Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме самообразования
«Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями»
учителя начальных классов
МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Ануфриевой Натальи Николаевны
Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем.
Наблюдения показывают, что обучающиеся допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми орфограммами. Как показывает практика, эти ошибки более устойчивые и менее поддаются воздействию школьных методов обучения, чем ошибки других типов. Это объясняется не только частотой употребления этих орфограмм в слове, но и трудностями, связанными с применением их правописания или способов запоминания.
Учителей начальных классов глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний опыт работы показывает, с каким трудом школьники усваивают слова с непроверяемыми написаниями, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника «Русский язык» в орфографический словарь. Актуальной остается задача сделать интересным процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:
- При изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку.
- Активно привлекать к изучению обучающихся.
- Использовать различные приёмы для запоминания.
- Систематически проводить такую работу.
Выполняя эти условия, я строю свою деятельность в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный.
Цели этапа:
- систематизировать слова с непроверяемым написанием;
- спланировать работу;
- подготовить разнообразный дидактический материал.
На данном этапе провожу следующую работу:
1) систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;
2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;
3) планирую ознакомление со словами по классам в течение года;
4) готовлю словарики.
Второй этап – ознакомительный.
Цели этапа:
- раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
- развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.
На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.
Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
1) рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;
2) проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
4) решение орфографических задач;
5) подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;
6) подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;
7) запись слова с «окошком»;
8) работа над «зрительным» образом слова;
9) знакомство с новым словом через составление кроссвордов.
Третий этап – тренировочно-закрепительный.
Цель этапа: формировать прочные навыки правописания словарных слов.
На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:
- Списывание по тематическим группам.
- Работа со словарем.
- Ребусы, иллюстрации;
- Творческие работы (по развитию речи):
- письмо текста по памяти;
- свободный диктант;
- составление предложений;
- сочинение по опорным словам.
Четвертый этап – учетно-контрольный.
Цель этапа: проверить умение учащихся писать изученные слова.
Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.
Словарные диктанты классифицированы:
- по форме работы (простые и творческие);
- по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Пятый этап – итогово-аналитический.
Цель этапа: выявить продвижения каждого обучающегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.
Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно – закрепительного этапов нетрадиционные приёмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".
Электронная презентация позволит интересно и познавательно провести словарную работу на уроке русского языка во 2 классе....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".
2 класс, УМК "Перспектива" Цели: Образовательная : -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков -...
Обучение детей с ОВЗ правописанию слов с традиционным написанием (словарные слова)
В данной работерешается задачи.1. Систематизировать материал по методике обучения правописанию словарных слов в начальной школе;2....
«Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»
В статье представлены этапы и приёмы работы со словами с непроверяемым написанием, дано описание нескольких продуктивных приёмов для запоминания слов....
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутстви...
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....