |
9(25) | 05 | Р\р. Составление предложений и текста по репродукции картины картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | |
10(26) | 06 | Имя числительное (1ч) Имя числительное. Общее представление. Проверочная работа | 1 | |
11(27) | 07 | Однокоренные слова ( 1ч) Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | 1 | |
12(28) | 10 | Слово и слог, звуки и буквы (6ч) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | |
13(29) | 11 | Правописание слов с ударными сочетания и безударными гласными в корне. | 1 | |
14(30) | 12 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками. | 1 | |
15(31) | 13 | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Проект «Рассказ о слове» | 1 | |
16(32). | 14 | Проверочный диктант «Слово и слог. Звуки и буквы» | 1 | |
17(33) | 17 | Р\р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | |
Состав слова (47ч) | (47ч) | |||
1(34) | 18 | Корень слова (3ч) Корень слова Однокоренные слова Анализ изложения | 1 | |
2(35) | 19 | Корень слова Однокоренные слова Чередование согласных в корне. | 1 | |
3(36) | 20 | Сложные слова. Правописание сложных слов.Работа со словарем однокоренных слов. | 1 | |
4(37) | 21 | Формы слова. Окончание слова (4ч) Формы слова. Окончание слова | 1 | |
5(38). | 24 | Формы слова. Окончание. | 1 | |
6(39) | 25 | Формы слова. Окончание. | 1 | |
7(40) | 26 | Формы слова. Окончание. | 1 | |
8(41) | 27 | Приставка-3ч Приставка. Общее понятие. | 1 | |
9(42) | 28 | Приставка - значимая часть слова. | 1 | |
10(43). | Приставка. Значение приставок | |||
11(44). | Суффикс (3ч) Суффикс. Общее понятие. | 1 | ||
12(45) | Суффикс - значимая часть слова | 1 | ||
13(46). | Р\р. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | ||
14(47) | Основа слова (1ч) Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём Анализ сочинения | 1 | ||
15(48) | Обобщение знаний о составе слова (4ч) Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Моделирование слов. | 1 | ||
16(49) | Обобщение знаний о составе слова Проверочная работа. | 1 | ||
17(50) | Р\р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом | 1 | ||
18(51) | Проект «Семья слов». Анализ изложения | 1 | ||
Правописание частей слова | 29 ч. | |||
1(52) | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1ч) | 1 | ||
2(53) | Правописание слов с безударными гласными в корне (4ч) Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | 1 | ||
3(54) | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | ||
4(55) | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | ||
5(56) | Правописание слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. | 1 | ||
6(57) | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (4ч) Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | ||
7(58) | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне | 1 | ||
8(59) | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | ||
9(60) | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | 1 | ||
10(61) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (4ч) Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
11(62) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
12(63) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
13(64) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||
14(65) | Правописание слов с удвоенными согласными (3ч) Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | ||
15(66) | Правописание слов с удвоенными согласными | |||
16(67) | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | ||
17-68 | Правописание суффиксов и приставок (4ч) Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
18-69 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
19(70) | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
20-71 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
21-72 | Правописание приставок и предлогов (3ч) Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
22-73 | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
23-74 | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
24-75 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (6ч) Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
25-76 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
26-77 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
| 1 | ||
27-78 | Контрольный диктант.Правописание частей слова | 1 | ||
28-79 | Правописание слов с разделительным твердым знаком ъ. Работа над ошибками. Составление объявления. | 1 | ||
29-80 | Р\р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» . Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
Части речи Имя существительное 30 ч Имя прилагательное 18ч Местоимения 4ч Глагол 21ч | 75 ч | |||
1(81) | Части речи (повторение и углубление представлений) 2ч Части речи.Общее представление | 1 | ||
2(82) | Части речи.Общее представление | 1 | ||
3-83 | Имя существительное Повторение и углубление представлений (6ч) Имя существительное. Значение и употребление имен существительных в речи. | 30ч 1 | ||
4-84 | Значение и употребление имен существительных в речи. | 1 | ||
5-85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 | ||
6-86 | Р\р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.Работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал». | 1 | ||
7-87 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных Анализ изложения. | 1 | ||
8-88 | Правописание имён собственных. Проект: ” Тайна имени” | 1 | ||
9-89 | Число имён существительных. 2ч Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
10-90 | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) Р\р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | 1 | ||
11-91 | Род имён существительных (7ч) Имена существительные общего рода (первое представление). | 1 | ||
12-92 | Род имён существительных. Формирование навыка культуры речи: нормы согласования | 1 | ||
13-93 | Род имён существительных .Формирование навыка культуры речи: нормы согласования | 1 | ||
14-94 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | ||
15-95 | Р\р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | ||
16-96 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. Анализ изложения | 1 | ||
17-97 | Проверочный диктант «Имя существительное». | 1 | ||
18-98 | Падеж имён существительных (12 ч) Изменение имён существительных по падежам.Работа над ошибками | 1 | ||
19-99 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 1 | ||
20-100 | Неизменяемые имена существительные. | 1 | ||
21-101 | Р\р Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | ||
22-102 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | ||
23-103 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | ||
24-104 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | ||
25-105 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | ||
26-106 | Именительный, родительный, винительный падежи. | 1 | ||
27-107 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | ||
28-108 | Предложный падеж имён существительных. Формирование представлений о трудолюбии и мастерстве.
