Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями
методическая разработка

Ануфриева Наталья Николаевна

Обобщение опыта по  теме самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по  теме самообразования

«Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями»

учителя начальных классов

МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

Ануфриевой Натальи Николаевны

Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем.

Наблюдения показывают, что обучающиеся  допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми орфограммами. Как показывает практика, эти ошибки более устойчивые и менее поддаются воздействию школьных методов обучения, чем ошибки других типов. Это объясняется не только частотой употребления этих орфограмм в слове, но и трудностями, связанными с применением их правописания или способов запоминания.

Учителей начальных классов глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык»  в орфографический словарь. Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями.

Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  1. При изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку.
  2. Активно привлекать к изучению обучающихся.
  3. Использовать различные приёмы для запоминания.
  4. Систематически проводить такую работу.

Выполняя эти условия, я  строю свою деятельность в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.
       
Цели этапа:

  • систематизировать слова с непроверяемым написанием;
  • спланировать работу;
  • подготовить разнообразный дидактический материал.

На данном этапе провожу следующую работу:
1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.

Второй этап – ознакомительный.
     
Цели этапа:

  • раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
  • добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
  • развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.
       На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
      Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
    1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
    2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
    3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
    4) решение орфографических задач;
    5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
    6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
    7) запись слова с «окошком»;
    8) работа над «зрительным» образом слова;
    9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов.

    Третий этап – тренировочно-закрепительный.
Цель этапа: формировать прочные навыки правописания словарных слов.

На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные,   слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:

  1. Списывание по тематическим группам.
  2. Работа со словарем.
  3. Ребусы, иллюстрации;
  4. Творческие работы (по развитию речи):
  • письмо текста по памяти;
  • свободный диктант;
  • составление предложений;
  • сочинение по опорным словам.

Четвертый этап – учетно-контрольный.
Цель этапа: проверить умение учащихся писать изученные слова.
Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.
Словарные диктанты классифицированы:
- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).

    Пятый этап – итогово-аналитический.

    Цель этапа: выявить  продвижения каждого обучающегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

           Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.
Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно – закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

Электронная презентация позволит интересно и познавательно провести словарную работу на уроке русского языка во 2 классе....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

2 класс, УМК "Перспектива"    Цели:   Образовательная :     -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков     -...

Обучение детей с ОВЗ правописанию слов с традиционным написанием (словарные слова)

В данной работерешается задачи.1.        Систематизировать материал по методике обучения правописанию словарных слов в начальной школе;2....

«Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»

В статье представлены этапы и приёмы работы со словами с непроверяемым написанием, дано описание нескольких продуктивных приёмов  для запоминания слов....

Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутстви...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....