"ИКТ на уроках литературного чтения"
методическая разработка
"ИКТ на уроках литературного чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_tehnologiy_na_urokah_literatury.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ технологий на уроках литературы
Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернета, включая онлайн-сервисы, форумы и т.д.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)
4. Для контроля учащихся.
Критерии эффективности:
- наглядность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
- возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты, кроссворды);
- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
- компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);
- возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через различные интернет-сервисы.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю литературы организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающие возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации [4, С. 557].
На уроках литературы следует вести работу с мультимедиа сообщениями (включающими текст, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки), анализировать содержание, языковые особенности и структуру данных сообщений, определять роль и место иллюстративного ряда в тексте. Дети должны научиться конструировать небольшие сообщения – тексты (рассказ, отзыв, аннотация), добавлять к ним рисунки, схемы, видео- и аудиофрагменты, оценивать собственные сообщения с точки зрения достоверности информации, овладеть навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, включая компьютерные способы коммуникации, должны научиться соблюдать правила речевого этикета, создавать информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (это могут быть рисунки, фотографии, видеосюжеты, мультипликация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием), с помощью взрослых они могут приготовить презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере, подобрать информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете [1], [3].
Уроки литературы будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других [2]. Использование различных аудио-фрагментов позволяет сформировать фонетический слух у ребенка. А внедрение в школьную практику аудирование, как обязательного элемента экзамена говорит о необходимости проведения данного вида деятельности.
Возможности современного учителя настолько многогранны, что в его арсенале создание интегрированного урока литературы и музыки (искусства), в котором будет рассказано о роли и влиянии литературных произведений писателя на искусство в виде оперы, балетов и т.д. И здесь уже не обойтись без ИКТ.
Использование на уроках литературы телецикла «Мой Живой журнал», который построен в виде дневников великих писателей и ученых, стилизованных под современные Интернет-блоги, будет интересен современным школьникам, позволит больше узнать о детстве и юности наших великих соотечественников. Иван Бунин, Антон Чехов, Константин Паустовский, Николай Гоголь и другие станут ближе и понятнее новому поколению. Герои программы, жившие в прошлых столетиях, выступают в качестве современных блогеров [16].
Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме. На уроках литературы аудио и видео средства можно использовать при подготовке к пересказу по картинкам. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными [2].
В своей работе я использую сервисы, который помогают мне создать интерактивные презентации онлайн. Это социальный сервис Prezi, который позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Всю презентацию в Prezi можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания. Также эта презентация поддерживает гиперссылки, что является порой просто не заменимым подспорьем в работе [7]. А видеоскрайбинг (на примере, Video Scribing [9]) – это технология создания анимационных видеороликов, в которых рисованное изображение создается прямо на глазах зрителя. В последние годы данная технология становится все более популярной, ее используют при создании рекламных роликов, видеопрезентаций. Данную технологию очень удачно можно применять при создании учебных материалов для электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий. Облачный сервис Powtoon [5], позволяет создавать анимированные презентации и видео.
Лента времени, созданная в веб-приложении «WhenInTime» [13] может стать как результат проектной деятельности или сопроводительным источником (материалом) в мир биографии писателя или описания исторических событий в литературных произведениях. Веб-приложение позволяет переходить по гиперссылкам, а пользователям создавать, просматривать, изучать, делиться и внести свой вклад в интерактивные цифровые даты на тему по своему выбору.
Создание литературных коллажей в таких программах как Picasa 3 [21] и Adobe Photoshop позволяют развить воображение и эстетический вкус, а также развить творческие способности учащихся.
Чтобы разнообразить урок, говоря о биографии писателя можно использовать программы «виртуальные экскурсии» или совершить виртуальное путешествие по любимым улицах писателей в Google Maps.
С приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps [20] становится возможным объяснение нового материала, проверка знаний учащихся, благодаря возможности изменять или создавать в оперативном режиме различные задания для учащихся.
В работе учителя литературы также можно использовать конструкторы тестов, опросов, кроссвордов в режиме онлайн на различные темы в таких программах как «Online Test Pad» [18], «Webanketa» [14], «Adtester» [12], «Simpoll» [15], «Twiddla» [10]. «Фабрика кроссвордов» [17] внесен разнообразие в проверку знаний учащихся. Так как сервис позволяет использовать готовые кроссворды или создать свой. Использование в работе Интеллект-карты, которая позволяет хранить и структурировать большие объемы информации, показывая иерархии, взаимосвязи между отдельными темами и дает возможность увидеть «большую картину» на первый взгляд. Эти возможности также делают ум карты идеальным инструментом для представления сложной информации для других. Учитель литературы может использовать в своей работе «MindMeister» [11], «mindomo» [6], «mind42» [19], Cacoo [8].
Урок литературы может стать незабываем с использование современных средств ИКТ, а на сколько он будет эффективным зависит от учителя.
Список использованных источников:
- Антипова, М.В. Формирование икт-умений младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в 1 классе [Текст] / М.В. Антипова. – В сборнике: Наука и культура России Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – 2012. – С. 40 – 43.
- Быкова О.В. Использование икт в профессиональной деятельности учителя начальных классов [Текст] / О.В. Быкова, И.А. Острякова // Педагогическое образование на Алтае. – 2012. – № 1. – С. 25-28.
- Воронина, Л. В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников / Л.В Воронина, В.В. Артемьева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3 – С. 62 – 66.
- Кузьмина, И.С. Использование икт на различных уроках в начальной школе [Текст] / И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2014. –Т. 12. – С. 556-560.
- www.powtoon.com
- www.mindomo.com
- prezi.com
- cacoo.com
- www.videoscribe.co
- www.twiddla.com
- www.mindmeister.com
- www.adtester.org/tester
- whenintime.com
- webanketa.com
- simpoll.ru
- radostmoya.ru
- puzzlecup.com
- onlinetestpad.com
- mind42.com
- learningapps.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....