| 1 | ||
29-109 | Р\р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | ||
30-110 | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 ч) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.Проект: «Зимняя страничка» | 1 | ||
31-111 | Р\р. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
| 1 | ||
32-112 | Проверочный диктант . Обобщение знаний об имени существительном | 1 | ||
33-113 | Имя прилагательное Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном (2ч) Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. | 18 ч
1 | ||
34-114 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | ||
35-115 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного. | 1 | ||
36-116 | Текст-описание (3ч) Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте - описания. Р\р. Составление текста – описания растения в научном стиле. | 1 | ||
37-117 | Р\р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | ||
38-118 | Формы имен прилагательных.8ч Род имен прилагательных (4ч) Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | ||
39-119 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | ||
40-120 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | 1 | ||
41-121 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, –яя) | 1 | ||
42-122 | Число имён прилагательных (2ч) Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | ||
43-123 | Р\р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. | 1 | ||
44-124 | Падеж имён прилагательных (общее представление) (2ч) Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). | 1 | ||
45-125 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | ||
46-126 | Обобщение знаний об имени прилагательном (5ч) Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||
47-127 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверь себя | 1 | ||
48-128 | Р\р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||
49-129 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||
50-130 | Контрольный диктант «Имя прилагательное» | 1 | ||
1(131) | Местоимения Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. | 4 ч 1 | ||
2(132) | Род личных местоимений третьего лица, единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам | 1 | ||
3(133) | Морфологический разбор местоимений Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа «Местоимение» | 1 | ||
4(134) | Р\р. Составление письма | 1 | ||
1-135 | Глагол Повторение и углубление представлений о глаголе 4ч Значение и употребление глаголов в речи.Число. | 21ч | ||
2-136 |
Значение и употребление глаголов в речи Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
3-137 | Значение и употребление глаголов в речи Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
4-138 | Р\р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | ||
5-139 | Формы глаголов (13ч) Начальная (неопределённая) форма глагола. | 1 | ||
6-140 | Глагольные вопросы что делать? и что сделать? | 1 | ||
7-141 | Число глаголов (2 ч) Изменение глаголов по числам.
| 1 | ||
8-142 | Р\р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись | 1 | ||
9-143 | Времена глагола (5ч) Изменение глаголов по временам | 1 | ||
10-144 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
11-145 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
12-146 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
13-147 | Р\р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | ||
14-148 | Род глаголов в прошедшем времени (2ч) Родовые окончания глаголов (-а, -о) | 1 | ||
15-149 | Родовые окончания глаголов (-а, -о) Р\р. Составление предложений и текста | 1 | ||
16-150 | Правописание частицы не с глаголами (2 ч) Правописание частицы не с глаголами | 1 | ||
17-151 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | ||
18-152 | Обобщение знаний о глаголе (4ч) Обобщение знаний о глаголе Морфологический разбор глагола | 1 | ||
19-153 | Проверочная работа. Глагол | 1 | ||
20-154 | Контрольный диктант. Глагол | 1 | ||
21-155 | Р\р. Научная конференция «Части речи в русском языке». Работа над ошибками | 1 | ||
1-156 | Повторение | 15 ч | ||
2-157 | Части речи: самостоятельные и служебные | 1 | ||
3-158 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 1 | ||
4-159 | Текст и предложение как единицы языка и речи. | 1 | ||
5-160 | Обобщение изученного о слове и предложении | 1 | ||
6-161 | Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | ||
7-162 | Повторение. Правописание приставок и предлогов | 1 | ||
8-163 | Повторение. Правописание безударных гласных | 1 | ||
9-164 | Повторение. Правописание значимых частей слов. | 1 | ||
10-165 | Повторение.Части речи. | 1 | ||
11-166 | Повторение. Части речи. | 1 | ||
12-167 | Повторение. Части речи. Урок-путешествие | 1 | ||
13-168 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||
14-169 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | 1 | ||
15-170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
График контрольных работ
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
13(15) | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Проверочная работа «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | ||
16(32). | Проверочный диктант «Слово и слог. Звуки и буквы» | 1 | ||
16(49) | Обобщение знаний о составе слова Проверочная работа. | 1 | ||
27-78 | Контрольный диктант.Правописание частей слова | 1 | ||
17-97 | Проверочный диктант «Имя существительное». | 1 | ||
32-112 | Проверочный диктант . Обобщение знаний об имени существительном | 1 | ||
47-127 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверь себя | 1 | ||
50-130 | Контрольный диктант «Имя прилагательное» | 1 | ||
3(133) | Морфологический разбор местоимений Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа «Местоимение» | 1 | ||
19-153 | Проверочная работа. Глагол | 1 | ||
20-154 | Контрольный диктант. Глагол | 1 |
Количество контрольных и проверочных работ
№ п/п | Авторская программа | Кол-во ч |
1 | Контрольных диктантов | 3 |
2 | Контрольная работа | - |
3 | Проверочных диктантов | 3 |
4 | Проверочных работ | 5 |
5 | Комплексная контрольная работа на межпредметной основе | - |
Итого | 11 | |
6 | Проекты: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках» | 5 |
Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю (34 недели в год).
Для реализации рабочей программы используется УМК:
- Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1./Канакина В.П., Горецкий В.Г../ - М: Просвещение, 2013.
- Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2./Канакина В.П., Горецкий В.Г../- М: Просвещение, 2013.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.1/Канакина В.П./- М: Просвещение, 2016.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.1. /Канакина В.П./- М: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Иностранный язык» (английский язык) 2 класс.
Рабочая программа"Иностранный язык" (английский) 2класс....
Рабочая программа по предмету «Русский язык»(адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР) 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...