«Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»
статья по русскому языку
В статье представлены этапы и приёмы работы со словами с непроверяемым написанием, дано описание нескольких продуктивных приёмов для запоминания слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»
В начальной школе при изучении русского языка большое значение придается работе со словами с непроверяемым написанием. Для каждого класса дан список таких слов. Первоначальные сведения о таких словах обучающиеся получают, работая по «Прописям» в 1 классе. В каждом следующем классе количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания таких слов требует многократных систематических упражнений.
Для выработки навыка правописания слов и для возможности контроля за усвоением этого навыка все слова каждого класса, предусмотренные программой, разбиваю на группы. Количество слов для 1 класса -4 -5 слов, для 2 класса – 6-7 слов, для 3 класса – 8-10 слов, для 4 класса -11-12 слов. С этой группой слов обучающиеся работают учебную неделю. Работа ведётся в 3 этапа.
1 этап – знакомство со словами группы.(1 урок)
2 этап – формирование навыка правописания слов.(3 урока)
3 этап – проверка усвоения обучающимися навыка правописания группы слов(1 урок)
Остановлюсь подробно на каждом этапе работы с группой слов.
1 этап. Знакомство с группой слов
Знакомство с группой слов с непроверяемым написанием начинается в понедельник.
Последовательность работы:
1.Знакомство со словом.
Способы: загадать загадку, ребус, показать картинку, прочитать определение, назвать антоним.
2.Слово произносится учителем орфоэпически.
3.Выясняется лексическое значение слова (если обучающиеся затрудняются, то учитель может объяснить сам или употребить слово в предложении)
Можно провести задания лексического характера:
- правильное употребление слова в речи
- многозначность слова, прямое и переносное значение, синонимы и антонимы
- подбор родственных слов
- происхождение слова
4.Запись слова, работа над ударением, выделение орфограмм, нахождение в словаре.
На дом предлагаю задания творческого характера со словами: составить словосочетания, предложения, небольшой текст, нарисовать картинку, подобрать пословицу, выписать предложение из литературного произведения. Эти задания обучающиеся выполняют в индивидуальных «словариках».
2 этап. Формирование навыка правописания группы слов
Работа проводится на 2, 3 , 4 уроках учебной недели.
На этом этапе предлагаю разнообразные задания и упражнения. Наиболее распространенный вид упражнений – диктанты.
Зрительный диктант
Обучающиеся проговаривают записанное слово и затем записывают его.
Картинный диктант
Записывают слово, являющееся названием изображенного предмета.
Выборочный диктант (слуховой, зрительный)
Выписать слова с непроверяемым написанием.
Диктант с использованием загадок
Учитель читает загадку, обучающиеся отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались, затем записывают отгадку.
Диктант по памяти
Предлагается записать слова изучаемой группы.
Творческий диктант
Заменить определение одним словом, заменить синонимом, антонимом, закончить предложение, к прилагательному подобрать существительное
Диктант с комментированием
Учитель произносит слово, обучающиеся комментируют его написание.
Взаимодиктант
Обучающийся диктует всему классу слова, остальные записывают.
Диктуют слова по очереди, работая в паре.
При проведении диктантов обязательно проводится проверка правильности написания слов. Я провожу проверку разными способами:
- самопроверка по образцу (по словарю или по образцу)
- взаимопроверка
- комментированные ответы
- вставить пропущенные буквы (интерактивная доска)
3 этап. Проверка усвоения обучающимися навыка правописания группы слов
Проводится на 5 уроке учебной недели.
Обучающиеся записывают слова под диктовку, работы собираю и анализирую. Слова, в которых обучающиеся допустили ошибки, вношу ещё раз в следующую группу для полного изучения всеми правильного его написания.
Для лучшего запоминания детьми правописания слов я применяю некоторые приемы «усиления» орфограмм.
Цель этих приёмов – научить обучающихся не только приёмам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приёмов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ребёнка.
Усилить орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности обучающихся.
Этапы работы по «усилению»
- выделение орфограммы
- постановка перед обучающимися проблемы: Как «Уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить эту букву? Как помочь своей памяти?
- самостоятельный поиск обучающимися способов «усиления»
- коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
- выбор каждым обучающимся своего приёма
Приёмы «усиления» орфограммы
- написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета
- деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
- составление ребусов
- заучивание обобщённым способом
- возвращение в забытую этимологию слова
Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета
Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета непроверяемая орфограмма буква О напоминает своим очертанием внешний вид самого предмета (круглые, как буква о)
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
Блокнот – «блок», т.е. несколько листов бумаги
Газета – тонка, как «газ» (искусственная ткань)
Горизонт – «гори», «зонт»
Комната – спрятано имя девочки –Ната, но записано с маленькой буквы?
Корабль –конечно же, корабль не из коры, если он не маленький кораблик
Овраг – «о» , «враг»
Помидор – тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени «Пом» и «Дор» --помощники правописания.
Заучивание обобщённым способом
Пример 1: группа слов: однажды, погода, мороз, одежда, коньки, отец, товарищ, быстро, весело.
Опорное слово – коньки, пишется как конь. «Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы быстро и весело»
Пример 2:К одному слову подбираются слова с такой же орфограммой
корова
дорога
мороз
погода
коньки
сорока
собака
Возвращение в забытую этимологию слова
Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая буква е в слове берёза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево так названо за цвет ствола; а непроверяемая гласная о в слове богатый – словом Бог, так как эти слова были когда – то однокоренными.
дежурный – по – французски «де жур» означает «на тот же день»
дневник – в переводе с французского- «ежедневный»
малина – от слова «малый», так как ягодка состоит из множества малых ягодок
Представленная система работы позволяет учителю формировать навык правописания и употребления слов с непроверяемым написанием, обогащать словарный запас обучающихся, развивать их речь, память, мышление, прививать интерес к родному русскому языку.
Литература: В.В. Лайло. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: «Дрофа», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева
В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".
Электронная презентация позволит интересно и познавательно провести словарную работу на уроке русского языка во 2 классе....
Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.
В статье предлагаются упражнения, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".
2 класс, УМК "Перспектива" Цели: Образовательная : -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков -...
Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями
Обобщение опыта по теме самообразования...
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутстви...